I'm a Copywriter in a Digital Agency, I was searching for courses that'll help me broaden my skill set. Before signing up for Rob's.
Подготовка водителей, осуществляющих перевозку ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (ДОПОГ-ADR) Базовый курс
Меры по обеспечению безопасности при перевозке, погрузке и разгрузке опасных грузов
Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.
Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.
Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:
Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.
Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.
Содержание предрейсового инструктажа по БДД
Предрейсовые инструктажи относятся к текущим, решение об их проведении принимает руководитель по транспортной безопасности организации и специалист по БДД. На инструктаже водители получают информацию о:
маршруте движения, протяженности маршрута, состоянии дорожного покрытия, сезонных и погодных условиях во время перевозки;
виде, характере, особенностях грузов, правилах их транспортировки и защиты;
особенностях перевозки людей и детей (если перевозятся пассажиры);
специфических условиях и потенциальных опасностях рейса, правилах поведения при возникновении экстренной ситуации в дороге;
правилах проезда потенциально опасных участков дороги, ж/д переездов перекрестков и пешеходных переходов;
времени выезда на линии и времени прибытия в пункт назначения, предполагаемых остановках, режиме труда и отдыха;
обязательных мерах защиты транспортного средства и ответственности за его исправность;
безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
ответственности за отклонение от маршрута, нецелевое использование транспорта и несанкционированный слив горючего.
Кроме того, водитель получает информацию о наличии на трассе маршрута АЗС, СТО им медицинских учреждений, правилах прохождения таможенных и пограничных пунктов пропуска, порядке действий при ДТП, остановке сотрудниками ГИБДД или нарушении графика перевозки, правилах безопасности проезда населенных пунктов (особенно в период школьных каникул) и т.д.
Водителям-пассажироперевозчикам дополнительно сообщается информация о правилах этикета и поведения, порядку и правилам остановок, посадки и высадки пассажиров. При перевозке детей, водители инструктируются по вопросам состояния транспортных средств (не старше 10 лет), наличия тахометра и ГЛОНАСС, предупреждающих знаков, правил посадки-высадки пассажиров, остановок (каждые 100 км или каждые 50 минут, каждые 3-5 часов для приема пищи), времени перевозки (с 6 утра до 123 вечера) и парковок на ночлег.
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.
Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.
Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:
ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.
Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.
Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.
Устойчивость и управляемость автомобиля
Устойчивость — это способность автомобиля двигаться в разнообразных условиях без опрокидывания, заноса и увода. Понятия устойчивость и управляемость тесно переплетаются и их следует рассмотреть совместно. Причинами, вызывающими нарушение устойчивости и управляемости автомобиля, наиболее часто являются воздействующие на автомобиль боковые силы. Особенно высокие требования к устойчивости предъявляются при работе автомобиля на скользких дорогах и при движении с большими скоростями.
Различают:
-продольную;
-поперечную;
-боковую устойчивость автомобиля.
Под продольной устойчивостью понимают способность автомобиля сохранять устойчивость в продольном направлении (вдоль дороги) при преодолении подъемов и движении на спусках. Чем короче база автомобиля (расстояние между осями), меньше тяговое усилие на ведущих колесах, круче уклон дороги, тем меньше продольная устойчивость. При движении на подъеме нагрузка на задние колеса увеличивается, а на передние уменьшается. Уменьшение давления передних колес на дорогу также уменьшает продольную устойчивость. Однако потеря автомобилем продольной устойчивости (опрокидывание через переднюю или заднюю ось) сравнительно редкое явление и может быть в исключительных случаях – при очень крутом спуске в горных условиях и т. п.
Способность автомобиля сохранять устойчивость в поперечном направлении (поперек дороги) называется поперечной устойчивостью, например при движении по дороге с поперечным уклоном или по косогору. Потеря автомобилем поперечной устойчивости (опрокидывание через левые или правые колеса) тем менее вероятна, чем шире колея (расстояние между колесами) и ниже расположен центр тяжести. Значительное повышение центра тяжести вследствие высоты груза снижает поперечную устойчивость автомобиля.
