Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Техническое обслуживание механизмов, систем, узлов крана
Что такое техническое обслуживание?
Согласно ГОСТ-18322—73, техническое обслуживание— это комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности изделия при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании.
Цель технического обслуживания в крановом хозяйстве— это обеспечение постоянной исправности крана и готовности его к работе с высокой производительностью; устранение причин, вызывающих преждевременный износ, и поломки деталей и сборочных единиц крана; удлинение межремонтных сроков и предупреждение аварийных ремонтов; безопасность работы, а также обеспечение минимальных расходов топлива, электроэнергии и эксплуатационных материалов.
Что такое система технического обслуживания и ремонта?
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации.
Что такое плановое техническое обслуживание?
Плановое техническое обслуживание — это техническое обслуживание, предусмотренное в нормативной документации и осуществляемое в плановом порядке.
Что такое продолжительность технического обслуживания?
Продолжительность технического обслуживания — это время проведения одного технического обслуживания изделия.
Что такое цикл технического обслуживания?
Цикл технического обслуживания — это наименьший повторяющийся период эксплуатации изделия, в течение которого выполняются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания, предусмотренные нормативной документацией.
Что такое периодичность технического обслуживания?
Наработка, или время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного вида, есть периодичность технического обслуживания.
Как подразделяется техническое обслуживание грузоподъемных кранов в зависимости от периодичности и объема работ?
В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное техническое обслуживание (ЕО), периодическое техническое обслуживание (ТО) и сезонное техническое обслуживание (СО). Какие работы следует включать в ежесменное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?
В ежесменное техническое обслуживание (ЕО) грузоподъемных кранов включаются следующие работы: очистка механизмов, узлов и сборочных единиц крана от пыли, грязи и снега, проверка уровня масла в картерах и в баке масляной системы; смазка деталей и узлов крана; проверка креплений всех узлов, механизмов и сборочных единиц; проверка состояния канатов и их крепления к канатному барабану; проверка состояния крюка и его крепления к крюковой подвеске. Кроме того, необходимо проверить: действие всех педалей и рукояток управления, работу двигателей, действие всех приборов управления и электрооборудования, работу тормозов исполнительных механизмов крана; исправность приборов и устройств безопасности, руководствуясь техническим описанием и инструкцией по эксплуатации крана.
Какие работы следует включать в первичное периодическое техническое обслуживание крана (ТО-1)?
В первичное периодическое техническое обслуживание грузоподъемного крана (ТО-1) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи, проверка состояния сварных швов на основной металлоконструкции, поворотной и неповоротной рамах, проверка ходовых тележек крана, крепления кольца катания к поворотной и неповоротной рамам и смазки на поверхностях зубьев; проверка соединения тележек к неповоротной раме; проверка состояния поворотной платформы, стрелы, стойки поддержки стрелы и башни у башенных кранов; проверка состояния грузовой и стреловой лебедок и механизма поворота крана; проверка состояния грузовых и стреловых канатов и их крепления; проверка состояния крюка и его крепления к подвеске; проверка состояния портала (убедиться в отсутствии трещин в сварке и в основном металле); проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния тормозных колодок, накладок, ленты и регулировки тормозов; проверка состояния приборов безопасности (особое внимание обратить на состояние крепления ограничителя грузоподъемности); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкциям заводов-изготовителей); проверка состояния электрооборудования, надежности крепления пускорегулирующей аппаратуры, крепления проводов и кабелей; удаление пыли, влаги и нагара с рабочих контактов; проверка четкости срабатывания выключателей, работоспособности приборов контроля, сигнальных ламп и подсвета; проверка исправности пневмосистемы и гидросистемы крана; проверка состояния крановых путей и их заземления; проверка заземления крана, заправка его топливом.
Какие работы включаются во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2)?
