ПДД для обучающихся профессии тракторист
Техническое состояние и оборудование трактора
Характеристика рабочих жидкостей
В гидроприводе рабочая жидкость является энергоносителем, благодаря которому устанавливается связь между насосом и гидродвигателем. Кроме того, рабочая жидкость обеспечивает смазку подвижных частей элементов гидропривод.
В качестве рабочих жидкостей в гидравлическом приводе применяют минеральные масла, водомасляные эмульсии, смеси и синтетические жидкости. Выбор типа и марки рабочей жидкости определяется назначением, степенью надежности и условиями эксплуатации гидроприводов машин.
Минеральные масла получают в результате переработки высококачественных сортов нефти с введением в них присадок, улучшающих их физические свойства. Присадки добавляют в количестве 0,05…10%. Присадки могут быть многофункциональными, т.е. влиять на несколько физических свойств сразу. Различают присадки антиокислительные, вязкостные, противоизносные, снижающие температуру застывания жидкости, антипенные и т.д.
Водомасляные эмульсии представляют собой смеси воды и минерального масла в соотношениях 100:1, 50:1 и т.д. Минеральные масла в эмульсиях служат для уменьшения коррозионного воздействия рабочей жидкости и увеличения смазывающей способности. Эмульсии применяют в гидросистемах машин, работающих в пожароопасных условиях и в машинах, где требуется большое количество рабочей жидкости (например, в гидравлических прессах). Применение ограничено отрицательными и высокими (до 60 С) температурами.
Смеси различных сортов минеральных масел между собой, с керосином, глицерином и т.д. применяют в гидросистемах высокой точности, а также в гидросистемах, работающих в условиях низких температур.
Синтетические жидкости на основе силиконов, хлор- и фторуглеродистых соединениях, полифеноловых эфиров и т.д. негорючи, стойки к воздействию химических элементов, обладают стабильностью вязкостных характеристик в широком диапазоне температур. В последнее время, несмотря на высокую стоимость синтетических жидкостей, они находят все большее применение в гидроприводах машин общего назначения.
Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей
Выбор рабочих жидкостей для гидросистемы машины определяется:
– диапазоном рабочих температур;
– давлением в гидросистеме;
– скоростями движения исполнительных механизмов;
– конструкционными материалами и материалами уплотнений;
– особенностями эксплуатации машины (на открытом воздухе или в помещении, условиями хранения машины, возможностями засорения и т.д.).
Диапазон рекомендуемых рабочих температур находят по вязкостным характеристикам рабочих жидкостей. Верхний температурный предел для выбранной рабочей жидкости определяется допустимым увеличением утечек и снижением объемного КПД, а также прочностью пленки рабочей жидкости.
Нижний температурный предел определяется работоспособностью насоса, характеризующейся полным заполнением его рабочих камер или пределом прокачиваемости жидкости насосом. При безгаражном хранении машин в зимнее время вязкость жидкостей становится настолько высокой, что в периоды пуска и разогрева гидросистемы насос некоторое время не прокачивает рабочую жидкость. В результате возникает “сухое” трение подвижных частей насоса, кавитация, интенсивный износ и выход насоса из строя. Таким образом, при применении рабочих жидкостей в условиях отрицательных температур пуску гидропривода в работу должен непременно предшествовать подогрев рабочей жидкости.
Максимальные и минимальные значения вязкости рабочих жидкостей в зависимости от типа насоса приведены в табл.2.1.
Таблица 2.1
Значения вязкости при крайних температурных пределах
Рабочее давление в гидросистеме и скорость движения исполнительного механизма также являются важными показателями, определяющими выбор рабочей жидкости. Утечки жидкости повышаются при увеличении давления, следовательно, было бы лучше применять рабочую жидкость с повышенной вязкостью. Но при этом будут увеличиваться гидравлические потери, и снижаться КПД гидропривода. Аналогичное влияние оказывает на рабочую жидкость скорость движения исполнительных механизмов. В настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по выбору рабочих жидкостей в зависимости от давления и скорости движения исполнительного механизма. Однако отмечается стремление при больших давлениях применять рабочую жидкость повышенной, а при низких давлениях – пониженной вязкости.
