Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Управление транспортным средством категории “D” в экстремальных условиях деятельности.
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.
Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.
Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.
Безопасная посадка
- Приучите себя держать обе руки в верхнем секторе рулевого колеса.
- Максимально прижмитесь к спинке сидения.
- Снимите со стекла и щитка приборов все, что может отвлечь ваше внимание.
- Уменьшите громкость автомагнитолы или выключите ее.
- Не вступайте в разговор за рулем.
Опрокидывание вправо — силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.
Опрокидывание влево — то же в другую сторону.
Критический занос — скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.
Ритмический занос — серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.
Снос передней оси автомобиля — выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.
Экстренное торможение — ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.
Экстренный объезд препятствия — силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.
Вращение автомобиля — серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.
Чрезвычайно важным для безопасности является «чувство автомобиля», которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается «мышечным чувством» водителя, но актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании).
«Мышечное чувство» дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.
Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя – категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.
Принципы вождения транспортного средства в зимнее время.
Вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее – по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление.
Можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части. Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей.
Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости – замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи. Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существенное различие: когда человек становится водителем, то он попадает в условия, генетически не свойственные человеку.
Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к повышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справляться двигательные реакции человека. Водитель в транспортном потоке, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целесообразной при данных условиях.
Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стерты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пешеход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия водитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.
Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – дорога», участники которых случайны, а действия их взаимосвязаны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонимания. Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью. Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности.
Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.
Прием информации.
Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя.
При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя. Движение в транспортных потоках высокой плотности является другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как следствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожидание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце концов приводит к сильному нервному утомлению.
Естественно, что избыток информации о дорожно-транспортной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение. Все это повышает вероятность появления отказа. Надежность водителя – это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособность) и определяется количественной характеристикой результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся: профессиональная пригодность, подготовленность работоспособность. На результативность и эффективность работоспособности водителя оказывают влияние индивидуальные психологические особенности, условия деятельности и особенности потока информации.
- К индивидуальным особенностям относятся: психофизиологические (темперамент, время реакции, особенности восприятия, пороговые данные ощущений, внимание, память, особенности мышления и т.д.), личностные качества (характер, мотивация, установки), уровень профессиональной подготовки, физические данные и состояние здоровья.
- Условия деятельности включают: особенности рабочего места (расположение органов управления, приборов, сидения); обзорность, видимость; исправность техники; микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость движения; уровень организации движения.
- К особенностям потока информации относятся: пространственное расположение источников информации, скорость информационного потока; легкость восприятия информации, которая определяется размерами, контрастностью, освещенностью (цифр, слов, знаков). Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным средством в различных дорожных и климатических условиях. Знания – это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и навыков. Умение- это способность правильно использовать специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для этого ему необходимо сформировать навыки. Навык – это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.