Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Стропы. Траверсы. Захваты. Классификация стропов по материалу, по конструкции и по назначению
Строп – это простейшее грузозахватное приспособление, в общем случае имеющее вид каната, троса или цепи с крюком либо петлей на обоих концах и предназначенное для надежного захвата груза в целях его дальнейшего перемещения. Иногда стропы используют для обхвата грузов сложной формы. Помимо обычных строп имеются также автостропы – специальные грузозахваты, применяемые в процессе такелажа груза в критичных местах, а также при погрузке-разгрузке пакетов и контейнеров.
Стропы являются необходимым дополнительным рабочим снаряжением для любого подъемного крана. Именно с помощью съемных строп груз крепится к крюку подъемного крана и надежно фиксируется в пространстве за счет равномерного распределения всех динамических нагрузок. Частные случаи использования строп – крепление груза или человека к куполу парашюта, а также гондолы – к аэростату или дирижаблю. Стропы любого типа должны отвечать жестким требованиям безопасности, условием чего является их соответствие стандартам ГОСТа и наличие сертификата.
В каких областях производственной деятельности используют стропы?
Стропы находят широкое применение в самых разных областях хозяйственной деятельности человека:
• строительство;
• грузоперевозки;
• сельское хозяйство;
• лесная промышленность;
• нефтяная и газовая индустрия;
• металлургические комплексы;
• погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях любых других отраслей промышленности.
Стропы: основные виды, их плюсы и минусы
Все стропы делятся на 3 основных вида:
• текстильные;
• канатные;
• цепные.
Каждый из этих видов также делится на подвиды:
• петлевые и кольцевые;
• одно-, двух-, трех- и четырехветвевые.
Текстильные стропы
Текстильные стропы, обладающие запасом прочности 7:1, изготавливают из сверхпрочной синтетической тканой ленты до 300 мм шириной (ленточные) или нитей (круглопрядные) и кодируют цветом в соответствии с существующими нормативами.
Плюсы:
• обеспечение лучшей в своем классе сохранности грузов (полное отсутствие повреждений поверхности);
• небольшой собственный вес;
• высокая удельная прочность;
• самый высокий уровень безопасности для рабочего персонала (исключены порезы рук);
• легкость хранения и транспортировки в силу высокой компактности строп;
• высокая износостойкость;
• простота изготовления.
Минусы:
• повреждаемость при подъеме грузов с острыми краями или шероховатой поверхностью;
• невозможность применения при агрессивных условиях внешней среды;
• быстрый абразивный износ при попадании во внутренние волокна пыли (для строп без специальной пропитки).
Канатные стропы, или чалки
Канатные стропы, или чалки представляют собой стальной трос с заделанными особыми способами концами. На данный момент используют 2 основных способа заделки концов: заплетку или опрессовку каната в алюминиевую втулку. Благодаря своей устойчивости к резким нагрузкам и дешевизне такие чалки – лидеры спроса на всем постсоветском пространстве.
Плюсы:
• устойчивость к резким нагрузкам;
• большой запас прочности;
• широкий температурный диапазон применения (от – 60 до + 1000C);
• стальные канаты не сразу разрушаются при перегрузке;
• дешевизна.
Минусы:
• повреждаемость при работе с грузами, имеющими острые кромки или шершавую поверхность;
• возможность повреждения поверхности груза;
• низкий уровень безопасности для рабочего персонала (высокая вероятность пореза рук);
• немалый собственный вес.
Цепные стропы
Представляют собой цепь из отдельных стальных звеньев высокой прочности, соединенных между собой с помощью сварки. Такие стропы отличаются исключительным удобством в использовании.
Плюсы:
• высочайшая долговечность;
• большая гибкость;
• безопасность;
• ремонтопригодность;
• устойчивость к высоким температурам и агрессивной среде.
Минусы:
• высокая стоимость;
• относительно большой собственный вес.
Требования нормативных документов Ростехнадзора к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации и маркировке съемных грузозахватных приспособлений.
СГП должны изготовляться по ГОСТам, нормалям, ТУ, и Правилам по кранам ПБ 10-382-00. Завод изготовитель должен иметь разрешение на изготовление СГП (лицензию).
РД 10-33-93 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.
Для получения разрешения завод-изготовитель должен представить в Ростехнадзор:
Стропы изготовленные для сторонних организаций должны снабжаться паспортом.
С вступлением в силу административного регламента, установившего обязательное наличие заключения экспертизы промышленной безопасности или сертификата соответствия, разрешение на изготовление съемных грузозахватных приспособлений от Ростехнадзора обязательно.
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА СЪЕМНОГО ГРУЗОЗАХВАТНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
- Общие сведения:
- наименование (тип), обозначение;
- заводской номер;
- дата изготовления;
- номер нормативного документа (технических условий);
- предприятие-изготовитель и его адрес;
- разрешение (лицензия) на изготовление;
- состав и комплект поставки.
- Чертеж (эскиз, схема) общего вида с указанием основных размеров.
- Технические данные и характеристики:
- грузоподъемность, т (кН);
- собственная масса, кг;
- коэффициент запаса прочности;
- прочие технические данные и характеристики.
- Описание конструкции.
- Инструкция по эксплуатации.
- Инструкция по техническому освидетельствованию.
- Ведомость запасных частей.
- Гарантийные обязательства.
- Свидетельство о приемке (дата испытаний).
Испытания
СГП должны быть испытаны после изготовления на заводе-изготовителе нагрузкой на 25% выше грузоподъемности.
Внешней выбраковке подвергаются 100% ГЗП, а испытание статической нагрузкой разное количество из изготовленной партии одного материала согласно ГОСТА.
Например по РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых количество контрольных образцов, подвергаемых механическим испытаниям при производстве стропов, звеньев партиями (в партию входят однотипные по материалу, грузоподъемности, типу и исполнению изделия) должно быть:
– четыре образца из партии более 200 штук;
– три образца из партии от 100 до 200 штук;
– два образца из партии до 100 штук.
Поэтому перед эксплуатацией новых строп их рекомендуется нагрузить грузом 100% грузоподъемности и произвести не менее 3 раз каждого рабочего цикла на максимальных скоростях.
Стропы при эксплуатации не ремонтируются и не испытываются.
После испытания все Съемные грузозахватные приспособления маркируются и снабжаются паспортом.
Маркировка строп
Каждый элемент строп должен иметь свою маркировку крюк, соединительное звено, каждый калибр цепей и т.д.
Все стропы имеют маркировочные бирки, на которых указываются:
– наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак;
– заводской номер стропа;
– грузоподъемность;
– дату испытания на заводе-изготовителе (месяц, год).
Допускается указывать длину стропа и его обозначение.