Во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи; тщательная проверка состояния металлоконструкций неповоротной и поворотной рам, портала, башни (башенных кранов) и стрелы (убедиться в отсутствии трещин в сварке, в основном металле, а также в отсутствии погнутости вг металлоконструкции); проверка крепления кольца катания к неповоротной и поворотной рамам; проверка состояния зубьев зубчатого венца и бегунковой шестерни; проверка состояния деталей и крепления их к грузовой и стреловой лебедкам, механизма поворота и передвижения (обратить внимание на соосность зубчатых соединений); проверка крепления стрелы к проушинам поворотной рамы (башни); проверка полиспастов и блоков портала; тщательная проверка состояния грузовых, стреловых и вантовых канатов и их соединения в барабанах и других местах; проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния и крепления деталей крюковой подвески (особое внимание обратить на состояние крюка и его крепление к траверсе крюковой подвески); проверка состояния всех тормозных систем крана (обратить внимание на состояние тормозных шкивов, колодок, накладок, лент, пружин и рычагов, при необходимости отремонтировать их); проверка установки рабочей длины пружины тормоза всех лебедок, механизма поворота и передвижения (при необходимости отрегулировать); проверка состояния стабилизаторов; проверка износа пальцев и отверстий; проверка состояния и крепления узлов дополнительных опор и их гидравлических приводов; очистка от пыли и грязи двигателя внутреннего сгорания (самоходные краны); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкции заводов-изготовителей); очистка от пыли и грязи внешней поверхности электродвигателей (открыть смотровые люки и очистить камеры контактных колец от металлической и угольной пыли, протереть кольца сухой и чистой тряпкой).
При обнаружении масла или грязи тряпку смочить бензином. Если кольца подгорели, допускается зачистка их мелкой стеклянной шкуркой.
При осмотре щеткодержателей необходимо проверить давление щеток на кольца в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя, а также проверить эластичность хода рычагов щеткодержателей; проверить плотность прилегания крышек смотровых люков и коробок выводов; проверить надежность крепления электродвигателей; осмотреть пульт управления крана; проверить надежность крепления проводов, кабелей, удалить пыль, влагу и нагар с рабочих контактов; убедиться в четкости срабатывания выключателей и надежности их крепления к пульту; проверить состояние комплектного устройства (башенных кранов); удалить пыль и влагу, проверить надежность подсоединения проводов и креплений электроаппаратов; очистить от пыли и грязи магнитные пускатели и контакторы, проверить плотность прилегания подвижных и неподвижных частей магнитной системы, при механическом повреждении рабочих поверхностей магнитной системы подшлифовать их, удалить нагар с контактов, в случае их сильного износа — заменить; проверить надежность работы блокировочного механизма, загрязненные места камеры главных контактов протереть чистой сухой тряпкой; проверить срабатывание контактов и точность фиксации механизмов силовых контроллеров и командоконтроллеров в каждом положении, проверить крепление кабеля и проводов к клеммам силовых контроллеров и командоконтроллеров; удалить нагар с контактов, а также пыль и влагу; проверить состояние и крепление приборов безопасности, а концевые выключатели, кроме того, на четкость срабатывания контактов, отсутствие пыли, грязи и нагара на контактах; проверить герметичность крышек; проверить пускорегулирующие сопротивления, убедиться в чистоте их, надежности крепления к раме и подключения к проводам.
Сухой тряпкой очистить от пыли и грязи изоляторы сопротивления; проверить надежность подключения кабелей к контактам щеткодержателей и выводам ста- торных обмоток; проверить сопротивление изоляции электродвигателей. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм электродвигатель просушить; осмотреть все кабели и провода. Участки с нарушенной изоляцией заменить; удалить пыль и грязь с поверхностей кабеля и проводов, проверить электрооборудование крана. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм просушить. Если при повторной проверке сопротивление изоляции будет тоже ниже 0,5 МОм, поврежденные участки необходимо заменить.
Очистить от пыли и масла токоприемник тряпкой, смоченной в бензине; проверить состояние стоек, колец, щеток и соединения кабелей с токоведущими частями, а также наличие контактов между токоведущими частями; проверить заземление крана и крановых путей; проверить состояние крановых путей и при необходимости отремонтировать их; проверить состояние гидравлической системы крана, фильтрующие элементы, отрегулировать предохранительные клапаны и, если необходимо, заменить рабочую жидкость; проверить состояние пневмосистемы крана; заправить кран топливом; опробовать действие отдельных узлов, механизмов, рабочего оборудования и крана в целом.
В каких случаях проводится сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?
Сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов проводится при переводе крана с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот. При этом кроме замены масел и смазок следует промыть топливные и масляные баки и фильтры, систему охлаждения и картеры всех узлов крана. Кроме того, провести техническое обслуживание № 2 (ТО-2) в полном объеме.
Примечание. Приведенный перечень работ по техническим обслуживаниям кранов не является обязательным, а только ознакомительным. Обязателен перечень работ, рекомендованный в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана, составленных заводом — изготовителем крана.
Кто должен производить техническое обслуживание крана?
Ежесменное техническое обслуживание должен производить крановщик. Периодические технические обслуживания лучше всего поручить квалифицированной бригаде слесарей и электриков с участием крановщика и под руководством опытного инженерно-технического работника.
