Водитель автомобиля категории «А», оснащенных спецсигналами
Занос, причины и способы его устранения. Остановочный и тормозной путь.
Юз колеса — ситуация не такая уж опасная, и здесь нет особого повода для паники, хотя, когда это случится впервые, вам так не покажется. Панической реакции можно избежать, если заранее знать, что нужно предпринять в такой ситуации. А что именно делать, чтобы пережить занос без трагедий, зависит от того, какое колесо начинает заносить.
Юз заднего колеса чаще всего случается при сильном экстренном торможении. Проще говоря, это происходит потому, что во время замедления (в связи с торможением) значительная часть нагрузки с заднего колеса перемещается к переднему, что резко уменьшает сцепление заднего колеса, поэтому оно очень легко теряет его совсем и из-за этого перестает вращаться(блокируется, идет юзом).
Каждый процесс торможения уникален, он зависит от геометрии и массы мотоцикла, поверхности дороги, шин и скорости движения. Поэтому идеального решения для предотвращения юза заднего колеса нет.
Однако главное для восстановления ситуации после юза заднего колеса — это выравнивание обоих колес по одной оси и понимание того, как на это равнение колес влияет динамика торможения. На практике обычно получается так: чем дальше от прямой отклоняется заднее колесо, тем больше движущая сила мотоцикла (зависимость между его скоростью и массой) и тем сложнее ситуация.
Например, если при резком торможении с шоссейной скорости заднее колесо начинает заносить и оно сильно отклоняется относительно переднего колеса (т.е. буквально соскальзывает с полотна), то резкое восстановление сцепления (если вы отпустите педаль заднего тормоза) будет иметь нежелательные последствия. Движущая сила наклоненного мотоцикла со вновь обретенным сцеплением на заднем колесе будет такова, что он резко выпрямится, и произойдет так называемое «хайсайд», т.е. падение на ту сторону, .в которую мотоцикл заносило.
Если вы оказываетесь в такой ситуации, не предпринимайте ничего — пусть колесо идет юзом (остается заблокированным), пока мотоцикл не остановится совсем (см. фото). Попытайтесь успокоиться: даже если заднее колесо будет немного «повиливать» вы, глядя вперед и сохраняя прямую траекторию, скорее всего, сможете остановить мотоцикл без особых проблем и падений.
Отпускать педаль заднего тормоза в случае юза заднего колеса стоит только в тех случаях, когда скорость невысока и мотоцикл держится почти прямо, а переднее и заднее колеса не слишком отклоняются от оси.
Юз переднего колеса — совсем другой вопрос. Переднее колесо блокируется, или идет юзом, когда вы слишком резко хватаете передний тормоз, так что большая тормозная сила действует на него до того, как оно получит дополнительное сцепление благодаря перемещению массы вперед. А когда масса перемещается на колесо с нарушенным сцеплением (то есть на колесо, которое заносит), оно «сдается», что неизменно приводит к так называемому «лоусайду», т.е. когда мотоцикл заваливается на бок с низкой, противоположной заносу стороны.
Если при резком торможении у вас начинает блокироваться заднее колесо, постарайтесь не волноваться: даже если заднее колесо будет немного «повиливать» вы, глядя вперед и сохраняя прямую траекторию, скорее всего, сможете остановить мотоцикл без особых проблем.
Оказавшись в такой ситуации, немедленно отпустите передний тормоз, чтобы переднее колесо восстановило сцепление с дорогой. Затем снова сожмите рычаг, только делайте это точно и дозированно, постепенно усиливая торможение по мере того, как масса будет перемещаться к переднему колесу, увеличивая его сцепление.
Хотя юз как заднего, так и переднего колеса вполне реально удержать под контролем, лучше все-таки этого не допускать вообще. Постоянно тренируйте технику экстренного торможения (особенно если вы сменили мотоцикл) на безопасной территории с хорошим покрытием (пустой парковке, например). На дороге следуйте правилу «Увидеть, оценить, сделать», чтобы распознавать опасность до того, как она станет причиной блокировки колес.