Водитель автомобиля категории «А», оснащенных спецсигналами
Правовые акты, регламентирующие технические особенности устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Нормативные правовые акты, определяющие правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе описывающие порядок использования специальных световых и звуковых сигналов.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на теppитоpии Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 № 169-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 30, ст. 4000). Задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их пpав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения доpожно-тpанспоpтных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Унифицированные правила дорожного движения закреплены в Конвенции о дорожном движении, которая была заключена в Вене в 1968 году и ратифицирована СССР в апреле 1974 года. Этот документ предусматривает наличие транспортного средства, «пользующегося преимущественным правом проезда». Если оно подает специальные световые и звуковые сигналы, то каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей части и в случае необходимости остановиться. Так же как и российские ПДД, Венская конвенция разрешает транспортным средствам, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов не соблюдать все или некоторые положения правил, но при условии, что не будут поставлены под угрозу другие участники дорожного движения. Включаться спецсигналы могут лишь в тех случаях, когда это «оправдано срочным характером их поездки».
Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 50574 – 2002) установлены общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и ее элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам. Настоящий стандарт в части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам также распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. На наружных поверхностях транспортных средств оперативных служб надписи и рисунки рекламного содержания не допускаются. Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Стандарт не распространяется на транспортные средства оперативных служб, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб, в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления. Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Транспортные средства оперативных служб, зарегистрированные в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации с 01.01.2006 года приведены в соответствии с настоящим стандартом.
Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
В национальном стандарте Российской Федерации установлены общие требования к применению цветографических схем, опознавательных знаков, надписей, специальных световых и звуковых сигналов.
- Разработан Федеральным казенным учреждением “Научный центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации” (ФКУ “НЦ БДД МВД России”).
- Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 “Безопасность дорожного движения”.
- Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. N 25-ст
- Взамен ГОСТ Р 50574-2002
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.07.2019 N 434-ст c 01.09.2019; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2021 N 1809-ст c 01.01.2022
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2019 год; ИУС N 3, 2022
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2020 год
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы (далее – транспортные средства), оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам:
а) скорой медицинской помощи;
б) пожарной охраны;
в) полиции;
г) военной автомобильной инспекции (ВАИ);
д) аварийно-спасательным;
е) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
ж) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
и) военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации;
к) Войск национальной гвардии Российской Федерации;
л) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (предназначенные для перевозки лиц, находящихся под стражей);
м) таможенных органов Российской Федерации.
Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.
Настоящий стандарт в части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам также распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому законодательными актами Российской Федерации, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.
На наружных поверхностях транспортных средств оперативных служб надписи и рисунки рекламного содержания не допускаются.
Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Примечание – Не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на легковых автомобилях категории М1 пожарной охраны и аварийно-спасательных служб, не входящих в систему МЧС России.
Стандарт не распространяется на транспортные средства оперативных служб, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 19715 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 величина освечивания: Произведение силы света (кд) на время свечения (с) источника света.
3.2 декоративные полосы: Горизонтальные и вертикальные полосы контрастирующего цвета по отношению к основному цвету транспортного средства, нанесенные на боковые и иные его поверхности, являющиеся отличительным признаком, который обеспечивает мгновенное зрительное восприятие транспортного средства и выделение его из общего транспортного потока.
3.3 доминирующая длина волны: Длина волны, которая расположена в центре тяжести кривой спектрального распределения энергии.
3.4 информационные надписи: Надписи, содержащие текстовую информацию о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства.
3.5 контрастирующие цвета цветографической схемы: Цвета декоративных полос, отличающиеся от основного цвета транспортного средства по трем параметрам восприятия: цветовому тону, насыщенности и светлоте.
3.6 насыщенность: Свойство зрительного восприятия человека, позволяющее оценивать пропорцию чистого хроматического (спектрального или пурпурного) цвета, заключающуюся в полном цветовом ощущении.
3.7 опознавательные знаки: Графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства; к опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и т.п.
3.8 основной цвет цветографической схемы: Цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства.
3.9 продолжительность свечения: Период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света.
3.10 светлота: Свойство зрительного ощущения, вследствие которого тело кажется пропускающим или рассеивающим более или менее значительную часть падающего на него света; психофизиологически это свойство близко фотометрической величине – коэффициенту яркости.
3.11 специальный звуковой сигнал: Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно.
3.12 специальный световой сигнал (проблесковый маячок): Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно.
3.13 угол видимости: Угол в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения, в пределах которого световой сигнал, подаваемый проблесковым маячком, не экранируется деталями транспортного средства, на котором он установлен.
3.14 цветовой тон: Свойство зрительного ощущения человека, определяемое словами: “синий”, “зеленый”, “желтый” и т.п.; психофизиологически это свойство близко колориметрической величине – доминирующей длине волны.