Что представляет собой ремонт грузоподъемных кранов?
Ремонт грузоподъемных кранов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе работы, и восстановление работоспособности крана.
Какие работы входят в состав работ по ремонту грузоподъемных кранов?
В состав работ по ремонту грузоподъемных кранов входят: очистка крана от пыли и грязи, мойка, разборка крана, составление ведомости дефектов, замена изношенных деталей, узлов и агрегатов новыми или отремонтированными, сборка узлов и агрегатов крана и восстановление посадок в сопряжениях; стендовые или ходовые испытания отремонтированных узлов, агрегатов и крана в целом; окраска крана. Ремонтные работы включают в себя также различные виды обработки деталей для их восстановления — сварку, слесарные и станочные работы, нанесение металла на изношенные детали и т. д.
Как подразделяются ремонты грузоподъемных кранов?
Ремонты грузоподъемных кранов подразделяются на текущий (Т) и капитальный (К).
Какой ремонт называется текущим (Т)?
Ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке, называется текущим.
Какие работы выполняются при текущем ремонте грузоподъемного крана?
При текущем ремонте грузоподъемного крана выполняются следующие работы: частичная разборка крана, устранение неисправностей в агрегатах, узлах и в сборочных единицах, возникающих в процессе эксплуатации крана и препятствующих их нормальной работе; замена отдельных агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых) новыми или заранее отремонтированными.
Какой ремонт называется капитальным?
Ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировки, называется капитальным ремонтом.
Какие работы выполняются при капитальном ремонте грузоподъемного крана?
Сроки периодических технических обслуживаний и текущего ремонта, а также продолжительность одного технического обслуживания и ремонта указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана.
Возможные неисправности электрооборудования грузоподъемных кранов и способы их устранения.
Почему генератор переменного тока может не возбуждаться?
Генератор переменного тока может не возбуждаться, если: ослабли пружины щеткодержателей; оборваны соединения между роторными катушками; загрязнены кольца; недостаточен контакт между щетками и кольцами; недостаточна частота вращения; произошел обрыв в обмотке статора; полностью размагничен генератор возбуждения.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если ослабли пружины щеткодержателей, нужно подтянуть их; если оборваны соединения между роторными катушками, сначала следует обнаружить обрыв, а затем устранить его; если загрязнены кольца, необходимо очистить их; если недостаточен контакт между кольцами и щетками, нужно подтянуть пружины; если произошел обрыв в обмотке статора, сначала нужно с помощью мегометра обнаружить обрыв, а затем устранить его; если полностью размагничен генератор возбуждения, следует намагнитить его с помощью собственного аккумулятора или постороннего источника тока.
По каким причинам могут перегреваться и дымить обмотки генератора?
Перегреваться и дымить обмотки генератора могут, если: произошло замыкание в обмотке; нестандартные щетки; генератор перегружен.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло замыкание в обмотке, следует найти место нагрева и устранить замыкание; если перегружен генератор, надо уменьшить нагрузку, а при нестандартных щетках заменить их стандартными.
По каким причинам может быть недостаточное напряжение на клеммах генератора, а при нагрузке напряжение падает?
Недостаточное напряжение на клеммах генератора может быть, если: недостаточен контакт между щетками и кольцами; вышел из строя вентиль в цеди возбуждения; недостаточна частота вращения; трансформатор тока неправильно подключен к генератору; произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если недостаточен контакт между щетками и кольцами, надо улучшить его; если вышел из строя вентиль в цепи возбуждения — установить новый; если недостаточна частота вращения — увеличить ее; если трансформатор тока неправильно подключен к генератору — подключить согласно схеме; если произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора, необходимо обнаружить место неисправности и устранить ее.
По каким причинам может происходить искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором?
Искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором может происходить, если: загрязнены контактные кольца; происходит заедание щеток или их давление недостаточно; поставлены щетки другой марки; произошла неравномерная выработка контактных колец; происходит вибрация.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если загрязнены контактные кольца, следует очистить их; если происходит заедание щеток или давление их недостаточно — отрегулировать давление щеток, заедание устранить; если поставлены щетки другой марки — заменить их; если произошла неравномерная выработка контактных колец—кольца обточить; если сильная вибрация — проверить крепление генератора и подшипники.
По каким причинам может происходить перегрев щеток и контактных колец генератора или электродвигателя с фазовым ротором?
Перегрев щеток и контактных колец может происходить, если велико давление на щетки или поставлены слишком твердые щетки.
