Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Профессиональная надежность водителя.
Современные сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, значительно более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Официальная статистика свидетельствует, что водитель виноват в четырех происшествиях из пяти. Любое ДТП является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. В противном случае появляется вероятность ДТП, которая реализуется в конфликтных ситуациях, когда для избегания ДТП необходимо применить экстренное торможение.
Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда». Только водитель определяет, быть ДТП или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности.
Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему. Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.
Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.
Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.
Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителя – результат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.
Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так, предлагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении – умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке.
Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
Слагаемые надежности водителя.
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.
В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.
Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.
В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения 12 средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.
Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения практически ни в одной стране.
В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.
Профессиональные качества водителя транспортного средства категории “A”, оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами.
Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки и требования, которым должен удовлетворять кандидат:
- возраст – в пределах 25 лет, хорошая физическая форма;
- водительский стаж – не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;
- умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;
- коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.