Водитель автомобиля категории «А», оснащенных спецсигналами
Специальная физическая подготовка на транспортном средстве категории “A”.
Перечень физических упражнений, необходимых для управления мототранспортным средством.
При обучении управлению мототранспортным средством, необходимо помнить о своей физической подготовке. На начальной стадии обучения, в зависимости от выполняемых упражнений, возникает новая нагрузка на разные группы мышц. В дальнейшем повышается выносливость и мышцы привыкают к нагрузке.
Мышцы должны находиться в тонусе, а вместе с ними и связки, что в комплексе дает хорошее общее физическое состояние и отличную реакцию на различные ситуации, возникающие при езде на мототранспортном средстве.
Основные упражнения для физической подготовки: подтягивания, отжимания, качание пресса, выброс ног, прыжки со сменой ног.
На весь комплекс дается ровно восемь минут, которые необходимо равномерно распределить между всеми упражнениями и отдыхом – 30 секунд.
- Подтягивания – 20 раз.
- Отжимания – 60 раз.
- Качание пресса – 40 раз.
- Выброс ног – 40 раз.
- Прыжки со сменой ног – 45 раз за 1 минуту.
Для повышения эффективности управления мототранспортным средством и снижения утомляемости необходимо выработать правильную посадку водителя мототранспортного средства. Сидеть следует прямо, немного наклонившись вперед, при этом руки свободно лежат на рукоятках руля, а локти слегка согнуты и приближены к туловищу. Ноги во время езды ставят устойчиво на подножки, колени обжимают топливный бак (Рисунок 1).
Перечень необходимых упражнений для тренировки глазомера в целях управления мототранспортным средством.
Зрение является основным источником информации для водителей всех транспортных средств. Практически все решения при вождении основываются на полученной визуальной информации. Поэтому важно уделять внимание развитию зрительных качеств водителя.
К свойствам зрительного анализатора относятся:
- Адаптация (приспособляемость глаза к изменению освещенности);
- Острота зрения;
- Цветоощущение;
- Поле зрения;
- Глубинное зрения (глазомер);
- Динамический глазомер.
Особенно трудно воспринимать и оценивать расстояния до движущихся объектов во время движения в транспортном потоке. В данном случае восприятие расстояния до объекта осуществляется с помощью динамического глазомера. Динамическое зрение основано на оценке скорости и направления вместе с восприятием расстояния и времени. Острота динамического зрения зависит от ряда факторов, часть из которых относится к свойствам зрительного анализатора водителя и поддается тренировке: координация работы между мышцами шеи и глаз степень развития периферического зрения. Динамический глазомер необходим водителю для выбора безопасной дистанций и боковых интервалов, при обгоне и опережении, при въезде в узкие места (ворота, арки и т.д.), при движении задним ходом и выполнении сложных маневров.
Также важно понимать разницу между скоростью и восприятием скорости. Например, если во время движения смотреть на землю перед собой, то скорость будет восприниматься очень высокой, но при переключении внимания вдаль на объект, находящийся без движения, возникнет ощущение, что движения не происходит. При этом реальная скорость не изменится.
Выполнение упражнений для развития качеств зрительного восприятия является залогом безопасности на дороге. Например, регулярная тренировка развивает глазомер – свойство, определяющее мастерство водителя.
Упражнения для тренировки глазомера.
Самыми простыми упражнениями для тренировки не требующими специальной подготовки – рисование от руки прямых параллельных линий на чистом листе бумаге. Возьмите чистый лист, нарисуйте одну линию максимально ровно и выдерживая одинаковый интервал нарисуйте параллельно еще 10 линий. Следите, чтобы они были одинаковой длины, располагались параллельно и на равном расстоянии друг от друга. Упражнение можно усложнить, рисуя линии с различным уклоном.
Следующее упражнение тоже хорошо подходит для тренировки глубинного зрения. Нарисуйте отрезок на листе бумаги и разделите данный отрезок на 10 равных частей (важно, чтобы лист на имел типографских линий или клеток). Упражнение можно видоизменять, выбирая различные длины отрезков и количество делений. Сложнее делить отрезок на нечетное количество частей. Также можно усложнить задачу, выбираю другие фигуры для деления на части. Например, поделить круг на сегменты или разбить прямоугольник на равные квадраты.
Следующая группа упражнений выполняется на площадке.
Упражнение маятник. Возьмите два конуса или две стойки, поставьте их на расстоянии 15 метров друг от друга. Водитель с заданного один из конусов расстояние начинает движение по отрезку, ограниченному передним и задним конусом, стараясь остановиться максимально близко к переднему конусу. Упражнение можно видоизменять, варьируя расстояние и скорость движения. Для усложнения задачи высоту конуса или стойки можно изменять, делая ее ниже.
Упражнение колея. Для выполнения данного упражнения понадобится нарисовать прямую широкую линию или границы линии, толщиной 50 сантиметров. Задача, проехать максимально точно по центру нарисованного коридора, изменяя скорость движения и точки начала движения относительно выделенного участка.
Для тренировки динамического глазомера лучше всего подходят групповые упражнения, имитирующее движение в колонне. При выполнении упражнения руководитель с помощью передающих устройств выдает задание каждому из участников движения, предлагая снизить скорость, а остальные участники движения должны изменить свою динамику движения, не нарушая заданного интервала и темпа движения группы.
Упражнение в колонне с перестроениями. По команде руководителя с заданными колонна перестраивается в движение группами по два, три транспортных средства.
Динамический глазомер можно тренировать и без групповых занятий. Для этого понадобится несколько пустых картонных коробок, веревка и или лебедка. Ассистент приводит в движение картонные коробки с помощью веревки, а задача мотоциклиста выбрать необходимый темп движения, избегая столкновения с препятствием.