Какие меры -следует принять в этих случаях?
Если велико давление на щетки — отрегулировать его; если слишком твердые щетки — заменить их на более мягкие.
По каким причинам электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командо- контроллера из нулевого в крайнее положение?
Электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командоконтроллера из нулевого в крайнее положение, если изменились выдержки времени реле ускорения или неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если изменились выдержки времени реле ускорения, следует отрегулировать соответствующее реле; если неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления — нужно проверить порядок соединения ступеней пускорегулирующего сопротивления согласно принципиальной схеме. По каким причинам может быть повышенный шум при работе электродвигателя?
Повышенный шум при работе электродвигателя может быть, если: произошло короткое замыкание в обмотке статора или фазного ротора; неправильно соединены обмотки статора при включении в сеть; произошел обрыв фазы в сети.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло короткое замыкание — нужно найти это место и устранить неисправность; если обмотки статора соединены неправильно — соединить выводы обмоток согласно схеме соединения; если произошел обрыв фазы в сети — устранить его.
По каким причинам под нагрузкой электродвигатель не развивает нужной частоты вращения?
Под нагрузкой электродвигатель может не развивать нужной частоты вращения, если неправильно соединены обмотки, щетки или питающие провода. В этих случаях следует проверить соединение и устранить неисправность.
По каким причинам может происходить перегрев электродвигателя во время работы?
Перегрев электродвигателя во время работы может происходить, если: двигатель сильно перегружен; произошло изменение напряжения по отношению к номинальной величине сверх допустимого; произошло короткое замыкание в обмотке ротора. Какие меры следует принять в этих случаях?
Если двигатель сильно перегружен следует устранить перегрузку; если произошло изменение напряжения, нужно проверить напряжение, подводимое к обмотке статора, и схему включения в соответствии с указаниями на щитке; если произошло короткое замыкание — устранить его.
По каким причинам электродвигатель может вращаться в обратную сторону?
Электродвигатель может вращаться в обратную сторону, если неправильно соединены фазы. Чтобы исправить эту ошибку, нужно изменить подключение любых двух фаз на клеммах электродвигателя или на автомате, если он трехполюсный. По каким причинам при пуске под нагрузкой электродвигатель не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается (местный нагрев)?
Электродвигатель при пуске под нагрузкой не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается, если: произошел обрыв одной из фаз питающей сети; произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора электродвигателя; произошел обрыв в пусковых сопротивлениях.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошел обрыв одной из фаз питающей сети, нужно проверить исправность пусковой аппаратуры и проводки; если произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора, следует устранить неисправность или заменить обмотку; если произошел обрыв в пусковых сопротивлениях, необходимо отремонтировать или заменить сопротивление.
По каким причинам при включении электродвигателя могут гореть плавкие вставки?
Плавкие вставки при включении электродвигателя могут гореть, если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке или если сильно зажат тормоз.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке, электродвигатель надо перемотать; если сильно зажат тормоз — отрегулировать его.
По каким причинам могут нагреваться подшипники генератора или электродвигателя или в них возникает повышенный шум?
Подшипники генераторов и электродвигателей нагреваются выше нормы или в них возникает повышенный шум, если: подшипники сильно изношены; имеется перекос из-за неправильной сборки; грязь попала в подшипники; недостаточна смазка.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подшипники сильно изношены — нужно заменить их новыми; если имеется перекос из-за неправильной сборки — устранить перекос; если попала грязь в подшипники — промыть их и набить или налить свежее масло; если недостаточна смазка — добавить смазку.
По каким причинам может произойти перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства?
Перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства могут произойти, если: уменьшилось давление контактов; ослабли затяжки гаек клеммных зажимов; ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика; атмосферные осадки попали на вводное устройство.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если уменьшилось давление контактов, нужно проверить степень соприкосновения контактных пластин с ножами рубильника, а затем подтянуть гайки в шарнирах стойки. При необходимости заменить стойку новой из комплекта запасных частей; если ослабли затяжки гаек клеммных зажимов — подтянуть до отказа (без рывков) гайки; если ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика — подтянуть болты крепления; если атмосферные осадки попали на вводное устройство — уплотнить сальники и места между крышкой и корпусом.
По каким причинам может нарушаться нормальная работа контакторов (повышенный шум, плохое включение и отключение контакторов)?
Нормальная работа контакторов может нарушаться, если: подгорели или износились контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов; если недостаточно конечное давление; якорь неплотно прилегает к сердечнику; повреждена катушка.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подгорели или износились контакты, нужно зачистить их, отрегулировать зазор вращением регулировочного винта, при необходимости заменить контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов — отрегулировать давление контактов регулировочным винтом; если недостаточно конечное давление, заменить контактную пружину; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка — заменить ее.
По каким причинам магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шуметь?
Магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шум*еть, если: подгорели контакты; ослабли возвратные пружины; произошел перекос подвижной системы; неплотно прилегают полюсы магнитной системы; повреждена катушка магнитной системы.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подгорели контакты, нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если произошел перекос подвижной системы — устранить его; если неплотно прилегают полюсы магнитной системы — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка —заменить ее.
По каким причинам реле может плохо включаться или отключаться, а при работе производить повышенный шум?
Реле может плохо включаться и отключаться, а при работе производить повышенный шум, если: повреждена катушка; подгорели или износились контакты; ослабли возвратные пружины; якорь неплотно прилегает к сердечнику.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если повреждена катушка, нужно заменить ее; если подгорели или износились контакты — зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифо- вать их.
По каким причинам может происходить нагрев контактов в командоконтроллере?
Нагрев контактов в командоконтроллере может происходить при ослаблении или подгорании контактов. В первом случае нужно отрегулировать давление контактов или сменить пружину, а во втором случае — зачистить контакты или заменить, если они сильно подгорели.
По каким причинам может отсутствовать электрический контакт в командоконтроллере?
Электрический контакт в командоконтроллере может отсутствовать при смещении контактов. В этом случае нужно смещение контактов устранить, а износившиеся контакты заменить.
По каким причинам нарушается нормальная работа концевых выключателей?
Нормальная работа концевых выключателей нарушается, если: подгорели или износились контакты; ослабли пружины кулачкового элемента; ослабла пружина; износился ролик рычага. Какие меры следует принять в этом случае?
Если подгорели или износились контакты — нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли пружины кулачкового элемента — заменить их; если ослабла пружина — заменить ее; если износился ролик рычага — заменить рычаг с роликом.
По каким причинам нарушается нормальная работа ограничителя грузоподъемности?
Нормальная работа ограничителя грузоподъемности нарушается, если: отсутствует электрический контакт в разъемах и в приборе Д-ЗМ; произошел обрыв в цепях датчиков; нарушена регулировка релейного блока.
Какие меры следует принять в этом случае?
Если обнаружено отсутствие электрического контакта в разъемах и в приборе Д-ЗМ, нужно устранить неисправность, проверить контакты реле прибора Д-ЗМ; если произошел обрыв в цепях датчиков, следует проверить кабели, потенциометрические датчики, а при необходимости заменить их; если нарушена регулировка релейного блока, необходимо отрегулировать подстроечные сопротивления.
По каким причинам могут не отключаться механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности?
Механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности могут не отключаться при неисправности выходного реле релейного блока ограничителя грузоподъемности.
По каким причинам может не срабатывать система контроля анемометра?
Система контроля анемометра может не срабатывать при неисправности тумблера или обмотки трансформатора.
По каким причинам может часто срабатывать максимальное реле?
Максимальное реле может часто срабатывать, если: перегружен электродвигатель; произошло короткое замыкание в статорной цепи; перекошен сердечник реле; установка реле не соответствует режиму работы, произошло заземление фазы на корпус.
По каким причинам может происходить самопроизвольное отключение контактора?
Самопроизвольное отключение контактора может происходить при недостаточном контакте в блоке контакта.
По каким причинам поворот рукоятки контроллера требует больших усилий?
Поворот рукоятки контроллера требует больших усилий при чрезмерном напряжении пружины храпового механизма.
По каким причинам при включении тормозной электромагнит не притягивает якорь?
Тормозной электромагнит при включении не притягивает якорь, если повреждена механическая часть тормоза или произошел обрыв или витковое замыкание в катушке. В первом случае нужно устранить неисправность, а во втором — заменить катушку или в крайнем случае перемотать ее.
Смазка трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов
Для чего смазывают трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов смазывают для того, чтобы уменьшить трение между ними. Смазочный материал предотвращает быстрый износ деталей и их разрушение.
Каким образом смазочные материалы уменьшают трение между трущимися поверхностями подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Все смазочные материалы обладают свойством прочно покрывать поверхности трущихся деталей тонким слоем, благодаря чему устраняется сухое трение между трущимися поверхностями и создается трение между масляными слоями, которое намного меньше, чем трение между сухими поверхностями.
