Стропальщик 5-го разряда
Устройство, принцип работы и область применения съемных грузозахватных приспособлений
Стальные канаты. Классификация. Требования к стальным канатам для изготовления стропов. Маркировка. Способы формирования петли на конце каната. Проверка стальных канатов. Коэффициент запаса прочности.
Классификация канатов.
- Канаты подразделяются по признакам
1.1. По конструкции:
– одинарной свивки – состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев,
– двойной свивки – состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев,
– тройной свивки – состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.
1.2. По форме поперечного сечения:
круглые, плоские.
1.3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные.
1.4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:
– с точечным касанием проволок между слоями – ТК,
– с линейным касанием проволок между слоями – ЛК,
– с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди – ЛК-О,
– с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди – ЛК-Р,
– с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения – ЛК-З,
– с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра – ЛК-РО,
– с комбинированным точечно-линейным касанием проволок – ТЛК.
1.5. По материалу сердечника:
– с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов – ОС,
– с металлическим сердечником – МС.
1.6. По способу свивки:
нераскручивающиеся – Н, раскручивающиеся.
1.7. По степени уравновешенности: рихтованные – Р, нерихтованные.
1.8. По направлению свивки каната: правой, левой – Л.
Направление свивки каната определяется:
– для канатов одинарной свивки – направлением свивки проволок наружного слоя,
– для канатов двойной свивки – направлением свивки прядей наружного слоя,
– для канатов тройной свивки – направлением свивки стренг в канат.
1.9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:
– крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),
– односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) – О. 1.10.
По степени крутимости: – крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),
– малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) – МК.
1.11. По механическим свойствам марок ВК, В, 1. 1.12. По виду покрытия поверхности проволок в канате: из проволоки без покрытия, из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка – С, Ж, ОЖ, – покрытие каната или прядей полимерными материалами – П.
1.13. По назначению: грузолюдские (марок ВК, В) – ГЛ, грузовые – Г.
1.14. По точности изготовления: повышенной – Т, нормальной. Диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень уравновешенности, степень крутимости, точность изготовления, маркировочная группа, обозначение соответствующего стандарта на сортамент указываются потребителем и входят в условное обозначение каната.
Способы крепления концов стальных канатов.
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:
а) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
в) путем заливки легкоплавким сплавом;
г) другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице.
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната. Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.
Общие сведения о грузозахватных приспособлениях.
Съемное грузозахватное приспособление mсг – устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.). В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже – цепи и ленты.
Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани, без применения подкладок.
Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.
По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы – для строповки грузов обвязкой.
Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.). Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.).
Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка.
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.
Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.
Требования безопасности
Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:
-прочность и надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;
-минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
-удобство в обслуживании и обращении;
-простота конструкции;
-обеспечение сохранности захватываемого груза;
– соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала). Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».
Расчет стальных канатов (цепей) на прочность
Перед установкой (применением) канаты должны быть проверены расчетом по формуле:
Fо > Zp*S
где Fо — разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату (свидетельству об их испытании);
S — наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана;
Zp — минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности).
Коэффициент запаса прочности стального каната по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 6. При проектировании цепных стропов должны использоваться круглозвенные цепи. Коэффициент запаса прочности цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 4. При проектировании стропов из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8.
Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90°. Для стропа с числом ветвей более трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают в расчете не более трех ветвей. При расчете стропов, предназначенных для транспортировки заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов могут быть приняты фактические углы. Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие разрешение органов госгортехнадзора. Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.
Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность. Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления. Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
При поставке партии однотипных стропов допускается изготавливать один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.
(РД 10-33-93) Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300 °С, но не более 500 °С, снижают на 25%, а свыше 500 °С — на 50%. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не выше 150° С. Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400° С, не допускается. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % от длины ветви.
Текстильные ленты.
Легкость, гибкость и высокая грузоподъемность данного вида строп позволяет решить множество задач в сфере подъема и перемещения грузов, которые до недавних пор считались невыполнимыми.
Текстильные стропы — это стропы изготовленные из текстильной тканой ленты в различных исполнениях и материалов. Текстильные ленточные стропы изготавливаются в соответствии с требованиями РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» и ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Для производства текстильных строп используют ленту на основе полиэстера (PES), полиамида (PA) или полипропилена (PP). Каждый из этих материалов имеет отличительные особенности и качества, позволяющие использовать стропы на их основе для работы с определенной категорией грузов с заданными условиями окружающей среды.
РД четко оговаривает температурный режим эксплуатации текстильных строп: «Текстильные стропы, ленты которых изготовлены из волокон капрона, допускается применять для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 80 °С, а стропы, ленты которых изготовлены из волокон лавсана, полиэфира, полипропилена и полиамида, — не выше 100 °С. Минимальная температура окружающего воздуха −80 °С для всех видов материалов лент». Применение текстильных строп за пределами данных температурных границ не допускается.
Текстильные стропы имеют устойчивость к воздействию различных агрессивных химических реагентов.
Лента должна быть однородно соткана, лишена каких-либо дефектов — порезов, прожога, неоднородностей по ширине или толщине. Нити, используемые для сшивки ленты, должны быть из того же материала, что и сама лента. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется. Для предохранения лент стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, обеспечивающими дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа.
