Профессия машинист автогрейдера 5 разряда
Разработка грунта грейдерами
Грейдеры используют при планировке территории, откосов земляных сооруж., зачистке дна котлованов и отрывке канав глубиной до 0,7 м, при возведении протяжённых насыпей высотой до 1 м и нижнего слоя более высоких насыпей из резервов. Автогрейдерами профилируют дорожное полотно, проезды и дороги.
При возведении насыпи из разрабатываемого резерва наклонный нож сдвигает срезанный грунт в сторону насыпи. При следующей проходке грейдера этот грунт перемещается ещё дальше в том же направлении. Поэтому целесообразно работать одновременно 2-мя грейдерами, из которых 1 срезает, а др. перемещает срезанный грунт. Наиболее эффективно использовать автогрейдеры при длине проходки 400-500м. Плотные грунты до разработки грейдером следует разрыхлять тракторным рыхлителем или плугом. Помимо разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния грейдером можно разравнивать и начисто планировать грунт. При выполнении различных операций углы наклонов ножа грейдера изменяются в следующих пределах: угол захвата 30-700, угол резания 35-600, наклона – 2-100.
Способы транспортирования, укладки грунта в насыпи, обратные засыпки грейдерами.
Для транспортирования грунта (из выемок к месту укладки) на значительные расстояния применяется т. н. транспортный способ, при котором разработка грунта производится землеройными машинами (главным образом экскаваторами) с погрузкой в рельсовый или безрельсовый транспорт или на ленточные конвейеры. При сооружении каналов, железных и автомобильных дорог, отрывке котлованов и траншей с перемещением грунта на небольшие расстояния (150—200 м) обычно используется бестранспортный способ, когда выемка грунта (с несколькими перекидками) и удаление его за пределы контуров сооружений производятся экскаваторами-драглайнами. Этот способ весьма эффективен, особенно на открытых горных разработках.Перемещение и укладку грунта осуществляют способами, указанными на рис.Возведение насыпи происходит послойно и постепенным наращиванием ее высоты. Если темп потока по возведению земляного полотна намного больше темпа потока по строительству дорожной одежды и уплотнять каждый отсыпанный слой грунта не требуется, валики в насыпи укладывают вприжим без зазора (рис. 67, а), насыпь уплотнится при естественной осадке грунта.
а — вприжим без зазора; б — вполуприжим;. в — вразбежку; г — расположение валиков при возведении насыпи
В основе технологии укладки и уплотнения связных грунтов лежит разбивка насыпи на карты – участки небольшой длины, на которых последовательно производят операций по разгрузке грунта, его разравниванию и уплотнению.Число участков, одновременно используемых для укладки грунта, зависит от объема работ, наличия оборудования, сезона производства работ и может изменяться в пределах 4-2. В летнее время наибольшая производительность достигается при работе на 4 участка, в зимнее время – не более двух.Размеры карт определяют конкретными условиями производства и применяемыми механизмами, однако их длина должна быть не менее 200 м. Рекомендуются следующие размеры у для кулачковых катков 250…300 м, для катков на пневматических шинах – 200 м, для виброкатков – 200…250 м; для виброуплотняющих и трамбующих машин при уплотнении лессовых, просадочных и гравелистых грунтов не менее 50 м.