Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Рабочее оборудование
В состав рабочего оборудования входят стреловое, башенно-стреловое оборудование и грузозахватные органы (крюковые подвески). Грузозахватные приспособления (стропы, подвески, траверсы, подхваты, зажимы) в состав рабочего оборудования не входят, а изготовляются на предприятиях и в строительных организациях в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР. Стреловое и башенно-стреловое оборудование обеспечивает действие грузозахватного органа в заданной зоне. Оно состоит из металлоконструкций (стрелы, башни, гуська) и канатно-блочных (грузового и стрелового полиспастов, состоящих из системы блоков и канатов) и специальных устройств (телескопических упоров и тяг стрелы), предохраняющих стрелу крана от запрокидывания.
По конструкции различают стреловое оборудование со стрелой постоянной длины, с выдвижной и телескопической стрелами. Стреловое оборудование со стрелой постоянной длины выполняют с гибкой подвеской, с выдвижной стрелой — с гибкой или жесткой подвеской, а с телескопической стрелой — с жесткой подвеской. Стреловое оборудование со стрелой постоянной длины и с выдвижной стрелой может иметь несколько модификаций, отличающихся друг от друга длиной стрел. В этом случае под основной стрелой понимают такую, которая обеспечивает подъем номинального груза при заданных вылете и высоте подъема. Остальные модификации стрел называют удлиненными стрелами. Удлиняют основную стрелу с помощью дополнительных секций (вставок). Рабочее оборудование автомобильных кранов является сменным, т. е. один его вид может быть заменен другим в условиях эксплуатации.
СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ
Стальные канаты применяют в качестве тягового органа, передающего движение от грузовой или стреловой лебедки грузу или стреле, и в конструкции рабочего оборудования кранов в качестве различных растяжек и т. п. Стальной канат (рис. 103) свит из прядей 1, каждая из которых состоит из стальных проволок 2. Пряди навивают вокруг пенькового сердечника 3 или проволоки из более мягкой, чем сами пряди, стали. Канаты бывают односторонней (рис. 103, а) и крестовой (рис. 103,6) свивки. Канаты односторонней свивки, у которых каждая прядь и весь канат свиты в одном направлении, меньше изнашиваются и более гибкие, но легко раскручиваются, особенна*лод нагрузкой. В канате крестовой свивки направление проволоки в пряди противоположно направлению прядей в канате; такие канаты раскручиваются значительно меньше. Пряди канатов могут быть свиты из проволок одного диаметра (нормальная структура сечения) или разного диаметра (комбинированная структура сечения), причем на поверхности располагаются проволоки большего диаметра (рис. 103, в, г). Последние сложнее в изготовлении, но более гибкие и долговечные при работе, связанной с истиранием наружных слоев каната. При свивке каната проволоки в прядях соприкасаются друг с другом. По роду касания различают три типа канатов: с точечным касанием — ТК, с линейным касанием — ЛK, с точечным и линейным касанием проволочек в прядях — TЛK. При изготовлении каната проволоки подбирают одинакового диаметра в отдельных слоях пряди (обозначаются буквой О, например, ЛK-O, ТЛК-О), двух разных диаметров в верхнем слое пряди (обозначаются буквой Р, например ЛK-P), разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди (обозначаются буквами РО, например ЛK-PO, ТЛК-РО).
На автомобильных кранах применяют стальные канаты двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях типа ЛK-P из шести прядей с числом проволочек в каждой пряди 19 и с одним органическим сердечником конструкции 6 х х 19 + 1 о. с. (ГОСТ 2688-80). Реже используют канаты типа TЛK-O конструкции 6 х 37 + 1 о. с. (ГОСТ 3079-80), так как такие канаты менее износоустойчивы и обладают пониженной прочностью по сравнению с канатами типа ЛK-P. Канаты типа ТК устанавливают только в системах управления краном.
Кроме того, стальные канаты разделяют на раскручивающиеся и нераскручивающиеся, последние применяют в грузовых полиспастах кранов с большой высотой подъема крюка. Крепление каната должно выдерживать большее усилие, чем сам канат. Недостаточно надежное крепление каната может стать причиной серьезной аварии и даже человеческих жертв. Наиболее распространено крепление каната в конусной втулке клином (рис. 104, а). В плоское сужающееся отверстие стального кованого, штампованного или литого корпуса 1 пропускают канат 3 таким образом, чтобы оба конца его выходили из узкой стороны отверстия (рис. 104).
Затем в петлю, образуемую частью каната, выходящего из широкой стороны отверстия, закладывают стальной или чугунный клин 2 и затягивают его канатом. При этом канат зажимается между внутренними поверхностями отверстия в корпусе и клином, имеющим на боковых поверхностях канавки для плотного прилегания каната. Канат следует крепить так, чтобы продолжение оси рабочей (нагруженной) ветви каната проходило через центр отверстия в проушинах корпуса конусной втулки, иначе канат будет перегибаться, что приведет к его обрыву. Второй конец каната должен быть выпущен за край корпуса на длину, равную 10—12 диаметрам каната (рис. 104), или заделан так, как показано на рис. 104.
Такое крепление каната легко демонтировать: достаточно бородком, вставленным с узкой стороны отверстия, выбить клин. Недостаток этой конструкции в том, что трудно крепить канаты больших диаметров, так как они плохо сгибаются. Канаты больших диаметров крепят в конусной втулке заливкой (рис. 104,б).
Конец каната 3, продетый с узкой стороны в отверстие втулки 1, расплетают на отдельные проволоки, предварительно перевязав канат в месте выхода его из втулки. Затем у каната вырезают пеньковый сердечник и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки. Внутреннюю поверхность втулки и проволоки протравливают соляной кислотой и заливают втулку припоем или баббитом, а в особо ответственных случаях — свинцом или цинком.
Так крепят канаты-стяжки большого диаметра, поддерживающие удлиненные стрелы. Этот способ надежен, но имеет и недостатки: неразъемность соединения и сложную конструкцию. На рис. 105, а показано крепление каната 2 на коуше 1 с обмоткой 3 заплетки и с использованием болтовых зажимов 4. Коуш 1 (рис. 105,6) крепления имеет на наружной стороне канавку, в которую укладывают петлю каната. В первом случае (рис. 105) расплетают на пряди конец каната, на длине т вырезают пеньковый сердечник и, плотно обтянув коуш петлей каната, вплетают пряди расплетенного конца в канат, прокалывая его специальным инструментом. Последний прокол каждой прядью выполняют только половиной проволок пряди.
Число проколов каната каждой прядью зависит от диаметра каната (мм):
- до 15 — 4;
- 15 — 28 — 5;
- 28 — 60 — 6 проколов.
Последний прокол можно выполнять не всеми прядями, а только половиной. Заплетка должна доходить до самой обоймы и иметь на всей длине плотную обмотку 3 из мягкой проволоки. Длина заплетаемой части т должна быть не менее 20 — 25 .диаметров каната. Надежность крепления этого типа зависит от качества выполнения заплетки и обмотки. Во втором случае (рис. 105,//) конец каната после закладки его в канавку коуша стягивают с канатом зажимами 4. Применяют обыкновенные или рожковые зажимы. Минимальное число зажимов зависит от диаметра каната (мм):
- до 16-3 ;
- 16,5-27-4 ;
- 27,5 – 37 — 5;
- свыше 37 — 6 зажимов.
Расстояние между зажимами и длина нерабочего конца каната после зажима должны быть равны не менее шести диаметрам каната. Все гайки зажимов располагают со стороны, противоположной концу каната (рис. 105,//). Крепление считается нормальным, когда после затяжки гаек зажимов общий размер сжатых канатов составляет 0,6 от удвоенного номинального диаметра. Петлю и ее крепление проверяют натяжением каната под нагрузкой, после чего дополнительно затягивают гайки зажимов до указанного предела.
Свободный конец каната обязательно приматывают мягкой проволокой к рабочей ветви на длине не менее двух диаметров каната. Концы канатов в барабанах лебедок крепят одним или двумя (канаты диаметром. 16 мм и более) клиньями. Крепление каната 1 одним клином 2 (рис. 106, а) в плоском сужающемся отверстии, выполненном в теле барабана 3 аналогично креплению каната в конусной втулке клином. Для крепления канат а двумя клиньями 2 (рис. 106,6) и 4 в барабане 3 сделаны два клиновых отверстия. Конец каната 1 пропускают последовательно через оба отверстия, а затем вначале забивают клин 2, расположенный ближе к концу каната, а после натяжения каната — клин 4. Если установить сначала клин 4, то при забивании клина 2 участок каната между клиньями ослабеет и канат будет удерживаться только одним клином 4, т. е. надежность крепления уменьшится вдвое. Конец каната можно присоединить к барабану болтами. Крепление болтами отличается от крепления зажимами лишь тем, что канат прижимается планкой с помощью болтов непосредственно к барабану.