Чтобы масло, введенное между трущимися поверхностями, полностью разделяло эти поверхности, давление, приходящееся на масляный слой, не должно превосходить определенной величины, в противном случае масло будет частично выдавливаться и незначительные выступы, имеющиеся на поверхности трения, вновь придут в соприкосновение друг с другом. Силы трения между этими деталями вновь увеличатся, а следовательно, увеличатся и усилия, необходимые для преодоления сил трения, что вновь приведет к ускорению износа деталей. Поэтому на трущиеся поверхности подвижных деталей надо постоянно подавать, масло в необходимом количестве и достаточной вязкости, тогда оно не будет выдавливаться из зазора, имеющегося между поверхностями трения.
Смазочные материалы каких марок применяются для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов применяются смазочные материалы следующих марок: солидол синтетический марки С (смазка универсальная), солидол жировой марок УС-1 и УС-2, пластичная антифрикционная смазка марки ЦИАТИМ-203, смазка жировая тугоплавкая 1-13, моторное масло МТ-14п и МТ-16п.
Как нужно хранить смазочные материалы?
Смазочные материалы нужно хранить в закрытом сухом помещении, причем вся посуда должна быть замаркирована по сортам масла. Отработанное масло надо собирать, отстаивать и фильтровать. После отстоя и фильтрации отработанное масло следует расходовать для смазки неответственных узлов. Хранить и переносить смазочные материалы в открытой посуде запрещается.
В какие сроки следует смазывать детали, узлы и механизмы крана?
Детали, узлы и механизмы крана следует смазывать в сроки, указанные в карте смазки крана, составленной заводом-изготовителем. Карта смазки является основным документом, определяющим правила смазки и марки смазочных материалов для данного крана. Крановщик должен помнить, что при эксплуатации крана следует строго придерживаться указаний, содержащихся в карте смазки, так как нарушение режима смазки, пропуск отдельных смазочных точек, применение несоответствующего ассортимента масел обязательно приведут к быстрому износу отдельных деталей и узлов крана, в результате чего кран может выйти из строя. Поэтому крановщик обязан регулярно очищать и смазывать механизмы крана, своевременно промывать масленки и подшипники и наполнять их свежим смазочным материалом, прочищать и промывать картеры редукторов и заливать их чистым маслом до указанного уровня.
Прежде чем заменить масло в редукторе, нужно тщательно протереть крышку люка картера и сливную пробку, чтобы пыль и грязь не попали вместе со свежим маслом в картер. Затем нужно отвернуть спускную пробку и слить отработанное масло в посуду.
Сняв крышку смотрового люка, очистить картер от остатков масла и грязи обтирочным материалом, смоченным в керосине, промыть ванну свежим автолом. После этого поставить крышку люка редуктора на место, завернуть спускную пробку и наполнить картер редуктора автолом или другим маслом до контрольной черты маслоуказателя. Крановщик должен помнить, что во время промывки картеров и очистки зубьев шестерен редуктора нужно пользоваться прутком с обтирочным материалом и ни в коем случае не выполнять эту работу кистью руки и пальцами. Расскажите о порядке набивки консистентной смазки в подшипники шприцем.
Прежде чем начать набивку смазки в подшипники, нужно протереть шприц, его наконечник и верх маслопровода. Далее ставят наконечник шприца на смазочный канал и выдавливают смазку. Смазку нужно подавать в подшипники до тех пор, пока через уплотнения не выйдет вся старая смазка и не покажется свежая, более светлая, чем старая. При этом нужно обращать внимание на проход смазки через смазочные каналы. Если проход смазки затруднен, значит, каналы забиты грязью или старой смазкой. В этом случае крановщик должен очистить весь маслопровод от грязи и старой смазки.
При полной смене смазочного материала шарикового и роликового подшипника предварительно следует обтереть подшипник тряпкой, затем вскрыть его, удалить всю старую смазку, прочистить каналы маслопровода для шприцовки, промыть подшипник и каналы маслопровода керосином и набить свежую смазку. Набивать смазкой корпус подшипника до отказа нельзя. Корпус должен быть заполнен только на 2/3 объема. Промывку керосином и набивку свежей смазки следует производить один раз в месяц.
Техническое обслуживание крана-манипулятора (КМУ)
После приобретения новая КМУ должна быть поставлена на учет в Ростехнадзор. Для этого необходимо заключить договор на обслуживание устройств безопасности в любом аттестованном сервисном предприятии. Кроме того, владелец должен провести хотя бы визуальный осмотр и проверить герметичность гидросистемы, которая могла быть повреждена во время транспортировки.
Распространенные ошибки в эксплуатации КМУ
При эксплуатации операторы нередко ударяют стрелой по окружающим предметам, по кабине. К тому же, очень часто машинисты неправильно работают с грузом, например, стрелой волокут грузы по земле. Если не соблюдать правила, грузоподъемность стрелы уменьшается, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки. Максимальная грузоподъемность может быть получена при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ работает таким образом, что во время подъема груза нагрузка на один гидроцилиндр может равняться 85%, а на другой всего 15%.
Одной из типичных ошибок является применение в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной заводом-изготовителем. Также отрицательно на работу оборудования влияет отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания. Если узлы трения не смазывать, то уже через один или два года в соединениях манипулятора образовываются огромные люфты – шатаются секции стрелы, колонна, иногда даже аутригеры. Еще одна причина поломок – ошибки операторов.
Чтобы освоить управление установкой, недостаточно изучения инструкции и несколько минут практики. Кран-манипулятор не должен применяться не по назначению, а именно – нельзя упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для замены колеса или чтобы вытолкнуть застрявшую технику из грязи. Механизм КМУ не рассчитан на такие нагрузки. И, как следствие, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Зачастую поломке подвергается гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как ему достается самая большая нагрузка. Специальные редукционные клапаны защищают гидравлические контуры от перегрузок, но у механических элементов защита от нештатных нагрузок не предусмотрена.
Во время транспортировки КМУ закрепляют в сложенном состоянии на специальных кронштейнах и упорах при помощи стальных пальцев или пружинных колец. Подобным образом фиксируются и аутригеры. Перед эксплуатацией фиксаторы снимаются, стрела раскладывается из транспортного состояния в определенном порядке, прописанном в инструкции. Также очень часто из-за того, что операторы не устанавливают опоры на необходимую ширину, случается опрокидывание установки.
При отсутствии в комплектации КМУ маслоохладителя, его функции выполняет бак, вместимость которого должна быть достаточно большой, то есть равняться объему, который накачивает насос за 2-3 минуты. Например, если подача насоса составляет 50 л/мин, тогда емкость бака должна достигать 100-150 литров. Тем не менее, иногда устанавливается бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В итоге, старение жидкости наступает быстрее, во время работы жидкость не успевает охлаждаться, увеличивается вероятность ее перегрева. Поэтому из-за подобной “экономии” элементы гидросистемы быстрее выходят из строя.
В случае длительного нахождения на морозе вначале необходимо разогревать гидросистему: насос должен поработать на холостом ходу, осуществить несколько движений без нагрузки, 10-15 минут погонять жидкость по малому кругу через бак. После этого можно медленно начинать работать с КМУ, проверяя выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних состояний.
Регламентные работы
Долговечная эксплуатация крана-манипулятора возможна при регулярном и качественном проведении технического обслуживания. Рассмотрим подробнее виды и периодичность выполняемых работ:
- ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) в начале и конце смены (уборка, мойка, внешний осмотр, заправочные работы);
- техническое обслуживание ТО-1 через первые 50 моточасов работы, но не позднее двух месяцев (смазка КМУ, контроль затяжки резьбовых соединений, замена масляных фильтров);
- техническое обслуживание ТО-2 через каждые 50-150 моточасов, но не позднее шести месяцев (ТО-1, проверка состояния сварочных швов и работоспособности гидроцилиндров и гидрозамков);
- техническое обслуживание ТО-3 через 400-1000 моточасов и раз в год как минимум (ТО-1, ТО-2, замена масла в гидросистеме).
- сезонное техническое обслуживание (СТО) при переходе с весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот как минимум два раза в год.
Техобслуживание КМУ должно производиться ежедневно, еженедельно, ежеквартально и так далее. Периодичность обозначают в инструкции в моточасах и в днях. Также имеется карта смазки, где указаны способы смазки – под давлением (шприцевание) либо нанесение на трущиеся поверхности. Кроме того, описывается порядок мойки кранов-манипуляторов. Выполнить техническое обслуживание манипулятора, то есть заменить жидкость, фильтры, смазку шарниров, может даже сам владелец. В ежедневное ТО входит визуальный осмотр КМУ и всей машины, в еженедельное – шприцевание шарниров.