3.15 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.
3.16 световозвращение: Отражение светового потока, возвращающегося в направлении, близком направлению его излучения.
3.17 световозвращающие пленки: Самоклеящиеся пленки, обладающие способностью отражать свет в направлениях, близких к направлению его падения.
3.18 удельный коэффициент световозвращения (R’): Количество света, отраженное 1 м поверхности световозвращающего материала в сторону глаз водителя транспортного средства от фары транспортного средства.
Примечание – Коэффициент световозвращения R’ выражается в кдлкм [1].
3.19 флуоресцентный материал: Материал, обеспечивающий высокую видимость в дневное время.
4 Требования к цветографическим схемам
4.1 Состав цветографических схем
4.1.1 Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов:
а) основного цвета наружных поверхностей транспортного средства;
б) декоративных полос;
в) информационных надписей;
г) опознавательных знаков.
- Цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать
- Примечания
- 1 Транспортные средства (включая их марки и модели) изображены условно.
- 2 На транспортных средствах полиции, Госавтоинспекции и Военной автоинспекции допускаются любые цветографические схемы, примеры которых приведены на рисунках А.10–А.20, с соответствующими наименованию службы надписями. При этом правую дверь салона кузова-фургона транспортного средства, изображенного на рисунке А.16, в контрастирующий цвет, соответствующий цвету декоративных полос, не окрашивают. На транспортные средства, имеющие информационные надписи: “Госавтоинспекция”, “ДПС”, “Военная автоинспекция”, “ВАИ”, а также на транспортные средства ФСБ России дополнительно к проблесковым маячкам со световыми сигналами синего цвета могут устанавливаться проблесковые маячки со световыми сигналами красного цвета.
- (Измененная редакция, Изм. N 1).
- 1.3 На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.
- 1.4 Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар, фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием-изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.
- Примечания
- 1 Допускается не наносить цветографические схемы на детали кузова, заводская комплектация которых предусматривает их установку в неокрашенном виде.
- 2 Допускается не наносить декоративные полосы на решетки радиаторов и элементы оборудования, установленного на буферах безопасности транспортного средства.
- 2 Цвета основные и декоративных полос
- 2.1 Основные цвета покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб должны соответствовать указанным в таблице 1.
- Примечание – Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и рекомендуемые цвета лакокрасочных материалов приведены в приложении В.
- 2.2 Цветовые сочетания основные и декоративных полос могут быть любыми из приведенных в таблице 1 для оперативной службы конкретного вида, но должны быть одинаковы для всех наружных элементов одного транспортного средства.
- 2.3 Для нанесения декоративных полос используют самоклеящиеся пленки, в том числе световозвращающие, а также лакокрасочные материалы в соответствии с нормой цветности, указанной в таблице В.1 приложения В.
- Цвета декоративных полос, выполненных с использованием самоклеящихся пленок, должны находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице 2 для соответствующего минимального коэффициента яркости.
Примечание – Для нанесения декоративных полос на транспортные средства полиции, скорой медицинской помощи, а также пожарной охраны используют только световозвращающие пленки.
Таблица 1. Цвета покрытия наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб.
Вид оперативной службы | Основные цвета покрытия | Цвета декоративных полос |
Скорая медицинская помощь: | ||
а) автомобили классов А и В | Белый
Лимонный |
Красный |
б) автомобили класса С (реанимобили) | Лимонный (флуоресцентный) |
Красный |
Пожарная охрана | Красный | Белый |
Полиция, Госавтоинспекция | Белый или серый | Синий |
Военная автомобильная инспекция: | ||
а) легковые автомобили, маломестные автобусы | Белый | Синий |
б) легковые и грузопассажирские автомобили повышенной проходимости | Защитный
Белый |
Синий |
в) грузовые автомобили и мотоциклы | Защитный | Синий |
Аварийно-спасательные службы | Белый | Двухцветный: оранжевый, синий |
Органы Федеральной службы безопасности: | ||
а) пресечение террористических актов | Черный | Трехцветный: “белый-синий-красный” |
б) разминирование | Желтый
Серый Зеленый |
Синий |
в) пресечение нарушений режима государственной границы Российской Федерации | Светло-серый
Черный Зеленый |
Двухцветный: зеленый, синий |
Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации | Синий
Черный |
Красный |
Военная полиция Вооруженных сил Российской Федерации (легковые автомобили, маломестные автобусы, легковые и грузопассажирские автомобили повышенной проходимости, грузовые автомобили) | Защитный | Красный и белый |
Войска национальной гвардии Российской Федерации | Серый
Серый или белый |
Рубиново-красный
Синий |
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации:
перевозка лиц, находящихся под стражей |
Белый | Зеленый |
Федеральная таможенная служба:
специальные оперативно-служебные транспортные средства (за исключением легковых автомобилей категории М1 по [2]), оборудованные средствами таможенного контроля и используемые на территориях и в зонах, определенных законодательством о таможенном регулировании, в целях осуществления таможенного контроля путем остановки автомобильных транспортных средств и проверки товаров и документов на них |
Белый
Защитный |
Темно-зеленый |
Допускается по согласованию с заказчиком.
