Слесарь по ремонту автомобилей 4-5 разряда
Кузов и дополнительные системы
В грузовом автомобиле к кузову относятся:
• кабина для водителя и пассажиров;
• капот;
• облицовка;
• крылья передних колес;
• брызговики задних колес;
• платформа для груза, которая имеет конструкцию в зависимости от перевозимого груза.
В зависимости от назначения кузов может быть выполнен в различных вариантах (см. раздел 1; 1,3). Кузов легкового автомобиля является несущей конструкцией. Характерная особенность несущего кузова — отсутствие рамы. Ее роль выполняет сам кузов, который в местах крепления двигателя, агрегатов трансмиссии и подвесок имеет специальные усиления. Состоит кузов из стального цельносварного корпуса, к которому прикреплены капот двигателя, передние и задние крылья, двери, крышка багажника, облицовка фар и радиатора, передний и задний буферы и др. Внутри кузова размещены сиденья для водителя и пассажиров. В зависимости от компоновки объемов кузова существуют различные типы кузовов легковых автомобилей.
Кабина
Кабина грузового автомобиля капотной схемы состоит из каркаса, крышки, верхней, задней и боковых панелей, между которыми образованы дверные проемы. В проемах
на петлях навешиваются двери. В закрытом положении двери удерживаются с помощью встроенных замков специальной конструкции. Двери кабины имеют опускающиеся при помощи стеклоподъемников стекла. В оконные проемы кабины вставляют неоткрывающиеся гнутые стекла. Внутри кабины размещаются сиденье и все органы управления автомобилем. Сиденье может быть одно-, двух- и трехместным, общим для водителя и пассажиров или раздельным. При раздельной конструкции сиденье выполняют регулируемым по высоте, расстоянию от органов управления, а также по наклону спинки. В кабинах бескапотной конструкции может быть предусмотрено одно спальное место, располагаемое поперек кабины за спиной водителя. Для обеспечения доступа к двигателю в таких кабинах делают устройство для ее опрокидывания относительно передних шарнирных опор.
Платформа
Металлическая или деревянная платформа грузового автомобиля имеет откидные борта (могут быть многосекционными), соединенные с полом платформы петлями. Борта в закрытом положении скреплены между собой запорными приспособлениями. Пол платформы собран на двух продольных и нескольких поперечных брусьях. Продольные брусья прикреплены стремянками к раме автомобиля. Платформа может быть выполнена в различных вариантах: самосвальной, удлиненной, с высокими бортами, покрыта тентом и др.
Под платформой размещаются ящик для крупных инструментов, запасное колесо. Мелкий инструмент может храниться под сиденьем водителя. На передних и задних бортах справа и слева установлены отражатели света.
Специальное оборудование
Подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала (рис. 136) состоит из:
• телескопического цилиндра с плунжером;
• шестеренчатого масляного насоса;
• крана управления;
• коробки отбора мощности;
• масляного бака;
• трубопроводов.
При опущенной грузовой платформе плунжер гидравлического подъемника находится у днища цилиндра, а масло—в полости под плунжером и в баке. Подъем платформы осуществляется при помощи масляного насоса, подающего масло в полость под плунжер. В результате давления, создаваемого насосом, плунжер перемещается и поднимает
платформу. Опускается грузовая платформа под действием собственного веса, выдавливая масло из-под плунжера обратно в бак. На автомобилях повышенной проходимости в качестве специального оборудования устанавливают лебедку
(рис. 137), которая может быть использована для самовытаскивания в тяжелых дорожных условиях или для вытаскивания другого застрявшего автомобиля, а также для
подъема и опускания грузов через специальные блоки. Лебедка устанавливается в передней части автомобиля на раме. Для привода лебедки используется двигатель автомобиля,
крутящий момент от которого передается через коробку передач на коробку отбора мощности и далее через карданную передачу на лебедку. Включение лебедки производят при выжатом сцеплении, переведя рычаг управления лебедкой из нейтрального в положение «Намотка» или «Размотка». Плавно отпуская педаль сцепления, приводят лебедку в действие. При необходимости можно производить ручную размотку троса, отключив предварительно барабан с помощью кулачковой муфты. Буксирное устройство устанавливают на автомобиле сзади на поперечине рамы. Крепление стержня крюка буксирного устройства осуществляется через пружину или резиновый упругий элемент с целью смягчения рывков при трогании с места или при движении автопоезда. Надежность сцепки обеспечивается откидной скобой, запирающейся защелкой и шплинтом на цепочке. На случай самопроизвольной расцепки предусмотрен трос (или цепь), прикрепленный одним концом к проушине, установленной на задней поперечине рамы, а вторым — к прицепу.
Для буксировки автомобиля к передним концам лонжеронов рамы прикреплены буксирные крюки (проушины для легковых автомобилей).
Седельно-сцепное устройство устанавливают на автомобиле-тягаче, когда он работает с полуприцепом. На полуприцепе в этом случае устанавливают сцепной шкворень.
Конструкция седельно-сцепного устройства обеспечивает автоматическую сцепку полуприцепа с автомобилем-тягачом при плавном въезде его задним ходом под заторможенный полуприцеп и исключает возможность самопроизвольного разъединения полуприцепа от автомобиля-тягача.