Водитель автомобиля категории «А», оснащенных спецсигналами
Способы преодоления типичных критических ситуаций.
Способы преодоления типичных критических ситуаций: снос, критический и темповой заносы, вращение и боковое скольжение, опрокидывание.
Наиболее распространенный занос – занос задка, когда заднее колесо “сносит” и мотоцикл “разворачивает”. Большинство водителей не понимают, что байк компенсирует такой занос автоматически.
Когда заднее колесо сносит, переднее движется в ту же сторону – в сторону заноса. Основная часть мотоцикла движется наружу поворота, и переднее колесо поворачивается ровно на угол, необходимый для стабилизации движения. Эта полезная особенность поставляется с каждым мотоциклом совершенно бесплатно. Когда заносит задок автомобиля, передние колеса поворачиваются внутрь поворота, тем самым усиливая процесс. Чтобы научиться водить машину по скользкой дороге, нужно научиться поворачивать колеса в сторону заноса. Но мотоцикл – совсем другое дело.
Когда байк начинает сносить, водитель с хорошей реакцией и сильной спиной оказывается в опасности. Если он сможет удержать руль от поворота в сторону заноса, мотоцикл начнет разворачивать вокруг точки соприкосновения передней шины с дорогой. Только в отличие от машины, которую просто развернет, в данном случае это приведет к хайсайду (мотоциклиста выбрасывает из седла в обратную сторону, и он перелетает над мотоциклом).
Если вы осознаете ситуацию и успеете отреагировать, ничего страшного не произойдет – мотоцикл немного потрясет, и все. Причем, чем меньше вы закроете газ, тем устойчивее будет байк.
Боковое скольжение.
Боковое скольжение заднего колеса происходит обычно от того, что превышена возможность покрышки одновременно выдерживать боковое ускорение одновременно с продольным (тем, что разгоняет мотоцикл). Как правило, это происходит от переизбытка газа, по крайней мере, я не могу припомнить ни одного случая, когда скольжение заднего колеса началось бы от увеличения наклона на ровном газу. Добавляйте газ плавно, иначе скольжение может начаться с такой скоростью, что не будет времени на него среагировать. Когда началось неожиданное скольжение заднего колеса, нужно просто прекратить добавлять газ и ни в коем случае не хвататься крепко за руль. Мертвый хват руля при сносе заднего колеса приведет к непроизвольному контррулению, уменьшению угла наклона и более резкому восстановлению контакта заднего колеса с асфальтом. Резкое восстановление сцепления с асфальтом, когда заднее колесо далеко от линии движения, приводит к хайсайдам, хотя и с ними можно справиться. Поэтому идеальный рецепт хайсайда в после того как заднее колесо потащило в сторону – это вцепиться в руль и закрыть газ. Если же руль держат расслабленные руки и в момент начала сноса он сам доворачивается так, чтобы переднее колесо смотрело по направлению движения, то мы получим силовой занос , который с большой вероятностью закончится сам, если прекратить добавлять газ, когда мотоцикл наклонится на большой угол и за счет этого тяга на заднем колесе уменьшится. Данная ситуация объясняется тем, что край покрышки большинства дорожных мотоциклов имеет значительно меньший диаметр, поэтому для поддержания прежней скорости вращения потребуются большие обороты двигателя. Если вы их не дадите отворотом ручки газа, то скольжение плавно прекратится. Естественно, ожидать прекращения скольжения по этому методу со 100% открученным газом не стоит. Второй метод контроля бокового скольжения заднего колеса на полном газу – использование руля. Колесо прокручивается к примеру в повороте направо и, соответственно скользит налево. Нам требуется давить в левый клипон, чтобы не дать заднему колесу обогнать переднее, одновременно поддерживая газ на достаточном уровне, чтобы заднее колесо не смогло восстановить контакт с асфальтом, когда мотоцикл уменьшит угол наклона.
Боковое скольжение переднего колеса. Прежде всего, следует уяснить, что если мы не тормозим в наклоне, что есть всего две причины, по которым переднее колесо начнет скользить. Причины эти очевидные – мало веса или слишком много веса на переднем колесе. Ситуация с недостатком веса происходит при разгоне и понятно, что в этой ситуации остановить скольжение можно уменьшением интенсивности разгона или изменением посадки (в следующем повороте нужно сдвинуться ближе к бензобаку). Скольжение переднего колеса при разгоне или распрямление траектории вследствие кратковременного отрыва переднего колеса от асфальта в наклоне относительно безобидны. Значительно более интересная ситуация возникает от скольжения переднего колеса от переизбытка веса или от избыточного торможения в наклоне. При больших углах наклона от этого нет никакого спасения, а на средних можно еще побороться. Что такое большой угол, определяется типом мотоцикла и используемых покрышек. Что делать, если перетормозили в наклоне? Нужно плавно ослабить тормозное усилие. Самая большая сложность в этом деле вовремя обнаружить проблему. А обнаруживается она так: многие (некоторые не знают куда повернут руль в повороте) мотоциклисты со временем приблизительно начинают представлять, на сколько должен быть повернут руль в сторону поворота, когда мотоцикл лежит на дуге и наклонен на определенный угол. Если руль повернут сильнее обычного или пытается увеличить выворот, то это верный признак скольжения переднего колеса. В общем, это нужно один раз почувствовать, и впоследствии это чувство “невесомости” на руле уже ни с чем перепутать невозможно. При скольжении переднего колеса от перегрузки помогает добавление газа. Однако это работает только тогда, когда у заднего колеса есть хороший запас по сцеплению с дорогой. К примеру, при попытке спасти скользящее переднее колесо во время дождя, я как-то в позапрошлом году заработал и скольжение заднего. Все это окончилось отдыхом на обочине. Второй способ прекратить скольжение переднего колеса – контрруление. Как только показалось, что руль пошел поворачиваться в сторону поворота, тут же доворачиваем его в ту же сторону. Это приведет к рисованию черного треугольника на асфальте, уменьшению угла наклона. Естественно, сразу же после восстановления сцепления переднего колеса с асфальтом нам потребуется опять закладывать мотоцикл в поворот. Поэтому чтобы не тратить время на колебательные движения, нужно контррулить надавливая или потянув только один клипон или рукоятку руля. Это не значит, что за руль следует держаться только одной рукой, просто вторая должна быть расслаблена.
Опрокидывание.
Задача мотоциклиста на повороте состоит в том, что бы его действия были направлены на удержание мотоцикла от опрокидывания. При этом предельная скорость ограничена сцеплением колес с поверхностью дороги. При превышении центробежной силы над силой сцепления мотоцикл теряет устойчивость и падает. Если на мотоцикле установлен круизер или самодельный чоппер, то даже при повороте руля на небольшую величину точка контакта колеса с дорогой смещается на большую величину, что создает большую центробежную силу и опрокидывание более вероятно.