При проведении ТО, важно помнить о поворотном устройстве. Если оно расположено в масляной ванне, тогда масло необходимо регулярно менять. У аутригеров необходимо смазывать шарнир. Следует не упускать из виду состояние штоков, содержать их в чистоте. Также чистыми должны быть разъемы для подсоединения гидравлических инструментов, ведь на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется применять защитные колпачки, а для электрических разъемов, которые менее корродируют от соли на дорогах, использовать специальную смазку.
Некоторые модели КМУ оснащаются охладителями масла. Их необходимо периодически очищать от пыли и грязи, также к ним должен постоянно поступать воздух, поэтому важно, чтобы ничто этому не препятствовало. Регулярно необходимо подтягивать резьбовые соединения механизмов крепления манипулятора к надрамнику, обследовать состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки также прописываются в инструкции по эксплуатации.
Гидравлическая жидкость
При эксплуатации важно контролировать температуру гидравлической жидкости по термометру, который соединен с датчиком уровня жидкости в баке. При достижении температурой критического уровня, нужно остановить КМУ и подождать, пока жидкость полностью остынет. Нагреваясь до 100 °С, гидрожидкость лишается своих свойств, в первую очередь, смазывающих, и начинает интенсивно окисляться.
Замену жидкости необходимо производить не менее одного раза в год, даже если КМУ практически не эксплуатировалась. Жидкость характеризуется гигроскопичностью, она поглощает влагу, за счет чего масло превращается в эмульсию, что является опасным для силовых цилиндров и гидрозамков, приводит к коррозии металлических компонентов. Меняя жидкость, также необходимо заменить фильтры.
Некоторые установки оснащены только одним фильтром в гидросистеме, который является сливным и установлен в баке. При работе оборудования при более высоких давлениях, система снабжается вторым фильтром, который монтируется в напорной ветви между гидрораспределителем и насосом. А гидросистема КМУ HIAB, обладающая дистанционным управлением, укомплектована даже тремя фильтрами.
Гидросистема может быть оборудована индикатором засорения фильтра, то есть манометром. Если условия эксплуатации являются нормальными, стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра. В случае, когда стрелка резко отклоняется в зону повышенного давления, необходимо обратить свое внимание на условия работы. При эксплуатации, где имеется высокая запыленность, замена фильтров и жидкости должна осуществляться чаще.
КМУ необходимо привести в транспортное состояние, далее откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. После запрвки свежей жидкости и замены фильтров необходимо несколько раз сложить и разложить манипулятор. Это требуется для того, чтобы гарантированно заполнить систему. Нет необходимости открывать “специальные пробки” для выхода воздуха, так как КМУ укомплектована гидросистемой открытого типа, за счет чего весь воздух выпускается через сапун бака. Когда бак чистый, тогда прочищать его не требуется. Также необходимо перед заправкой в гидросистему дополнительно профильтровать жидкость. Для этого следует при помощи несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и затем в бак КМУ.
Гидробак имеет на дне углубление с пробкой, где отстаиваются вода и грязь. Этот отстой необходимо сливать раз в неделю. В случае, когда отстоя слито много, следует возместить убывание жидкости доливом. Долив жидкости производится из чистой посуды и через сетчатый фильтр, во избежание попадания грязи.
Гидросистема может заправляться всесезонной жидкостью. Но если наблюдается серьезная разница температур в зимний и летний период, вместо универсальной жидкости стоит использовать летнюю или зимнюю. Зимняя жидкость должна быть намного ниже предполагаемых температур воздуха, ведь около точки застывания жидкость становится густой студенистой массой. Кстати, слитая сезонная жидкость может применяться повторно в следующем сезоне, но только если она сохранила свои свойства.
Диагностика и ремонт КМУ
С указанной в инструкции периодичностью рекомендовано измерять зазор между пластинами скольжения и телескопическими секциями стрелы, контролировать толщину опорных пластин скольжения цилиндров. Стрелу необходимо положить на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу.
Касательно вопроса о том следует ли смазывать трущиеся поверхности, мнения производителей расходятся. Одни советуют смазывать постоянно, но если пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки, то тогда рекомендуются избегать этих действий, ведь на смазку налипает пыль. Пластины стоит менять вовремя, для того, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и операции с КМУ были более точными. Однако, как показывает практика, пока метал не начнет скрести по металлу, пластины скольжения чаще всего и не меняются.
Гидроцилиндры характеризуются своей долговечностью. КМУ высокого класса даже спустя 10 лет обладают цилиндрами, которые, как правило, не имеют износа. Но пора ремонта наступает всегда. Во время гарантийного периода следует использовать только оригинальные комплектующие. Это необходимо для того, чтобы сохранить права на гарантийное обслуживание.