Водитель внедорожных мототранспортных средств
Психофизические и психические качества водителя
Профессиональная надежность водителя и особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.
Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя : Устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:- функциональные изменения в нервной системе или других органах,
- различные изъяны органов чувств,
- нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,
- согласованность координации движения,
- врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),
- неудовлетворенность своей работой,
- отсутствие интереса к работе;
- недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функциональное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).
Особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.
Вместе с процессами и свойствами мышления важную роль играет способность водителя к прогнозированию последующей дорожно-транспортной ситуации. Чем лучше эта способность у водителя, тем меньше вероятность попадания его в аварийную ситуацию. М.А.Котик и А.М.Емельянов обращают внимание на то, что надежность деятельности водителя транспортного средства определяется и его способностью прогнозировать поведение и других участников дорожного движения, а не только того средства, которым он сам управляет. Опытные водители ведут себя на дорогах довольно определенно, их поведение соответствует намерениям, они быстрее обнаруживают признаки развития опасности, возникшей по вине других водителей. Ссылаясь на исследование Д. Клебельсберга, авторы приводят его деление видов прогноза дорожных ситуаций: – ожидание, что текущая ситуация сохранится и в будущем; – ожидание возникновения случайного события, которое непосредственно не вытекает из имеющейся ситуации, но ее изменяет; – ожидание развития данной ситуации или появления чего-то нового в ней к определенному моменту времени. В правильности таких прогнозов большую роль играет личный опыт водителя, основанный на психологических особенностях принятия решений в условиях неопределенности. Рассмотрим такую составляющую мышления человека как принятие решений, рассматривая анализ дорожной ситуации и совершаемые на его основе действия водителя как выбор одной из нескольких альтернатив. Феномены принятия решений часто кажутся непонятными, нелогичными и противоречивыми. Тем не менее, их надо знать, чтобы лучше контролировать собственное поведение при принятии решений в процессе управления автомобилем. Обычно в процессе принятия решений люди субъективно оценивают исходы и вероятности случайных событий, применяя для этого несложные правила, или эвристики. Их преимущество состоит в значительном сокращении времени и усилий по сравнению с рациональным процессом сбора и обработки объективной информации. Подобные эвристики нередко дают достаточно хорошие результаты, поскольку в большинстве случаев люди не стремятся к оптимальным решениям, и поэтому высокая точность оценок не требуется. Вместе с тем довольно часто использование эвристик вместо «точных измерений» приводит к серьезным ошибкам. Одно из таких правил, с помощью которого оцениваются исходы и вероятности событий, называетсяэвристика репрезентативности. Ее сущность заключается в том, что люди обычно завышают оценки исходов или вероятностей случайных событий, которые в большей мере соответствуют их личному опыту и сложившимся представлениям. Об этих событиях можно сказать, что они репрезентативны опыту людей. С этим эффектом тесно связан феномен излюбленной альтернативы: если некоторое решение оказалось удачным и дало положительные результаты, то эмоционально оно закрепляется в опыте человека. Поэтому в дальнейшем это решение становится излюбленным способом действий в похожих ситуациях и, более того, оно начинает неоправданно «переноситься» и на другие ситуации, требующие принятия уже совсем иных решений. Иллюзия контроля – этот феномен связан с тем, что субъективная оценка вероятности случайного события зависит от того, насколько сам человек верит, что своими действиями он может повлиять на исход данного события. Другими словами, наша оценка вероятности того или иного события зависит от нашей веры в контролируемость этого события. Например, вероятность успешного обгона оценивается нами очень высоко, если мы оцениваем свою способность совершить его как достаточно высокую. В большинстве ситуаций такие оценки вероятностей вполне адекватны. Однако довольно часто наша вера в контроль над событиями оказывается иллюзорной. Мы хотим в это верить и, как следствие, необоснованно преувеличиваем свои возможности. Эффект восприятия риска (феномен М. Старра) наблюдается в условиях неопределенности, когда принятие решений связано с риском, т.