Стропальщик 3-го разряда
Основные технические характеристики грузоподъемных машин
Классификация кранов по конструкции
1.1 Кран мостового типа:
- кран мостовой опорный
- кран мостовой подвесной
- кран-штабелер мостовой
- кран козловой
- кран полукозловой
Кран кабельного типа:
- кран кабельный
- кран кабельный мостовой
Кран стрелкового типа:
- Кран портальный
- Кран полупортальный
- Кран стрелковый
- Кран башенный
- Кран железнодорожный
- Кран мачтовый
- Мачтовый вантовый
- Мачтовый вантовый
- Мачтовый жестконогий
- Кран консольный
- Кран-перегружатель причальный
- Консольный на колонне
- Настенный
- Велосипедный
Классификация кранов по виду грузозахватного органа
1.4. Кран крюковой | 1.9 Кран мульдозавалочный | 1.14 Кран для раздевания слитков (стрипперный) |
1.5. Кран грейферный | 1.10 Кран штыревой | 1.15 Кран колодцевый |
1.6. Кран магнитный | 1.11 Кран литейный | 1.16 Кран с траверсой |
1.7. Кран мульдомагнитный | 1.12 Кран посадочный | |
1.8. Кран мульдогрейферный | 1.13 Кран ковочный |
Классификация кранов по способу установки
1.17 Кран стационарный | 1.19 Кран переставной | 1.21 Кран передвижной-кран прицепной |
1.18 Кран самоподъемный | 1.20 Кран радиальный |
Классификация кранов по виду ходового устройства
1.22 Кран на гусеничном ходу | 1.23 Кран на колесном ходу: Автомобильный, на специальном шасси, пневмоколесный, короткобазовый, рельсовый, катковый |
Классификация кранов по виду привода
1.24 Кран электрический | 1.25 Кран механический | 1.26 Кран гидравлический |
Классификация кранов по степени поворота
1.27 Кран поворотный:
· кран неполноповоротный · кран полноповоротный |
1.28 Кран неповоротный |
Индексация грузоподъемных кранов
Башенные краны. КБ – ****-*. ОО
КБ – кран башенный
1-я цифра (*) обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:
1 –до 25 тм; | 4 – до 160 тм; | 7 – до 630 тм; |
2 – до 60 тм; | 5 – до 250 тм; | 8 – до 1000 тм; |
3 – до 100 тм; | 6 – до 400 тм; | 9 – более 1000 тм |
Последующие две цифры от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней, от 71 до 99 – кранам с неповоротной башней. После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели. Для базовых моделей номер исполнения «0» не пишут. Далее – обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В, затем климатическое исполнение (ХЛ – для холодного, Т – тропического и ТВ – тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).
Стрелковые краны. КС -****-*– ОО
КС – кран стрелковый
1-я цифра | 2-я цифра | 3-я цифра | ||
Размерная группа по грузоподъемности | Вид ходового устройства | Исполнение стрелкового оборудования | ||
1 | 4 т | 1 | Гусеничные | 6 – гибкая подвеска |
2 | 6,3 т | 2 | Гусеничные | 7 – жесткая подвеска |
3 | 10 т | 3 | Пневмоколесные | |
4 | 16 т | 4 | Спецшасси | |
5 | 25 т | 5 | Автомобильные | |
6 | 40 т | 6 | Тракторные | |
7 | 63 т | 7 | Прицепные и полуприцепные | |
8 | 100 т | 8 | Короткобазовые | |
9 | Свыше 100 т | 9 |
Основные параметры грузоподъемных кранов.
- Съемное грузозахватное приспособление mсг – устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
- Грузоподъемность полезная mп – груз массой mп, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям.
3. Грузоподъемность нетто mн – груз массой mн, поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса mн представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп и съемных грузозахватных приспособлений mсг: mн = mп + mсг
4. Грузоподъемность миди mм – груз массой mм, поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса mм представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных грузозахватных приспособлений mсг и несъемных грузозахватных приспособлений mнг:
Mм=mп+mсг+mнг
5. Грузоподъемность брутто mб – груз массой mб, подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса mб представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных и несъемных грузозахватных приспособлений mсг и mнг и подъемного средства mпс:
Mб=mп+mсг+mнг+mпс
6. Момент грузовой: М = Q*L – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.
7. Момент грузовой опрокидывающий: МА = Q*L – Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А.
8. Вылет L – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
8.1 Вылет проектный – Вылет, определенный без нагрузки на крюке.
8.2 Вылет рабочий – Вылет, определенный с грузом на крюке.
9. Вылет от ребра опрокидывания – расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
9.1. Вылет проектный от ребра опрокидывания – Вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке.
9.2 Вылет рабочий от ребра опрокидывания – Вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке.
10. Вылет подъема H – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
11. Глубина опускания h – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.
12. Диапазон подъема.
13. Скорости рабочих движений.
14. Конструктивная масса.
15. Общая масса
16. Нагрузка на колесо – Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.
17. Задний габарит – Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле.
18. Колея – для кранов стрелкового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для перемещения тележки.
19. База – Расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.
20. База выносных опор – Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути.
21. Расстояние между выносными опорами – Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути.
22. Контур опорный – Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор).
23. Уклон пути – Уклон, на котором допускается работа крана.
24. Габарит приближения – Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций.
25. Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
26. Устойчивость грузовая – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами.
27. Устойчивость собственная – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.