Сварщик термитной сварки
Техника безопасности при термитной сварке рельсов
Термит необходимо хранить на деревянных стеллажах в отапливаемых складских помещениях, имеющих вытяжную вентиляцию.
Все электрические устройства склада (осветительные приборы, моторы и пр.) должны быть взрывобезопасными, а электрические коммуникации — иметь надежную изоляцию. Склады термита должны быть удалены от жилых зданий и производственных помещений на расстояние не менее 30 м.
Термитные спички следует хранить в металлическом шкафу, установленном в помещении, которое изолировано от термитного склада. Огнеупоры для термитной сварки нужно хранить в сухих отапливаемых помещениях.
Термит и огнеупоры следует перевозить в крытых автомашинах с сухим чистым кузовом.
При транспортировке термита и огнеупоров и кратковременном хранении их на месте производства работ следует принимать необходимые меры, исключающие возможность их увлажнения.
На место проведения термитной сварки нужно доставлять такое количество материалов, которое может быть использовано в течение смены. Неиспользованные материалы в тот же день должны быть возвращены на склад.
Не следует производить термитную сварку в дождь или снег, а также при температуре ниже —10 °С.
При промазывании форм в зимний период нужно пользоваться подогретым промазочным составом.
Категорически запрещается пользоваться подмоченным или увлажненным термитом.
Зимой место вокруг стыка очищается от снега в радиусе не менее 0,5м.
Подклинку рельсов нужно вести плотно насаженными на рукоятку кувалдами. Не следует допускать неравномерный износ ударных поверхностей инструментов, а также заусенцы на них.
Вблизи мест сварки рельсовых стыков не допускается производство каких-либо путевых работ.
У места проведения термитной сварки должны быть установлены предупредительные знаки и ограждения, а в ночное время и фонари. Кроме того, на рельсы в 40—50 м от места работ устанавливают тормозные башмаки.
Если электроосвещение производится от трамвайной контактной сети с напряжением 550—600 В, установку и снятие заземления и «удочки» (щит с группой осветительных ламп) необходимо производить только в резиновых перчатках и галошах. Заземляющий провод к рельсу следует надежно закрепить, а затем навесить «удочку». Заземляющий провод осветительного устройства должен иметь высоковольтную изоляцию.
Зажигание термитной шихты от электрической дуги контактного провода запрещается.
Лица, производящие термитную сварку, а также связанные с транспортировкой и хранением термитных сварочных материалов, ежегодно проходят проверку знаний правил техники безопасности.
При проведении сварочных работ сварщики должны быть одеты в специальную одежду.
Перед термитной сваркой нужно обследовать находящееся в непосредственной близости от места производства сварочных работ все здания и сооружения, с точки зрения их пожарной безопасности, принять необходимые противопожарные меры, а также получить разрешение на проведение сварки от органов местной противопожарной охраны.
Поджигание термитной шихты и выпуск из тигля жидких продуктов термитной реакции производится бригадиром. При поджигании термита и выпуске металла и шлака нужно пользоваться защитными очками.
Зажигать небольшие порции термита следует термитной спичкой. Горящую спичку нужно погружать в шихту и прикрывать тигель колпаком. Если термит не воспламеняется, следует снять крышку с тигля и поджечь вторично термитную массу.
При сжигании больших масс термита необходимо применять электрозапал и автозапорное устройство тигля.
Выбивать запорное устройство тигля следует специальной «выши- балкой», которой производят прочистку отверстия штепселя.
В ходе термитной реакции рабочие должны отойти от свариваемого стыка на расстояние не менее 2,5—3 м
Перед началом нагрева стыков рельсов необходимо проверить исправность бензоподогревателя. На корпусе бензоподогревателя должны быть порядковый номер и дата срока действия контрольного гидравлического испытания резервуара, которое производится ежегодно на давление, превышающее в 1,25 раза рабочее. Бензоподогреватель должен иметь манометр.
Необходимо убедиться в исправности всех соединений (штуцеров, муфт, шланга и горелки).
Заправку бензином резервуара нужно производить перед началом работы. Если во время работы возникает необходимость в дополнительной заправке горючим, то это следует делать на расстоянии не менее 10 м от места сварки или другого источника огня.
При нарушении нормальной работы горелки необходимо выключить подачу горючей смеси, а после охлаждения горелки произвести необходимую чистку и ремонт.
Переставлять работающий бензоподогреватель со стыка на стык следует при выключенной подаче горючей смеси.
Кроме того, необходимо:
1) на кислородной линии устанавливать предохранительный клапан против обратного удара;
2) запуск горелки производить в последовательности: подача горючего, зажигание, подача кислорода;
3) выключение горелки: отключение кислорода, перекрытие подачи горючего.
Необходимо регулярно проводить обезжиривание соединительных гаек, ниппелей и других частей кислородной аппаратуры дихлорэтаном С4Н4С12 или четыреххлористым углеродом СС14.
Эти смывки следует хранить в закупоренных стеклянных сосудах в темном сухом месте. По окончании работы с бензоподогревателем в резервуаре необходимо снять давление.
В случае прорыва из тигля или форм жидкого металла или шлака, растекающуюся массу необходимо засыпать сухим песком.
Если после сгорания термитной шихты не сработало запорное устройство и в тигле образовался «козел», то тигель нельзя трогать до полного застывания жидких продуктов термитной реакции (в течение 20—25 мин). Затем тигель устанавливают над поддоном с сухим песком штепселем кверху и легкими ударами молотка по металлическому стержню в отверстии штепселя выбивают слиток застывшего металла и шлака.
Если в процессе эксплуатации в футеровке тигля образуются отдельные местные вымоины глубиной не более половины первоначальной толщины футеровки, их можно заделать магнезитовой смесью, а затем прокалить эти места и ошлаковать тигель.
Срубая со стыка прибыльную часть, литниковую и выпорную системы, необходимо пользоваться защитными очками.
При обрубке рельсового стыка между направлением хода кувалды и кузнечным зубилом должен быть примерно прямой угол. Это гарантирует безопасность работающего в случае соскакивания кувалды с рукоятки.
Запиловка рельсовых стыков может быть поручена рабочему, сдавшему экзамены по технике безопасности на выполнение этих работ.
Запиловщик стыков во время работы должен быть в брезентовом костюме, резиновой обуви и резиновых перчатках, а также в защитных очках.
Абразивные круги для запиловки рельсовых стыков должны предварительно испытываться на специальном стенде.
Запрещается работать абразивным камнем, установленным эксцентрично или имеющим неравномерный износ.
Установленный абразивный камень должен быть заключен в прочный глухой металлический кожух из стали толщиной 2—3 мм.
Перед запиловкой стыков следует надежно заземлить корпус шлифовальной машины.
Запиловка стыков во время дождя и в сырую погоду не разрешается. При проведении запиловки стыков необходимо устанавливать ограждения и предупредительные сигналы.