Основные исполнения текстильных ленточных строп
При производстве текстильных ленточных строп основными исполнениями являются строп текстильный петлевой СТП и строп текстильный кольцевой СТК. Петли и кольцо формируется методом сшивки концов отрезка ленты согласно технологии. Выделяют 3 основных вида формирования петли на концах текстильных строп типа СТП:
- плоская петля: петля получается пришиванием ленты, повернутой без скручивания;
- скрученная петля: петля формируется путем пришивания свободного конца ленты, предварительно повернутого на 180о так, чтобы лицевая сторона ленты ложилась на изнаночную сторону основной части ленты;
- сложенная петля: петля получается путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю.
Петли текстильных строп больше других частей подвергаются механическому воздействию, поскольку непосредственно соприкасаются с крюком грузоподъемного механизма. Для предотвращения преждевременного выхода из строя стропа вследствии износа петель, петли обшиваются протекторной тканью.
В зависимости от расположения лент при сшивке и изготовлении петель, можно выделить еще ряд исполнений текстильных ленточных строп.
Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк и увеличения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья могут устанавливаться и в нижней части стропа, также как крюки и скобы. Таким образом возможно изготовление многоветвевых строп типа 1СТ, 2СТ, 3СТ и 4СТ, которые используются для работы с крупногабаритными грузами и грузами обладающими значительной массой, при наличии точек крепления.
Расчет многоветвевых стропов производится с условием, что угол между ветвями не должен превышать 120°. Для трех- и четырехветвевых строп расчет нагрузки на ветви производится с условием что груз должен удержаться даже при обрыве одной из ветвей стропа. Как и для стандартных исполнений, коэффициент запаса прочности для каждой отдельно взятой ветви многоветвевых строп, по отношению к их разрушающей нагрузке, должен быть не менее 7.
Маркировка ленточных строп
Готовые стропы маркируются биркой и комплектуются паспортом на изделие. На маркировочной бирке производитель указывает:
- товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;
- тип, условное обозначение стропа;
- грузоподъемность стропа, а также допустимые нагрузки в зависимости от способов строповки;
- длина;
- дата изготовления;
- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- обозначение технических условий или стандарта, по которому изготовлен строп.
Цвет бирки и маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией предприятия-изготовителя. Маркировка производится несмываемой краской на специальную бирку, цвет маркировочной краски должен отличаться от цвета бирки и должен быть четко виден до конца эксплуатации стропа. Также допускается маркировать строп непосредственно на ленте, в местах наименее подверженных истиранию.
Тара.
Тара предназначена для перемещения мелкоштучных, сыпучих, пластичных грузов. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.
На верхней части бункера должна прикрепляться металлическая прямоугольная табличка, содержащая:
- товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;
- наименование и обозначение бункера в соответствии с настоящим стандартом;
- массу бункера;
- предельную грузоподъемность;
- год и месяц выпуска.
Правила приемки 1. Каждый бункер должен быть принят техническим контролем предприятияизготовителя. 2. При приемке бункеров проверяют: – показатели внешнего вида; – размеры бункеров, правильность установки фиксаторов и петель; – плотность перекрытия выгрузного отверстия затвора; – возможность самопроизвольного открывания затвора; – качество сварных швов; – качество лакокрасочных покрытий. 3. Потребитель имеет право проводить контрольную выборочную проверку соответствия бункеров требованиям настоящего стандарта, соблюдая при этом указанный ниже порядок отбора образцов и последовательность контроля. 4. Для контрольной выборочной проверки отбирается от партии один бункер каждого типоразмера. Партией считается количество бункеров, поставляемых одновременно одному потребителю, но не более 10 шт. 5. При выборочном контроле, кроме требований, изложенных в п. 2, проверяется прочность петель и их сварных швов на нагрузку, превышающую допускаемую на 25 %. 6. Если при контрольной проверке хотя бы один бункер не будет удовлетворять требованиям настоящего стандарта, потребитель имеет право проводить проверку каждого бункера данной партии.
Методы контроля
- Оценка внешнего вида (и формы) бункеров производится путем осмотра.
- Правильность размеров корпуса, грузоподъемных петель, затвора и установки устройства, исключающего его самопроизвольное открывание.
- Плотность перекрытия выгрузного отверстия затвора проверяется при полностью закрытом затворе на наличие зазора между корпусом бункера и затвором. Зазор допускается не более 3 мм.
- Контроль сварных швов проводится по ГОСТ 3242-79. Вид контроля – технический осмотр.
Поддоны
Деревянные, деревометаллические и металлические поддоны, предназначенные для формирования на них транспортных пакетов кирпича и керамических камней обычных и модульных размеров по ГОСТ 530-80, механизированной вывозки пакетов из обжиговых печей, погрузки их в транспортные средства и выгрузки, транспортирования автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, складирования и подачи пакетов к месту работы каменщиков.
Организация, эксплуатирующая поддоны, обязана проводить периодическое техническое освидетельствование их состояния. Не допускаются к применению технически неисправные поддоны. Поддон подлежит выбраковке при наличии хотя бы одного из следующих дефектов:
- поломки доски настила, опоры или упора;
- наличия сквозной продольной или поперечной трещины в деревянных элементах поддона; – нарушения соединений элементов поддона;
- деформации крючьев поддонов типа ПК;
- деформации металлических поддонов с увеличением отклонений от плоскостности свыше 15 мм, габаритных размеров – свыше 10 мм, зазоров между элементами настила – свыше 50 мм.