Охранник 5-го разряда
Правовые основы частной охранной деятельности
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I”О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (Докипедия: Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I”О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”)
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.
Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Статья 1.1. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) частная охранная организация (далее также – охранная организация) – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
2) частный охранник – гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;
3) удостоверение частного охранника – документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;
4) частный детектив – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона;
5) объекты охраны – недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;
6) внутриобъектовый режим – порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
7) пропускной режим – порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Статья 5. Действия частных детективов
Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
- анкету;
- фотографии;
- медицинскую справку о состоянии здоровья;
- документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
- сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг
Раздел III
Частная охранная деятельность
Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны
Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
Статья 11.2. Лицензирование частной охранной деятельности
Статья 11.3. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности
Статья 11.4. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности
Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
Статья 11.6. Ведение реестров лицензий
Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
Раздел IV.1
Требования к частным охранным организациям и учреждениям по подготовке частных детективов и работников частных охранных организаций
Статья 15.1. Требования к частным охранным организациям
Статья 15.2. Требования к организациям, осуществляющим профессиональное обучение частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций
Статья 15.3. Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций
Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности
Федеральный закон “Об оружии”
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
- оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;
- огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда;
- основные части огнестрельного оружия – ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;
- холодное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;
- метательное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии, метаемое с использованием мускульной силы человека (метательное бросковое оружие), а также оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядами, метаемыми с использованием механической энергии (метательное стрелковое оружие);
- пневматическое оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счёт энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
- газовое оружие – оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;
- боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;
- патрон – устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;
- сигнальное оружие – оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;
- оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее – оружие) – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации;
- производство оружия – исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей;
- огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку;
- патрон травматического действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку;
- патрон газового действия – устройство, предназначенное для выстрела из газового оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, снаряженное слезоточивыми или раздражающими веществами и не предназначенное для причинения смерти человеку;
- патрон светозвукового действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой или иной цели;
- сигнальный патрон – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения живой или иной цели;
- ударный механизм – механизм оружия, обеспечивающий приведение в действие средства инициирования патрона;
- боек ударного механизма – деталь ударного механизма, наносящая удар по средству инициирования патрона;
- оружие, имеющее культурную ценность, – оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, в том числе старинное (антикварное) оружие;
- старинное (антикварное) оружие – огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года;
- копия старинного (антикварного) оружия – оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия;
- реплика старинного (антикварного) оружия – оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;
- списанное оружие – огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие);
- охолощенные патроны – патроны к огнестрельному оружию с отверстием в гильзе, извлеченным метательным зарядом и использованным средством инициирования;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;
- самостоятельное снаряжение патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию – самостоятельная сборка патронов для личного использования гражданами, являющимися владельцами охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия и (или) спортивного огнестрельного длинноствольного оружия;
- метательное стрелковое оружие – метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели;
- метаемый снаряд – устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия;
- метательное бросковое оружие – метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска).
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее – конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.
Статья 2. Виды оружия
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
- 1) гражданское;
- 2) служебное;
- 3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Статья 3. Гражданское оружие
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения – 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Гражданское оружие подразделяется на:
- 1) оружие самообороны:
- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
- огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- 2) спортивное оружие:
- огнестрельное с нарезным стволом;
- огнестрельное гладкоствольное;
- холодное клинковое;
- метательное;
- пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
- 3) охотничье оружие:
- огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;
- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
- огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
- пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
- холодное клинковое;
охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее – охотничье метательное стрелковое оружие);
4) сигнальное оружие;
5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;
6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:
- оружие, имеющее культурную ценность;
- старинное (антикварное) оружие;
- копии старинного (антикварного) оружия;
- реплики старинного (антикварного) оружия;
- списанное оружие.
Статья 4. Служебное оружие
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее – юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского – по следообразованию на пуле и гильзе, огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского по следообразованию на гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При использовании служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из служебного огнестрельного оружия, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж. Служебное оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Статья 5. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее – государственные военизированные организации), а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия
На территории Российской Федерации запрещаются:
- 1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия:
- огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
- огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
- огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
- метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
- патронов с пулями, или пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;
- оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации;
- газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
- электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории Российской Федерации;
- холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счёт силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия;
- гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж;
- 2) хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и спортивного метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;
- 2.1) ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия;
- 3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа;
- 4) пересылка оружия;
- 5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, ношение огнестрельного или метательного стрелкового оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций;
- 6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия, холодного оружия и метательного стрелкового оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия;
- 7) продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров;
- 8) продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях;
- 9) хранение патронов к гражданскому оружию лицами, не владеющими на законном основании таким гражданским оружием;
- 10) уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, либо приведение его в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих его конструкцию или художественное оформление;
- 11) приобретение гражданами Российской Федерации в целях коллекционирования спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему;
- 12) продажа или передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданам, не имеющим разрешения на хранение и ношение такого оружия.
Обязанности охранника
Охранник выполняет следующие должностные обязанности:
- обеспечение безопасности охраняемого объекта;
- видеонаблюдение;
- осуществление контрольно-пропускного режима;
- контроль сохранности товарно-материальных ценностей (ТМЦ), инструментов, оборудования и спецтехники;
- предотвращение попыток хищения и порчи ТМЦ, инструментов, оборудования и спецтехники;
- обеспечение безопасности сотрудников и посетителей на территории охраняемого объекта;
- ведение служебной документации.
Права охранника
Охранник имеет право:
Запрашивать у руководителя охраны информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Запрашивать у руководителя охраны разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
Запрашивать у руководителя охраны и других работников компании документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся обеспечения безопасности сотрудников и посетителей охраняемого объекта, сохранности ТМЦ.
Информировать руководителя охраны о нарушениях трудового законодательства в компании.
Разрабатывать и вносить на рассмотрение руководителя охраны предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей.
На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.
По закону сотрудником охраны может быть только гражданин РФ, физическое лицо, достигшее 18 лет. Чтобы получить права частного охранника, кандидат должен пройти профессиональную подготовку и сдать квалификационный экзамен, по итогу которого ему причисляется разряд – от 4 и выше. Для получения разряда ниже 4 экзамены и специальное обучение не требуются, но и в охранное предприятие не возьмут и удостоверение выдавать не будут. Хотя ночным сторожем работать можно (склада, частного дома и так далее).
Предпочтение отдается лицам, имеющим соответствующее образование, опыт работы в МЧС или органах внутренних дел. Но для всех обязательное требование – наличие военного билета.
По новым правилам, в охранной организации не могут работать лица:
- младше 18 лет;
- не являющиеся гражданами РФ;
- лица, чью недееспособность или ограниченную дееспособность установил суд;
- имеющие заболевания, ограничивающие физические возможности;
- судимые за предумышленные преступления;
- кандидаты без профессиональной подготовки;
- лица, допуск которых к такой деятельности невозможен;
- специалисты, которых уволили с госслужбы или лишили статуса охранника по компрометирующим обстоятельствам;
- лица без дактилоскопической регистрации.
Профессиональные требования
После окончания специального обучения для присвоения той или иной категории кандидат должен сдать квалификационный экзамен. Более того, эта проверка имеет периодический характер:
- ежегодно – для 6 разряда;
- раз в два года – для 4 и 5 разрядов.
Для подтверждения квалификации в ходе экзамена проверяют:
- правовую подготовку (знание законодательной базы в сфере прав и обязанностей частного охранника, правоохранительных, других нормативных актов);
- действия при ЧС;
- порядок и способы приобретения информации, требуемой для осуществления рабочих обязанностей;
- ведение документации;
- тактико-специальную подготовку;
- навыки использования спецсредств;
- огневую подготовку;
- техническую подготовку;
- медицинскую подготовку.
Социальная и правовая защита частных детективов и охранников
1. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ (ред. от 13 декабря 2002 г.) “Об основах обязательного социального страхования” (далее – Закон об обязательном страховании) обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
При этом обязательное страхование распространяется как на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, так и на работающих граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствующие фонды (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).
Согласно п. 2 ст. 6 Закона об обязательном страховании к субъектам обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С 1 января 2001 г. частью второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (далее – ЕСН), который заменил многие действовавшие страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. При этом в ст. 11 Вводного закона N 118 указано, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Таковым является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (ред. от 22 апреля 2003 г.) “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (ред. от 31 декабря 2002 г.) “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон о пенсионном страховании).
2. Охранные предприятия, в штате которых работают по трудовым договорам частные охранники, являются страхователями и уплачивают следующие обязательные платежи, связанные с обязательным страхованием охранников.
На основании ст. 236 НК РФ с суммы начисленной заработной платы и иных вознаграждений в пользу частных охранников, работающих по трудовому договору или привлеченных для оказания охранных услуг по гражданско-правовому договору, подлежит уплате ЕСН. Порядок определения налоговой базы по ЕСН указан в ст. 237 НК РФ, а ставки ЕСН – в ст. 241 НК РФ. Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями, к которым относятся и охранные предприятия, определены в ст. 243 НК РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона о пенсионном страховании объект обложения и база для начисления пенсионных страховых взносов идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо (частного охранника) в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов указан в ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании. Однако в течение 2005 – 2007 гг. для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов, установленные в ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН) уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом о пенсионном страховании.
С суммы начисленной частному охраннику заработной платы и иных вознаграждений по трудовому договору подлежит начислению и уплате также страховой взнос от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом следует иметь в виду, что если частный охранник привлекается охранным предприятием по гражданско-правовому договору, то тогда согласно п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ частные охранники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если в соответствии с указанным договором страхователь (охранное предприятие) обязан уплачивать страховщику (Фонд социального страхования) страховые взносы.
3. В соответствии со ст. 11 НК РФ частные детективы для целей применения налогового законодательства признаются индивидуальными предпринимателями. В случае если частный детектив нанимает по трудовому договору работников, у него возникают такие же обязательства по уплате обязательных платежей, как и у охранного предприятия. Иными словами, с сумм заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых частным детективом по трудовому договору, необходимо исчислить и уплатить ЕСН, пенсионные страховые взносы и страховой взнос от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако помимо уплаты ЕСН и страховых взносов с заработной платы работников частный детектив уплачивает ЕСН с суммы получаемого дохода за себя самого. При этом согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база определяется как сумма доходов, полученных частным детективом за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ. Ставка ЕСН, уплачиваемого частным детективом как индивидуальным предпринимателем, указана в п. 3 ст. 241 НК РФ, а порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН определены в ст. 244 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что частные детективы на основании п. 1 ст. 245 НК РФ не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
Однако частные детективы могут уплачивать за себя страховые взносы в ФСС в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ “Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан”.
Объект обложения и база для исчисления пенсионных страховых взносов частным детективом за себя идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН.
4. Указанные выше виды страховых платежей и ЕСН, который также предназначен для мобилизации средств для реализации права частных охранников и детективов на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, подлежат уплате охранными предприятиями и частными детективами на основании соответствующих федеральных законов, в которых определены порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ, убрали из текста части 2 комментируемой статьи формулировку “работающие по найму”.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и ст. ст. 3, 935 и 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется в силу федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.
В этой связи, хотя ч. 2 комментируемой статьи и предусмотрено обязательное страхование частных охранников и детективов, однако не определены порядок и условия его проведения, в том числе объект страхования, порядок осуществления страховых выплат.
Таким образом, ч. 2 комментируемой статьи не подлежит применению до того момента, как в установленном законодательством порядке будут определены порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования (см. также письмо Минфина России от 17 октября 1997 г. N 16-00-17-70).
В этой связи страхование охранников считается добровольным. Причина в том, что тарифы обязательного страхования должны утверждаться соответствующими законами. Так гласит ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Тарифы же по страхованию охранников Законом не утверждены.
Тем не менее ЕСН со страховки охранников платить не нужно. Такая льгота предусмотрена пп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ. НДФЛ со своей страховки охранники также не платят. Это предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ.
5. Часть 3 комментируемой статьи декларирует гарантии правовой защиты частных охранников, предусматривая ответственность лиц, оказывающих сопротивление при их задержании, угрожающих и причиняющих насилие или покушающихся на жизнь сотрудников предприятий, занимающихся оказанием охранных услуг.
Так, например, грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, является квалифицированным составом хулиганства, предусмотренного в ч. 2 ст. 213 УК РФ.