При эксплуатации гидросистем необходимо создавать такие условия, при которых рабочая жидкость по возможности дольше сохраняла бы свои первоначальные свойства. Для этого необходимо: не смешивать в одной таре свежую и бывшую в эксплуатации рабочие жидкости; пользоваться чистым заправочным инвентарем; не допускать смешивания рабочей жидкости с водой; не допускать попадания в жидкость пыли, песка, стружки и других механических частиц. При этом необходимо: фильтровать жидкость перед ее заливкой; герметично закрывать резервуары, содержащие рабочую жидкость. При работе гидропривода в широком диапазоне температур рекомендуется применять летние и зимние сорта рабочих жидкостей. Необходимо также после первого периода работы гидропривода в течение 50…100 ч заменять рабочую жидкость для ее фильтрации и очистки от продуктов износа в начальный период эксплуатации.
Наиболее распространенными являются два сорта рабочих жидкостей – ВМГЗ и МГ-30. Они позволяют заменить более 30 сортов специальных масел – индустриальных, турбинных, трансформаторных, дизельных, моторных, цилиндровых, веретенных и т.д.
Гидравлические линии
В гидросистемах машин отдельные элементы находятся на расстоянии друг от друга и соединяются между собой гидролиниями. Гидролинии должны обладать: – достаточной прочностью;
– минимальными потерями давления на преодоление гидравлических сопротивлений;
– отсутствием утечек жидкости;
– отсутствием в трубах воздушных пузырей.
Трубопроводы в зависимости от своей конструкции делятся на жесткие и гибкие.
Жесткие трубопроводы изготавливают из стали, меди, алюминия и его сплавов. Стальные применяют при высоких давлениях (до 320 ат). Трубы из сплавов алюминия применяют при давлениях до 150 ат и главным образом в гидросистемах машин с ограниченной массой (авиация). Медные трубопроводы при меньших давлениях (до 50 ат), там, где требуется изгиб труб под большими углами, что обеспечивает компактность гидросистемы, и применяются для дренажных линий.
Гибкие трубопроводы (рукава) бывают двух видов: резиновые и металлические. Для изготовления резиновых рукавов применяют натуральную и синтетическую резину. Рукав состоит из эластичной внутренней резиновой трубки, упрочненной наружной оплеткой или внутренним текстильным каркасом (рис.2.1). Их применяют тогда, когда соединяемые трубопроводом гидроагрегаты должны перемещаться относительно друг друга. При этом благодаря своей упругости резиновый рукава уменьшают пульсацию давления в гидросистеме. Они имеют следующие недостатки: подвижность при изменении давления; снижение общей жесткости гидросистемы; малая долговечность (1,5…3 года). Поэтому при проектировании гидросистем машин резиновых рукавов следует по возможности избегать.
Соединения
Соединениями отдельные трубы и гидроагрегаты монтируются в единую гидросистему. Кроме того, соединения применяют и тогда, когда в гидросистеме необходимо предусмотреть технологические разъемы. Соединения могут быть неразборными и разборными.
Неразборные соединения применяют в недемонтируемых гидросистемах. Для соединения труб применяют сварку и пайку встык или используют муфты (переходные втулки) с прямыми с скошенными под углом 30 концами. При применении неразборных соединений масса гидролиний может быть уменьшена на 25…30% по сравнению с применением разборных соединений.
Разборные соединения (неподвижные и подвижные) – это соединения при помощи фланцев, штуцеров, ниппелей и других соединительных элементов.
Неподвижное разборное соединение может быть выполнено по наружному и внутреннему конусу, с врезающимся кольцом и фланцевое.
Соединение по наружному конусу (рис.2.3) состоит из трубопровода 1 с развальцованным на конус концом, ниппеля 2, штуцера 3 и накидной гайки 4. Герметичность соединения обеспечивается плотным прилеганием развальцованного конца трубы к наружной поверхности штуцера и соответствующей затяжкой накидной гайки. Недостатками такого соединения являются: уменьшение прочности трубы в месте р?струба; возможность образования незаметных для глаза кольцевых трещин; сравнительно большой момент затяжки накидной гайки; небольшое количество переборок; применение специализированного инструмента для развальцовки.
Подвижное разборное соединение применяется в гидросистемах землеройных, строительных, лесных и других машин. Здесь нередко применяют гидроцилиндры, которые должны поворачиваться на небольшой угол относительно оси, проходящей через точку крепления гидроцилиндра. При монтаже таких гидросистем применяют подвижные соединения, имеющие одну, две и более степеней свободы. На рис.2.7, а приведено поворотное соединение с одной степенью свободы, которое состоит из штуцера 1 и закрепленного на нем поворотного угольника 2. От осевого перемещения угольник стопорится шайбой 3 и кольцом 4. Герметичность соединения обеспечивается резиновыми кольцами 5 с защитными шайбами 6.