Технический Регламент Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011) предъявляет требования к поперечной статической устойчивости транспортного средства при испытаниях при опрокидывании для транспортных средств категорий M, N, O (применительно к категории М1 – только для транспортных средств категории G только в отношении подпункта 4.2.1, Приложение 3).
ТР ТС 018/2011 определяет, что под углом статической устойчивости αсу понимается угол наклона опорной поверхности α опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства максимальной массы от опорной поверхности платформы. Величина угла αсу, полученная в результате технического расчета, должна быть не менее нормативного значения αн = 21° зависящего от коэффициента qs поперечной устойчивости транспортного средства и определяемого расчетным путем по формулам.
Боковой устойчивостью называют способность автомобиля противостоять влиянию боковых сил, вызывающих скольжение задней или передней оси в сторону (боковой занос).
Загородное шоссе иногда имеет выпуклый поперечный профиль, часто переходящий на повороте в односторонний уклон, как в сторону центра поворота, так и в сторону от центра поворота. В последнем случае боковая устойчивость автомобиля резко снижается, так как боковая сила, вызывающая занос, и центробежная сила, опрокидывающая автомобиль, направлены в одну сторону от центра поворота.
Известны случаи, когда боковой занос заканчивается опрокидыванием автомобиля. Опрокидывание автомобиля может также произойти от резкого поворота руля на высокой скорости.
Управляемость автомобиля
Управляемость — свойство автомобиля изменять направление движения при изменении положения управляемых колес. Качественно это свойство можно оценивать по степени приближения фактической траектории движения автомобиля к желаемой. В реальных дорожных условиях постоянно возникает необходимость корректирования или изменения направления движения автомобиля. Это достигается воздействиями водителя через рулевое управление на управляемые колеса. Действия водителя, направленные на сохранение или изменение величины и направления скорости движения, а также ориентации продольной оси автомобиля, называются управлением. Управление автомобилем является основной производственной функцией водителя. Для успешного осуществления этой функции автомобиль должен обладать соответствующими свойствами: адекватно реагировать на управляющие воздействия водителя; обеспечивать устойчивое прямолинейное движение и движение на повороте; сохранять нейтральное положение управляемых колес (занимаемое ими при прямолинейном движении) и автоматически возвращаться в него после совершения поворота; исключать колебания управляемых колес. Эти свойства определяют надежность и эффективность управления автомобилем и его устойчивое движение. Свойства управляемости и устойчивости тесно взаимосвязаны и имеют много общих черт. Они зависят от одних и тех же параметров механизмов автомобиля — рулевого управления, подвески, шин, распределения масс между мостами и др. Различие состоит лишь в способах оценки критических параметров движения автомобиля. Параметры, характеризующие свойства устойчивости, определяются без учета управляющих воздействий, а параметры, характеризующие свойства управляемости, — с их учетом. Для оценки управляемости автомобиля предложено множество показателей. Устойчивость управления характеризуется свойством системы водитель — автомобиль выполнять с оговоренной заранее точностью на заданном отрезке пути задаваемые характеристики движения. Характеристики движения определяют зависимости изменения скорости, траектории, курсового угла и угла крена подрессоренной массы в функции времени или пути. В правилах ООН № 79, в ГОСТ Р 31507-2012 и предусмотрены следующие показатели и характеристики управляемости автомобиля и автопоезда:
1) скорость самовозврата рулевого колеса;
2) остаточное значение угла поворота рулевого колеса;
3) заброс угла поворота рулевого колеса;
4) время стабилизации;
5) усилие на рулевом колесе при повороте на месте;
6) усилие на рулевом колесе при движении автомобиля по круговой траектории;
7) характеристика траекторной управляемости при установившемся круговом движении;
8) характеристика заброса угловой скорости автомобиля (или прицепа) над установившимся значением этой скорости при входе в поворот;
9) характеристика обратного заброса угловой скорости прицепа при входе в поворот;
10) характеристика времени 90% -ной реакции автомобиля (или прицепа) при входе в поворот;
11) максимальная скорость выполнения маневра «поворот»;
12) характеристика углов поворота рулевого колеса;
13) характеристика скоростей поворота рулевого колеса;
14) средняя скорость корректирующих поворотов рулевого колеса при прямолинейном движении.
