Водитель автомобиля категории «B» и «B1», оснащенных спецсигналами
Профессиональная надежность водителя и особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.
Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя :
Устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:
- функциональные изменения в нервной системе или других органах,
- различные изъяны органов чувств,
- нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,
- согласованность координации движения,
- врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),
- неудовлетворенность своей работой,
- отсутствие интереса к работе;
Временно повышающие подверженность опасности:
- недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функциональное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).
Причины, влияющие на снижение надёжности водителей, так или иначе связаны с её составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и пр. Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.
Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря таковых.
Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть своё поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством.
Склонность к риску как один из показателей социальнопсихологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска при принятии решений водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.
Основными факторами, определяющими безопасность труда водителя, являются пригодность к управлению автомобилем, подготовленность, работоспособность.
Пригодность водителя устанавливается путём его медицинского освидетельствования. Однако при медосвидетельствовании нельзя получить точных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя. К таким данным относятся особенности восприятия, способность человека к теневой и световой адаптации, качества внимания, психомоторной реакции и др. Поэтому вопрос о профессиональной пригодности водителя должен решаться в процессе профессионального отбора.
Подготовленность водителя включает в себя не только понятие об уровне сформированных профессиональных навыков вождения автомобиля, но и понятие о психологической устойчивости, т. е. о целенаправленном формировании у водителей профессиональных способностей, психических свойств, обеспечивающих успешность работы в любых условиях (эмоциональная устойчивость в критических ситуациях, развитие волевых качеств, организация внимания при выполнении маневров, оперативное мышление и память, готовность к предотвращению ДТП и др.).
Подготовленность водителя проявляется в умении предвидеть будущее на основе свойства антиципации, не теряться, а решительно действовать в аварийных ситуациях, исход которых зависит не только от опыта водителя и его стажа, но и от специальных навыков. Такие навыки можно приобрести на автотренажёрах, на которых отрабатываются автоматические движения для самых разных ситуаций. Также надо не забывать о свойстве человека — свойстве антиципации — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действий.
В большей степени профессиональная надёжность водителя определяется работоспособностью.
Особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.
Вместе с процессами и свойствами мышления важную роль играет способность водителя к прогнозированию последующей дорожно-транспортной ситуации. Чем лучше эта способность у водителя, тем меньше вероятность попадания его в аварийную ситуацию.
М.А.Котик и А.М.Емельянов обращают внимание на то, что надежность деятельности водителя транспортного средства определяется и его способностью прогнозировать поведение и других участников дорожного движения, а не только того средства, которым он сам управляет. Опытные водители ведут себя на дорогах довольно определенно, их поведение соответствует намерениям, они быстрее обнаруживают признаки развития опасности, возникшей по вине других водителей.
Ссылаясь на исследование Д. Клебельсберга, авторы приводят его деление видов прогноза дорожных ситуаций:
– ожидание, что текущая ситуация сохранится и в будущем;
– ожидание возникновения случайного события, которое непосредственно не вытекает из имеющейся ситуации, но ее изменяет;
– ожидание развития данной ситуации или появления чего-то нового в ней к определенному моменту времени.
В правильности таких прогнозов большую роль играет личный опыт водителя, основанный на психологических особенностях принятия решений в условиях неопределенности.
Рассмотрим такую составляющую мышления человека как принятие решений, рассматривая анализ дорожной ситуации и совершаемые на его основе действия водителя как выбор одной из нескольких альтернатив. Феномены принятия решений часто кажутся непонятными, нелогичными и противоречивыми. Тем не менее, их надо знать, чтобы лучше контролировать собственное поведение при принятии решений в процессе управления автомобилем.
Обычно в процессе принятия решений люди субъективно оценивают исходы и вероятности случайных событий, применяя для этого несложные правила, или эвристики. Их преимущество состоит в значительном сокращении времени и усилий по сравнению с рациональным процессом сбора и обработки объективной информации. Подобные эвристики нередко дают достаточно хорошие результаты, поскольку в большинстве случаев люди не стремятся к оптимальным решениям, и поэтому высокая точность оценок не требуется. Вместе с тем довольно часто использование эвристик вместо «точных измерений» приводит к серьезным ошибкам.
Одно из таких правил, с помощью которого оцениваются исходы и вероятности событий, называетсяэвристика репрезентативности. Ее сущность заключается в том, что люди обычно завышают оценки исходов или вероятностей случайных событий, которые в большей мере соответствуют их личному опыту и сложившимся представлениям. Об этих событиях можно сказать, что они репрезентативны опыту людей.
С этим эффектом тесно связан феномен излюбленной альтернативы: если некоторое решение оказалось удачным и дало положительные результаты, то эмоционально оно закрепляется в опыте человека. Поэтому в дальнейшем это решение становится излюбленным способом действий в похожих ситуациях и, более того, оно начинает неоправданно «переноситься» и на другие ситуации, требующие принятия уже совсем иных решений.
Иллюзия контроля – этот феномен связан с тем, что субъективная оценка вероятности случайного события зависит от того, насколько сам человек верит, что своими действиями он может повлиять на исход данного события. Другими словами, наша оценка вероятности того или иного события зависит от нашей веры в контролируемость этого события. Например, вероятность успешного обгона оценивается нами очень высоко, если мы оцениваем свою способность совершить его как достаточно высокую. В большинстве ситуаций такие оценки вероятностей вполне адекватны. Однако довольно часто наша вера в контроль над событиями оказывается иллюзорной. Мы хотим в это верить и, как следствие, необоснованно преувеличиваем свои возможности.
Эффект восприятия риска (феномен М. Старра) наблюдается в условиях неопределенности, когда принятие решений связано с риском, т.е. возможностью неблагоприятного исхода. В «рискованных» ситуациях важную роль играет такое личностное качество людей, как склонность к риску. Исследования показывают, что она может изменяться в зависимости от того, как человек оказался в проблемной ситуации. Если он добровольно ставит перед собой цели и принимает решения для их достижения, то его склонность к риску увеличивается. Другими словами, в этом случае люди воспринимают риск положительно и готовы примириться с ним ради возможности достигнуть значимую для себя цель.
С другой стороны, в ситуациях «принудительного» риска, в которые человек попадает не по своей воле, его отношение к риску изменяется на противоположное. Как отмечает М. Старр, «мы не позволяем другим делать с нами то, что счастливы делать сами». В частности, склонность людей к риску уменьшается в ситуациях «навязанного» выбора, когда человеку поручено принять решение.
Существуют и особые оценочные эффекты после принятия решения. Исследования показывают, что в большинстве случаев люди переоценивают правильность своих решений, что и послужило основанием для обозначения этого явления как эффект чрезмерной уверенности после принятия решения.
Все люди принимают решения по-разному. Нельзя встретить двух людей, которые мыслят и ведут себя совершенно одинаково даже при решении одной и той же задачи.
Выделяют несколько стилей принятия решений.
– Инертный стиль – процесс поиска и генерации новых вариантов решения протекает очень вяло, неуверенно и крайне осторожно. Каждая альтернатива ставится под сомнение и оценивается предвзято и сверхкритично. Любая новая идея сразу же подвергается тщательному анализу, жесткой критике и бесконечным уточнениям
– Осторожный стиль – более мягкий вариант инертного стиля, характеризуется тем, что человек прилагает большие усилия по сбору необходимой информации, тщательно и критично оценивает все альтернативы.
– Уравновешенный стиль – характерна достаточно высокая активность человека по выявлению разных альтернатив, а также серьезное внимание уделяется критике альтернатив, их анализу и коррекции. Считается, что подобный стиль позволяет вырабатывать наиболее удачные и обоснованные решения.
– Рискованный стиль – человек быстрее и легче придумывает, предлагает различные варианты альтернатив, идеи, чем обдумывает их, т.е. проводит анализ и «взвешивание». Причем в процессе анализа альтернатив основное внимание уделяется их преимуществам и ожидаемому «выигрышу», а возможные потери и связанный с ними риск недооцениваются.
– Импульсивный стиль – человек очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозможные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Принимаемые решения в высшей степени рискованны, наименее обоснованы и часто приводят к необратимым последствиям
Незнание основных правил принятия решений, недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП.