Водитель автомобиля категории «А», оснащенных спецсигналами
Приемы стабилизации
При движении мотоцикла переднее колесо рыскает всегда.
Величина этого рысканья зависит от дорожного покрытия, скорости и состояния подвески. Многие не понимают, что такое рысканье необходимое условие работы подвески. Подвеска состоит из двух частей (1) шин и (2) амортизаторов и вилки. Шины поглощают часть нервностей, потому что они резиновые. Когда достигается предел их гибкости, в дело вступают пружины и амортизаторы. А что происходит, когда и они не могут справиться? Вилка двигается из стороны в сторону. Почему она так двигается?
Когда и шины и подвеска достигают предела, это немедленно приводит к перераспределению веса. Тяжелый – легкий, легкий – тяжелый. Увеличение пятна контакта (в момент, когда шина нагружена) заставляет вилку поворачиваться внутрь. При разгрузке вилка стремится занять нулевое положение, соответствующее углу наклона байка. Однако она слегка проскакивает и выворачивается в другую сторону. В это время колесо наезжает на еще одну точку и цикл загрузка/разгрузка повторяется. И так далее. Вот почему рыскает передок.
При прохождении поворота мотоцикл с увеличением скорости, уменьшением радиуса поворота под действием силы центробежного ускорения стремиться наружу поворота. Для устранения этого явления в повороте мотоцикл наклоняется в сторону поворота, при этом корпус туловища мотоциклиста относительно мотоцикла переносится внутрь поворота, тем самым позволяет сохранять мотоцикл в наклоне.
Для обучения данному приему существует упражнение переноса корпуса туловища мотоциклиста с ноги на ногу.
— Исходное положение. Мотоцикл движется прямо на фиксированной передаче
— Перенос корпуса вправо. При выполнении данного упражнения мотоцикл движется прямо, не наклоняется, руки на руле не подвижны, перемещается только таз, вес тела переносится с ноги на ногу.
— Перенос корпуса влево. При выполнении данного упражнения мотоцикл движется прямо, не наклоняется, руки на руле не подвижны, перемещается только таз, вес тела переносится с ноги на ногу.
— Правильное положение мотоциклиста при прохождении поворота. Мотоцикл наклонен в сторону поворота, корпус смещен так же в сторону поворота.
— Правильное прохождение поворота. Мотоцикл наклонен в сторону поворота, корпус смещен так же в сторону поворота, голова повернута в сторону точки выхода из поворота.
При прохождении поворота в случае выноса мотоцикла с траектории наружу так же существует еще способ стабилизации мотоцикла. Мотоциклист привстает на подножки мотоцикла, тем самым понижает общий центр тяжести, причем основной упор делается на внешнюю ногу по отношению к повороту.
Езда на заднем колесе.
Для начинающего мотоциклиста езда на заднем колесе – сложный элемент, требующий концентрации внимания, координации, контроля за дроссельной заслонкой.
Если вы поворачиваете, к примеру, на право и в момент, когда вы находитесь в наклоне вы толкаете руль в поворот (контрруление) – мотоцикл тут же начнет распрямляться. Если вы не просто поворачивали а ещё и удерживали газ в повороте или ускорялись – руление в поворот приведет не просто к разгрузке передней вилки, а к поднятию переднего колеса.
- во время нахождения мотоцикла в повороте – его подвеска сжата – на неё действует центробежная сила
- покрышка радиальная – мотоцикл движется в наклоне используя меньший радиус. Чем меньше радиус – тем проще мотору раскручивать колесо, а при поднятии мотоцикла происходит резкий переход с меньшего радиуса на больший (резкое ускорение) – накопленный мотором момент резко передается на больший радиус
- во время контрурления – нагружается вилка (сжимается), если при контррулении вы удерживаете ручку газа – вилка сжимается ещё сильнее
Представьте, что во время движения по прямой вы, не закрывая газа, делаете резкий кивок в сторону, а затем возвращаете мотоцикл в прямолинейное положение. Во время кивка:
- вы нагружаете переднюю вилку контррулением
- вы нагружаете переднюю вилку центробежной силой
- вы переходите с большего радиуса на меньший, т.к. мотоцикл имеет радиальные колеса – у мотора больше момента, т.к. ему проще вращать колесо (вы не должны отпускать ручку газа)
На этой стадии мы имеем:
- дополнительную мощность мотора (наклон, меньший радиус)
- сжатую подвеску
Теперь вам нужно вернуть мотоцикл в прямолинейное состояние и, в момент когда он распрямился – ещё больше поддать газа – вы увидите как просто мотоцикл поднимется в свечу. В момент когда мотоцикл возвращается из кивка:
- происходит переход на больший радиус (ускорение)
- распрямляется передняя подвеска
Всё что нужно сделать это приоткрыть газ – и переднее колесо мотоцикла вывесится.
Особое внимание обращайте на связь с мотоциклом – во время подъема колени должны сжимать бак а не болтаться по бокам.
Вывешивание мотоцикла с недостаточным моментом.
Вы можете сделать два кивка влево, вправо, влево – с меньшим радиусом, вправо – с большим. Чем больше наклон мотоцикла в кивке, тем сильнее нагружена подвеска, тем меньше радиус колеса и тем сильнее перед выстреливает при распрямлении мотоцикла.
Вывешивание мотоцикла на высоких скоростях.
Тот же принцип, но за счет гироскопического эффекта кивок получается не очень быстрым, важно чтобы в завершающая фаза распрямления мотоцикла проходила резко (резкий толчок руля).
Подводные камни
- худшее что можно сделать в момент когда мотоцикл находится в свече это выжать сцепление
- никогда не останавливайте переднее колесо тормозом в воздухе, его гироскоп необходим для стабилизации и управления мотоциклом
- не поднимайте мотоцикл сразу в глубокую свечу
- не держите пальцы рук на рычагах переднего тормоза и/или сцепления – это бесполезно, руки должны держать руль
- если вы досрочно (до того как мотоцикл распрямился) начнете подъем то получится кривая свеча – вы поедите боком, в этом нет ничего страшного если вы умеете выравнивать мотоцикл, но для начинающего поездка боком обычно заканчивается грубым приземлением переднего колеса. Перед приземляется боком – начинается вобблинг, сила которого зависит от наклона мотоцикла во время посадки и позиции оси переднего колеса относительно оси заднего колеса. Иными словами, – всегда старайтесь приземляться так, чтобы оси вашего переднего и заднего колеса были параллельны друг другу. Лучше приземлиться в наклоне чем с развернутым передним колесом
- не делайте резких кивков на холодной резине или мокром асфальте.
У вас должно быть достаточно оборотов в запасе чтобы приземлиться. Во время того как перед опускается вам необходимо добавлять газ, чтобы замедлить падение мотоцикла. Если в этот момент мотоцикл упрется в отсечку перед резко упадет. Вы должны научиться чувствовать на каких оборотах вы находитесь.