Другим примером подвижного соединения является свернутый в спираль трубопровод (рис.2.7, б). В этом случае спираль необходимо закрепить в двух точках (точки 1 и 2). Во время поворота гидроцилиндра спираль может растягиваться. Такой способ соединения может обеспечивать несколько степеней свободы.
Расчет гидролиний
Целью расчета гидролиний является определение внутреннего диаметра трубопроводов, потерь давления на преодоление гидравлических сопротивлений и толщины стенок труб.
Внутренний диаметр (условный проход) трубопровода d определяют по формуле
Если на пути движения рабочей жидкости встречаются местные сопротивления, то потеря давления в местных сопротивлениях определяется по формуле Вейсбаха
Лекционный материал по теме
lekcii
Как устроены и работают аккумуляторы:
lekcia-2-kak-ustroeny-i-rabotaut-akkumulatory
Насосы и гидромоторы
lekcia-3-nasosy-i-gidromotory
Гидронасосы
lekcia-31-gidronasosy
Гидрораспределители
lekcia-5-gidroraspredeliteli
Регулирующая и направляющая аппаратура
lekcia-6-reguliruusaa-i-napravlausaa-apparatura
Способы ремонта деталей
lekcia-sposoby-remonta-detalej
Дополнительные материалы
instrukcia-po-ekspli-i-to-mtz-80-82
tehniceskij-osmotr-samohodnyh-masin-pravila
Общие требования безопасности
Знание и строгое выполнение правил и инструкций по технике безопасности являются важнейшим условием предупреждения несчастных случаев.
Каждый механизатор должен помнить, что малейшее нарушение правил техники безопасности или правильных приемов выполнения работы может привести к несчастному случаю.
К работе на тракторах допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления и прошедшие инструктаж на рабочем месте у машины. В случае перехода на другую машину механизатор, независимо от квалификации и стажа, должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.
Нельзя допускать к работе на машинах лиц в нетрезвом виде, а также больных.
Перед тем как приступить к работе на машине, необходимо убедиться в ее исправности. Тракторист должен проверить состояние рулевого управления, муфты сцепления, тормозов, гидравлической системы, комплектность и исправность сельскохозяйственной машины, входящей в агрегат.
Запрещается работать в ночное время без освещения, с неисправным или слабым освещением.
Нельзя проводить регулировки, техническое обслуживание и устранять неисправности трактора или сельскохозяйственной машины, не заглушив двигателя и не опустив машину на землю.
До начала работы участок, подлежащий обработке, надо обследовать и в опасных местах (ямы, канавы) выставить указатели (вехи). Границы полей, прилегающие к оврагам или обрывам, следует обозначить контрольной бороздой.
Запрещается отдыхать и спать в борозде, в копнах сена и соломы, в кустарниках и обочинах дорог, на участках, где работают тракторные агрегаты.
Безопасность при работе на тракторах
Перед запуском двигателя необходимо:
осмотреть трактор, убрать инструмент и заправочный инвентарь;
убедиться в том, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, так как при включенной скорости и при пуске трактор тронется с места и может травмировать тракториста;
при наличии в агрегате навесных машин или орудий установить рычаг распределителя гидравлической навесной системы трактора в нейтральное положение;
выключить шкив и вал отбора мощности.
При запуске пускового двигателя дизеля с помощью шнура нельзя наматывать его на руку. Запрещается вращать коленчатый вал пускового двигателя (при наматывании шнура) без предварительного выключения зажигания или снятия провода со свечи. При запуске дизеля пусковым двигателем нельзя ставить ногу на гусеницу или поддерживающий каток. В момент запуска двигателя трактор может от тряски переместиться и травмировать ногу.
Перед началом движения трактора с места тракторист должен:
убедиться в отсутствии людей перед трактором и прицепными орудиями (у гусениц, колес и т. п.), а также между ними;
проверить, заняты ли прицепщиками свои рабочие места;
дать предупредительный сигнал о начале движения и дождаться получения ответного сигнала.
При движении трактора с машинами тракторист должен: наблюдать за состоянием пути и за положением прицепщиков;
прислушиваться к сигналам, подаваемым прицепщиками во время движения;
быть особо внимательным при работе в поле, на поворотах, при проезде по обочинам дорог, не наезжать на копны сена, соломы, где случайно могут оказаться люди.
При движении и работе трактора категорически запрещается:
соскакивать с трактора, машин и орудий, сидеть на крыльях, подножках, лесенках, прицепных серьгах и других местах, кроме специального сиденья, а также переходить с трактора на прицепную машину и обратно;
делать крутые повороты на косогорах;
передавать управление трактором другим лицам и подросткам.
При движении трактора задним ходом необходимо убедиться в отсутствии людей на пути движения и препятствий для трактора.
Для прицепки или навески сельскохозяйственных машин на трактор к машинам надо подъезжать задним ходом при малых оборотах двигателя, не спуская ног с педалей муфты сцепления и тормозов. Тракторист должен следить за безопасностью рабочего, производящего сцепку. Сцепку производят только при остановленном тракторе.
На тракторах и других самоходных машинах нельзя работать во время грозы. В этом случае, заглушив двигатель, надо отойти от агрегата не менее чем на 20—30 м.
Перед началом транспортных работ колеса трактора расставляют на широкую колею. Запрещается переезжать железнодорожные пути, дороги, мосты, плотины, не убедившись в их исправности и безопасности проезда.
При одновременном движении нескольких тракторов между ними соблюдают интервал не менее 30 м, а во время спуска под гору — 50 м.
Запрещается перевозить людей в транспортных тележках, санях и прицепах.
На колесных тракторах безопасно проезжать при уклоне, не превышающем 12°, на гусеничных—18°. Для преодоления подъема или спуска включают низшие передачи.
Особую осторожность и внимание проявляют при движении в ночное время и при плохой видимости (туман, метель, снегопад, гололед).
При переезде неохраняемого железнодорожного переезда тракторист должен, не доезжая 10—12 м до железнодорожного пути, остановить трактор, посмотреть, свободен ли путь и нет ли вблизи идущего поезда. Переезжать нужно только на первой скорости.
Безопасность при заправке трактора
При заправке трактора топливом к заправочному пункту подъезжают так, чтобы выхлопная труба была обращена в противоположную сторону от емкостей с горючим. Запрещается открывать пробки бочек, люки емкости молотком, зубилом, так как в результате удара могут образоваться искра и взрыв паров топлива. Пробки бочек открывают только ключами.
Для замера уровня топлива в топливных баках пользуются мерной линейкой.
Запрещается применять открытый огонь для проверки наличия топлива в баке.
При заправке водой системы охлаждения перегретого двигателя крышку радиатора открывают, наклоняя ее к себе. При этом пользуются рукавицами, держа лицо подальше от заливной горловины.
Несоблюдение правил использования этилированного бензина может привести к острому и хроническому отравлению, так как он обладает ядовитыми свойствами.
Заправлять бензином тракторы и другие машины нужно с помощью насосов. Нельзя засасывать бензин ртом. При заправке бензином бака следует находиться с подветренной стороны, чтобы пары бензина не попадали в дыхательные органы. В случае попадания этилированного бензина на руки их нужно обмыть керосином, а затем теплой водой с мылом. Спецодежду, если на нее попали капли бензина, необходимо проветрить и выстирать. При работе с этилированным бензином запрещается принимать пищу до мытья рук.
Безопасность на полевых работах
Рабочие органы плуга, культиватора, лущильника, борон, катков, сеялки очищают специальными чистиками только после остановки агрегата.
Во время работы посевного агрегата не разрешается руками разравнивать семена в ящике сеялки, для этого применяют деревянную лопаточку.
Запрещается во время движения агрегата поднимать и опускать маркеры.
При посеве протравленных семян сеяльщикам запрещается курить и принимать пищу без предварительного мытья рук.
Засыпка семян на ходу сеялки запрещается. Сеяльщик во время работы должен находиться на подножной доске сеялки. Садиться на семенной ящик, перелезать на прицеп сеялки запрещается.
Рабочих, обслуживающих агрегаты для разбрасывания минеральных удобрений, обеспечивают предохранительными очками и респираторами.
Рабочим, обслуживающим рассадопосадочные машины, необходимо следить, чтобы обшлага рукавов были аккуратно завязаны.
Запрещается работа посевных и посадочных агрегатов при отсутствии двусторонней сигнализации.
Во время работы уборочных машин запрещается их смазка, регулировка, ремонт, а также очистка режущих аппаратов. Для выполнения этих работ агрегат останавливают, выключают вал отбора мощности трактора, а двигатель глушат.
Во время прицепки и работы уборочных машин нельзя находиться рабочим впереди режущих аппаратов.
При установке пальцевого бруса косилок в транспортное положение поднимать его за пальцы бруса запрещается.
При работе пресс-подборщиков нельзя подавать сено (солому) в приемную камеру руками или вилами, поправлять руками проволоку в вязальном аппарате, стягивать узлы с крючка узловязателя, находиться около маховика и в зоне движения вязальных игл.
Во время работы стогометателя нельзя находиться под когтями или грабельной решеткой и против нее во время разгрузки. Запрещается на решетке стогометателя поднимать на стог или опускать с него людей.
Ремонт и регулировку приемной камеры и других механизмов молотилки комбайна производят только при остановленном двигателе комбайна.
Выхлопные трубы тракторов и комбайнов, работающих на уборке хлеба, снабжают искроуловителями.
При работе силосоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов запрещается открывать крышки режущих барабанов и измельчителя во время их работы и находиться впереди .комбайнов.
Безопасность при обращении с ядохимикатами
Перед началом работ с ядохимикатами обязательно проводят инструктаж. К работе, с ядохимикатами не допускаются подростки до 18 лет, беременные и кормящие женщины.
Хранят ядовитые вещества в закрытых складах, вдали от жилых и производственных помещений.
Категорически запрещается хранение сильнодействующих ядов под открытым небом, навесами, а также в сырых помещениях.
При приготовлении ядохимикатов, протравливании семян, опыливании и опрыскивании растений обязательно надевают респираторы или марлевые повязки с ватной прокладкой, очки и рукавицы.
По окончании работ верхнюю одежду ежедневно тщательно очищают, а нательное белье меняют через каждые 2—3 дня. Оставшиеся после окончания работ ядохимикаты сдают на склад или уничтожают.
Тару, в которой находятся ядохимикаты, хранят на складе, строго учитывают и не используют в других целях. Места приготовления растворов ядов по окончании работ обезвреживают.
Для предотвращения отравлений последнюю обработку посевов и насаждений производят за 20—25 дней до уборки урожая.
Длительность рабочего дня при работе с ядохимикатами не должна превышать 6 ч, а при работе с сильнодействующими ядами — 4 ч. Остальную часть рабочего дня используют на других работах.
На местах работы и особенно на дорогах, проходящих через обработанные ядохимикатами места, выставляют предупреждающие надписи.
Запрещается выпас скота на обработанной ядохимикатами площади в течение установленного срока после обработки.
Во время работы с ядохимикатами не разрешается курить, пить, принимать пищу.
Меры противопожарной безопасности
Каждый механизатор обязан знать правила пожарной безопасности, способы тушения пожара и соблюдать меры, предотвращающие возникновение пожаров.
Причиной пожара может быть не только неосторожное обращение с огнем, но и контакт горючего вещества с раскаленными выхлопными газами, попадание соломы на нагретые части трактора и т. д. Наиболее опасный в пожарном отношении период полевых работ — уборка урожая. Сухие хлебные массивы на корню и в валках легко воспламеняются.
При работе комбайнов и жаток сухие стебли, наматывающиеся на вращающие части мотовила, подборщика, валы и шкивы, могут загораться от трения, если их своевременно не удалить.
Тракторы, работающие на уборке, должны быть технически исправны и снабжены искрогасителями, щитками, закрывающими коллекторы, и другими противопожарными приспособлениями, а также первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, лопатами и т. д.).
В случае загорания двигателя необходимо прекратить подачу топлива, а очаг огня затушить огнетушителем или накрыть его мокрым брезентом, одеждой, засыпать землей, песком, сбить огонь.
При тушении воспламенившегося горючего следует пользоваться песком, землей или покрывалом. Применять воду в этом случае нельзя, так как нефтепродукты легче воды и, всплывая, увеличивают поверхность горения.
Для тушения пожара используют пенные и углекислотные огнетушители, воду, различные покрывала, песок и т. д.
В.качестве технических средств тушения пожара могут быть использованы, кроме специальных пожарных машин, моечные машины, автозаправщики и дождевальные машины.
Требования безопасности при работе на тракторе
lekciapamatka-trebovaniabezopasnostiprirabotenatraktore (1)