е. возможностью неблагоприятного исхода. В «рискованных» ситуациях важную роль играет такое личностное качество людей, как склонность к риску. Исследования показывают, что она может изменяться в зависимости от того, как человек оказался в проблемной ситуации. Если он добровольно ставит перед собой цели и принимает решения для их достижения, то его склонность к риску увеличивается. Другими словами, в этом случае люди воспринимают риск положительно и готовы примириться с ним ради возможности достигнуть значимую для себя цель. С другой стороны, в ситуациях «принудительного» риска, в которые человек попадает не по своей воле, его отношение к риску изменяется на противоположное. Как отмечает М. Старр, «мы не позволяем другим делать с нами то, что счастливы делать сами». В частности, склонность людей к риску уменьшается в ситуациях «навязанного» выбора, когда человеку поручено принять решение. Существуют и особые оценочные эффекты после принятия решения. Исследования показывают, что в большинстве случаев люди переоценивают правильность своих решений, что и послужило основанием для обозначения этого явления как эффект чрезмерной уверенности после принятия решения. Все люди принимают решения по-разному. Нельзя встретить двух людей, которые мыслят и ведут себя совершенно одинаково даже при решении одной и той же задачи. Выделяют несколько стилей принятия решений. – Инертный стиль – процесс поиска и генерации новых вариантов решения протекает очень вяло, неуверенно и крайне осторожно. Каждая альтернатива ставится под сомнение и оценивается предвзято и сверхкритично. Любая новая идея сразу же подвергается тщательному анализу, жесткой критике и бесконечным уточнениям – Осторожный стиль – более мягкий вариант инертного стиля, характеризуется тем, что человек прилагает большие усилия по сбору необходимой информации, тщательно и критично оценивает все альтернативы. – Уравновешенный стиль – характерна достаточно высокая активность человека по выявлению разных альтернатив, а также серьезное внимание уделяется критике альтернатив, их анализу и коррекции. Считается, что подобный стиль позволяет вырабатывать наиболее удачные и обоснованные решения. – Рискованный стиль – человек быстрее и легче придумывает, предлагает различные варианты альтернатив, идеи, чем обдумывает их, т.е. проводит анализ и «взвешивание». Причем в процессе анализа альтернатив основное внимание уделяется их преимуществам и ожидаемому «выигрышу», а возможные потери и связанный с ними риск недооцениваются. – Импульсивный стиль – человек очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозможные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Принимаемые решения в высшей степени рискованны, наименее обоснованы и часто приводят к необратимым последствиям Незнание основных правил принятия решений, недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП.Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, неуважительное отношение к правопорядку – эти качества недисциплинированного водителя.
Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнорировании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действиями других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, отсутствие которой связано не только с нарушением пред писаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Так, например, водители многих городов, выполняя поворот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеходных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пешеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъезжает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возможности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить ситуацию безопасным путем. Вежливый водитель – это, прежде всего, думающий и внимательный водитель. В ГЩД отсутствует требование быть вежливым. Но также не говорится, что водитель не имеет права отказаться от приоритета, если он об этом своевременно оповещает других участников движения. Если водители, нарушающие ПДД, несут наказание, то не вежливые водители, соблюдающие ПДД, наказанию не подлежат. Например, водитель, который остановился перед «зеброй», чтобы пропустить пересекающих проезжую часть пешеходов, выполняет требования ГЩД. Водитель же, остановившийся, чтобы пропустить пожилого человека или мать с коляской, ожидающих на тротуаре возможности перехода, является вежливым водителем.
Вежливость в дорожном движении, однако, нельзя доводить до абсурда. Например, водитель, который при неинтенсивном движении предлагает право проезда водителю транспортного средства, у которого согласно ПДД этого права нет; создает своими действиями неразбериху, что может привести к опасной ситуации. Жеманность в дорожном движении неуместна.
Часто требуется участие и взаимная помощь других водителей а получить их удается не скоро, хотя мимо проехало много водителей. Водитель будет чувствовать себя немного уверенней, если участники движения будут взаимно доброжелательны, готовы выручить и оказать помощь.