Допускается окраска передних дверей грузовых автомобилей в цвета декоративных полос. Для легковых автомобилей и маломестных автобусов полиции и Госавтоинспекции допускается использование в качестве основного цвета бежевый с номером RAL-1000, RAL-1001, RAL-1002, RAL-1011 по Картотеке образцов цвета RAL. Для автомобилей ВАИ, полиции, Госавтоинспекции, МЧС России и Войск национальной гвардии Российской Федерации допускается использовать в качестве основного цвета светло-серебристый типа металлик. Полоса синего цвета имеет ширину не более 1/4 от ширины декоративной полосы оранжевого цвета и наносится вдоль ее оси симметрии. Декоративные полосы, равные по ширине, размещаются одна под другой. Полоса зеленого цвета имеет ширину не более 3/5 ширины декоративной полосы синего цвета и наносится вдоль ее оси симметрии. Для специальных оперативно-служебных транспортных средств таможенных органов Российской Федерации допускается использование в качестве основного цвета белый с номером RAL 9002, RAL 9012 по Картотеке образцов цвета RAL. |
Таблица 2 – Цветометрические характеристики декоративных полос
Цвет покрытия | Координаты цветности угловых точек допустимых цветовых областей | Минимальный коэффициент яркости , % | ||||
Белый | x | 0,303 | 0,368 | 0,340 | 0,274 | 15 |
y | 0,300 | 0,366 | 0,393 | 0,329 | ||
Красный | x | 0,648 | 0,735 | 0,629 | 0,565 | 2,5 |
y | 0,351 | 0,265 | 0,281 | 0,346 | ||
Синий | x | 0,140 | 0,244 | 0,190 | 0,065 | 1,0 |
y | 0,035 | 0,210 | 0,255 | 0,216 | ||
Оранжевый | x | 0,558 | 0,636 | 0,570 | 0,506 | 7,0 |
y | 0,352 | 0,364 | 0,429 | 0,404 | ||
Зеленый | x | 0,026 | 0,166 | 0,286 | 0,207 | 1,0 |
y | 0,399 | 0,346 | 0,446 | 0,771 | ||
Рубиново-красный | x | 0,644 | 0,644 | 0,669 | 0,669 | 2,5 |
y | 0,311 | 0,327 | 0,327 | 0,312 | ||
Темно-зеленый | x | 0,110 | 0,170 | 0,170 | 0,110 | 1,0 |
y | 0,415 | 0,415 | 0,500 | 0,500 |
4.2.4 Ширина декоративных полос, нанесенных на боковые поверхности грузовых автомобилей и автобусов, должна быть от 150 до 230 мм. Ширину декоративных полос, наносимых на боковые поверхности легковых и грузопассажирских автомобилей, определяют с учетом конфигурации указанных поверхностей.
4.2.5 Ширина каждой из двух параллельных декоративных полос, нанесенных на переднюю и заднюю части транспортного средства симметрично относительно его продольной оси, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90±5) мм.
4.3 Информационные надписи и опознавательные знаки
4.3.1 Информационные надписи и опознавательные знаки (за исключением гербов и эмблем), наносимые на поверхности транспортного средства, имеющие основной цвет, должны иметь цвет декоративной полосы: на декоративной полосе белого цвета – основного цвета; на декоративной полосе прочих цветов – белого цвета.
Примечания
1. Цвет информационных надписей и опознавательных знаков, наносимых на транспортные средства с трехцветной или двухцветной декоративной полосой, настоящим стандартом не регламентируют, а устанавливают нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в структуру которых входят соответствующие оперативные службы (за исключением транспортных средств аварийно-спасательных служб), исходя из условий обеспечения восприятия и контрастности надписей и знаков по отношению к основному цвету транспортного средства.
2. На трехцветную и двухцветную декоративные полосы (за исключением декоративных полос транспортных средств, используемых для проведения неотложных действий по пресечению нарушений режима государственной границы Российской Федерации), информационные надписи и опознавательные знаки не наносят.
4.3.2 Способ нанесения информационных надписей и опознавательных знаков не нормируют. При их нанесении методом окрашивания должны выполняться требования раздела 5.
4.3.3 Изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении.