Водитель автомобиля категории «B» и «B1», оснащенных спецсигналами
Параметры и характеристики пневматических шин. Размерность.
По размерам шины должны соответствовать параметрам, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля. Только так, может быть обеспечена безопасность во всех режимах движения. Основным неизменным параметром должен являться наружный диаметр колеса. Он не приводиться в маркировке шины но его изменение приведет к нарушению геометрии подвески, которые могут самым неожиданным образом сказаться на управляемости автомобиля в самый неподходящий момент. Экспериментировать с размерностью не стоит ни ради красоты, ни ради каких-то мнимых улучшений. Все эти улучшения, если и меняют в лучшую сторону один параметр, то ухудшают в гораздо большей степени все другие. Шины должны по ширине соответствовать колёсным дискам, которые тоже бывают разными. Рекомендуемые для вашего автомобиля размеры дисков можно найти в инструкции по эксплуатации. Таблицы соответствия можно увидеть и в Интернете на сайтах продавцов шин и дисков. Обозначение и маркировка шин, выпускаемых в Европе, соответствует Евростандарту, а в США – требованиями Транспортного управления этой страны. Следует отметить, что обозначения и маркировка отечественных и импортных шин по отдельным позициям совпадают, хотя среди них имеются характерные различия. Прежде всего рассмотрим маркировки шин, действующих в Европе.
Ряд зарубежных фирм указывают максимальную нагрузку (MAX LOAD) в кг. и английских фунтах;
Т – индекс максимальной скорости, на которую рассчитана шина – надпись “Radial” – указывает на радиальную конструкцию шины;
“Tubeless” – маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается “TUBE TYPE“;
“M+S” (Mud+Snow -грязь+снег) – тип рисунка протектора. Маркировка обозначает, что шина предназначена для эксплуатации в зимний период года и по грязи. Дополнительные маркировки, действующие в США: – DOT – знак, который означает, что шина отвечает нормативным требованиям Транспортного управления США;
DM AB CD EFG – код, означающий место изготовления, размер и тип шины;
Максимально допустимые в США нагрузка и внутреннее давление воздуха в шине: max Load 545kg (1202 lbs) – 545кг (1202 фунта), max Pressure 300 кПа (44psi) – 3,0 кгс/см2 (44 фунта на квадратный дюйм);
– Plies Tread area:1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon Sidewall: 1 Rayon – особенности конструкции шины: в брекере один слой вискозного корда;
два слоя стального и один слой нейлонового корда;
В боковине один слой вискозного корда; – TWI (Tread Wear Indiration) -указатели индикаторов износа (минимально допустимая глубина) рисунка протектора шины. Указатели располагаются равномерно в шести- восьми местах по окружности. Маркировка TWI может быть со стрелкой. Индикатор износа иногда изображается одной стрелкой. Индикатор выполняется в виде выступа высотой 1.6 мм (для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора; – Treadwear 180 – относительная износоустойчивость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США; – Traction A – оценка влажностных условий А, В или С (специальный тест США); – Temperatyre B – температурная устойчивость на больших скоростях движения А, В или С (специальный тест США); – Safetywarning – требование техники безопасности при монтаже шины на ободе и при использовании шины. На некоторых моделях шин для легковых автомобилей введена дополнительная маркировка – стрелки с надписью “Rotation” указывающая направление вращения колеса. При сборке колеса необходимо учитывать рекомендации маркировки: направление вращения колеса при движении автомобиля вперед должно совпадать с направлением, указанным стрелкой (стрелками).
Сезонность.
Шины подразделяются на всесезонные, летние, зимние.
Летние шины предназначаются для использования в летний период, при высоких температурах, дождях и пр. У этих шин протектор имеет рисунок, обеспечивающий высокое сопротивление эффекту аквапланирования и отличное сцепление шин с асфальтом. Для летних шин используется более твердая резина протектора, чем у зимних шин, так как существует необходимость обеспечения длительной эксплуатации на разогретом летнем асфальте. В маркировке летних шин часто можно встретить рисунок зонтика или надписи «Rain», «Aqua», «Water», «Aquatred», «Aquacontact», такие шины обеспечивает улучшенный отвод воды из пятна контакта с дорогой и, имеют улучшенные характеристики аквапланирования.
Шины зимние предназначаются для эксплуатации в зимний период и для более низких температур. Их отличие от летних шин – это большое количество ламелей и мягкая смесь у резины протектора. Все зимние шины можно разделить на фрикционные, не имеющие шипов, и шипованные, либо те, что подлежат шиповке. Шипованные шины отлично подходят для суровых условий зимой и при постоянно меняющейся погоде. Шипами также обеспечивается сцепление с поверхностью дороги. Фрикционные шины способны обеспечить отличное сцепление с поверхностью зимней дороги за счет большого количества ламелей и специальной резиновой смеси протектора. Зимняя шина может иметь маркировку – рисунок снежинки на боковой поверхности покрышки, либо надпись «Winter».
Всесезонные шины компромисс между зимними и летними шинами. Чаще всего протектор имеет элементы рисунка, которые характерны для зимних и летних шин. Резиновая смесь имеет среднюю твердость между твердостью резины зимних и летних шин. Все универсальное, как правило, проигрывает специальному, поэтому летом внесезонные шины обеспечивают параметры эксплуатации намного хуже летней шины, а зимой хуже зимней шины. На маркировке всесезонной шины имеется пометка «MS», «М+S», «M & S» или «Any Season», «All Season». Знание характеристик шин установленных на эксплуатируемом транспортном средстве позволит водителю правильно спланировать и в процессе эксплуатации поддерживать оптимальные режимы движения, что является одним из главных факторов безопасного движения.
Наиболее частым упущением водителей является недостаточный контроль за давлением воздуха в шинах. Давление воздуха в шине с течением времени непроизвольно снижается. С понижением давления увеличивается сопротивления качению колеса. Появление неравномерности сопротивлений колес приведет к ухудшению управляемости и увеличению расхода топлива. Так, снижение давления в шинах на 0,4 кгс/см2 дает перерасход горючего до 10% и более.
Шины. Особенности эксплуатации.
- Не используйте поврежденные шины, например, с глубокими порезами или с трещинами, поскольку они утратили свою первоначальную прочность и могут разорваться.
- Проконсультируйтесь у дилера о возможности ремонта поврежденных автошин.
- Используйте для всех позиций колес автошины одинакового типа и размера.
- Если предприятием-изготовителем указано использовать шины разного размера для специального типа колес, следуйте его указаниям, иначе вы нарушите эксплуатационные характеристики автомобиля.
- Используйте новые камеры и ободные ленты для новых автошин камерного типа и новые клапана для новых бескамерных автошин.
- Используйте диски, соответствующие типу и размеру шин. При использовании бескамерных шин используйте только предусмотренные техническими условиями диски.
- Устанавливайте на все диски автошины одинакового типа (шипованные шины или без шипов). Избегайте установки шин разных типов, поскольку при этом ухудшается стабильность рулевого управления. Автошины с однонаправленным рисунком протектора устанавливайте соответствующим образом, как указано стрелкой на боковине.
- После установки новых шин (шипованных или без шипов) пройдите обкатку автомобиля. Обратите особое внимание на работу рулевого управления, пока вы не привыкнете к нему. Всегда выполняйте балансировку всех колес, включая запасную.
- Использование не балансированных колес может привести к повышенной вибрации и быстрому износу шины.
- Рекомендации по давлению воздуха в автошинах. При эксплуатации, периодически проверяйте давление воздуха в автошинах. Оно должно соответствовать рекомендованному давлению установленному производителем автомобиля. Значение может меняться с загрузкой автомобиля и изменением скоростного режима. Производители шин часто ориентируются на экономичность, стойкость шины к ударным нагрузкам и зачастую рекомендуют завышенные значения давления. Избыточное или недостаточное давление воздуха в шинах может привести к преждевременному износу шины. Во время движения и после него давление воздуха в шинах из за нагрева увеличивается.
- При обнаружении неустойчивости рулевого управления, ненормального звука или вибрации остановите автомобиль в безопасном месте и проверьте состояние шин.
- Не допускайте контакта боковых стенок автошины с бордюрами, избегайте езды по выступающим предметам на дорогах, поскольку это может привести к повреждению шин. Автошины изнашиваются неравномерно, поскольку они подвергаются разной нагрузке в зависимости от позиции, где они установлены (ось с управляемыми колесами, ведущая ось, свободно катящаяся ось).
- Периодически проверяйте углы установки передних колес и, если необходимо, выполняйте регулировку, поскольку при неправильной регулировке ухудшается управляемость транспортного средства и увеличивается износ шин.