Рекомендуемые предельные значения показателей управляемости даны в правилах ООН № 79, , ГОСТ Р 31507-2012. Согласно этим нормативным документам, показатели управляемости определяют экспериментально. Эти показатели можно также определять посредством математического моделирования.
Рассмотрим физические свойства автомобиля, обеспечивающие его движение по заданной траектории на опорной плоскости дороги. Для обеспечения движения по заданной траектории водитель изменяет углы поворота управляемых колес, поворачивая рулевое колесо в ту или иную сторону на некоторый угол. Однако он не может обеспечить абсолютно точного движения по заданной траектории. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, водитель не видит центра масс автомобиля и о совпадении действительной траектории с задаваемой может судить лишь по некоторым косвенным признакам. При управлении направлением движения автомобиля водитель ориентируется на некоторую точку, расположенную на дороге впереди автомобиля, называемую направляющей точкой. Направляющая точка меняет свое положение вместе с перемещением автомобиля. Во-вторых, на автомобиль постоянно действуют различные возмущения, стремящиеся изменить его траекторию. В-третьих, автомобиль обладает значительными инерционными свойствами, а его колеса – упругими свойствами в боковом направлении, поэтому реакция автомобиля на управляющее воздействие имеет определенное запаздывание. В-четвертых, углы бокового увода колес изменяются в широких пределах, так как изменяются продольные, боковые и нормальные реакции дороги на колеса, а также сцепление колес с дорогой. Рассмотрим реакции автомобиля на поворот рулевого колеса. Одной из важнейших характеристик управляемости автомобиля является зависимость кривизны траектории от угла поворота рулевого колеса, называемая характеристикой траекторией управляемости. Зависимость позволяет определить коэффициент чувствительности автомобиля к повороту. Чем больше изменяется кривизна траектории при определенном повороте рулевого колеса, тем выше чувствительность автомобиля к повороту и больше величина реакции автомобиля на управляющее воздействие водителя.
Устойчивость автомобиля вместе с его управляемостью и тормозной динамичностью обусловливают безопасность движения.
Силы, действующие на груз во время движения автотранспортного средства, с учетом изменений траектории движения
При движении автотранспортного средства на груз действуют различные силы, которые могут изменяться в зависимости от траектории движения. Это важно учитывать при транспортировке грузов, чтобы предотвратить их повреждение и обеспечить безопасность на дороге.
Одной из основных сил, действующих на груз, является сила тяжести. Она возникает из-за массы груза и направлена вертикально вниз. Во время движения автомобиля сила тяжести может изменяться, если груз находится на наклонной поверхности или если автомобиль движется по пересеченной местности.
Еще одной силой, действующей на груз, является сила инерции. Она возникает из-за изменения скорости автомобиля и направлена в противоположную сторону движения. Сила инерции может приводить к смещению груза во время резких торможений или поворотов.
Также на груз могут действовать силы трения. Они возникают из-за контакта груза с поверхностью перевозочного средства и направлены в противоположную сторону движения. Силы трения могут изменяться в зависимости от состояния дороги, типа шин автомобиля и веса груза.
При изменении траектории движения автомобиля на груз могут действовать дополнительные силы. Например, при повороте возникает центробежная сила, которая может приводить к смещению груза в сторону поворота. При изменении скорости автомобиля также могут изменяться силы, действующие на груз.
Чтобы обеспечить безопасность транспортировки грузов, необходимо учитывать все силы, действующие на груз, и предпринимать соответствующие меры. Это может включать использование специальных креплений и фиксаторов, выбор оптимальной скорости движения и траектории движения, а также правильную загрузку и распределение груза в перевозочном средстве.
В итоге, знание о силах, действующих на груз во время движения автотранспортного средства с учетом изменений траектории движения, является важным для безопасной и эффективной транспортировки грузов.
Оценка возможной опасности движения на дороге
Оценка возможной опасности движения на дороге является важным навыком, который должен владеть каждый водитель. Она позволяет предотвратить аварии и обеспечить безопасность на дороге. Для оценки рисков на дороге необходимо использовать ситуационный анализ дорожной обстановки и учитывать типичные ошибки водителей.
Ситуационный анализ дорожной обстановки включает в себя оценку различных факторов, которые могут повлиять на безопасность движения. Это может включать в себя оценку погодных условий, состояния дороги, наличия препятствий на дороге, а также движение других транспортных средств и пешеходов.
Одна из типичных ошибок водителей – это недостаточное внимание. Водитель может не заметить препятствие на дороге или не увидеть другой транспортный средство при перестроении на другую полосу. Другой типичной ошибкой является превышение скорости. Это может привести к тому, что водитель не сможет своевременно заметить препятствие на дороге и не сможет остановиться вовремя.
Также водители могут допускать ошибки при выполнении маневров на дороге. Например, неправильно выполненный поворот или перестроение на другую полосу может стать причиной аварии.
Для оценки возможной опасности движения на дороге необходимо учитывать все эти факторы и принимать соответствующие меры. Это может включать в себя снижение скорости движения, увеличение дистанции до других транспортных средств, правильное выполнение маневров на дороге, а также использование специальных сигналов для предупреждения других участников движения.
Основные виды дорожной опасности
Дорожная безопасность является одним из самых важных аспектов, которые нужно учитывать при управлении транспортным средством. Различные виды дорожной опасности могут возникнуть в любое время и в любом месте, поэтому необходимо знать меры безопасности, которые соответствуют каждому виду опасности.
1. Опасность вождения на мокрой дороге
При вождении на мокрой дороге нужно соблюдать дополнительные меры безопасности, такие как:
– Уменьшить скорость движения, чтобы уменьшить риск заноса.
– Убедиться, что тормоза работают исправно. Если тормоза не работают должным образом, нужно немедленно обратиться к мастеру.
– Держать достаточное расстояние между автомобилями, чтобы иметь достаточное время на реакцию в случае необходимости.
– Использовать фары и стеклоочистители, чтобы обеспечить хорошую видимость.
2. Опасность вождения в темное время суток
Вождение в темное время суток также является одним из самых опасных видов дорожной опасности. Ниже приведены некоторые меры безопасности, которые помогут вам управлять автомобилем в темное время суток:
– Убедитесь, что фары работают исправно, и что они настроены на правильный уровень.
– Используйте фары дальнего света только в тех случаях, когда это необходимо.
– Носите очки или контактные линзы, если нужно.
– Держите достаточное расстояние между автомобилями, чтобы иметь достаточное время на реакцию в случае необходимости.
– Используйте зеркала заднего вида, чтобы следить за другими автомобилями на дороге.
3. Опасность вождения на скользкой дороге
Скользкая дорога может стать причиной серьезных аварий. Ниже приведены некоторые меры безопасности, которые помогут вам управлять автомобилем на скользкой дороге:
– Уменьшите скорость движения и держите достаточное расстояние между автомобилями.
– Используйте цепи противоскольжения, если это необходимо.
– Не делайте резких маневров, таких как резких поворотов или резких торможений.
– Используйте фары и стеклоочистители, чтобы обеспечить хорошую видимость.
4. Опасность вождения в густом тумане
Вождение в густом тумане является одним из самых опасных видов дорожной опасности. Ниже приведены некоторые меры безопасности, которые помогут вам управлять автомобилем в густом тумане:
– Уменьшите скорость движения и держите достаточное расстояние между автомобилями.
– Используйте фары противотуманные фары, чтобы обеспечить хорошую видимость.
– Не делайте резких маневров, таких как резких поворотов или резких торможений.
– Используйте зеркала заднего вида, чтобы следить за другими автомобилями на дороге.