Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Общее устройство автобусов и варианты их компоновки.
Как автономное транспортное средство автобус включает в себя источник энергии, трансмиссию, ходовую часть, кузов и системы управления. Источник энергии обеспечивает возможность самостоятельного перемещения автобуса. В качестве источника энергии чаще всего используется поршневой двигатель внутреннего сгорания — бензиновый, газовый или дизельный.
Трансмиссия предназначена для передачи мощности от двигателя к ведущим колесам автобуса. Она может быть механической, гидромеханической или электрической. Механическая трансмиссия включает в себя сцепление, ступенчатую коробку передач, карданную передачу и ведущий мост. Гидромеханическая трансмиссия включает в себя гидротрансформатор, механическую коробку передач с неподвижными осями (или планетарную), карданную передачу и ведущий мост. Электрическая трансмиссия представляет собой генератор, приводимый от двигателя внутреннего сгорания, и тяговый электродвигатель, передающий мощность к ведущим колесам автобуса через карданную передачу и ведущий мост. Встречаются варианты электрической трансмиссии, в которых применяются два тяговых электродвигателя, встроенных вместе с механическим редуктором в ступицы ведущих колес (мотор-колеса). Ходовая часть включает в себя несущее основание (рама или несущий кузов), подвеску, колеса и шины. Системы управления состоят из тормозного и рулевого управления. Автобусы особо малого класса чаще всего строят на основе серийно выпускаемых легковых автомобилей, малого класса — на базе грузовиков. В этом случае используют силовой агрегат, несущее основание, подвеску и системы управления базовых автомобилей. Автобусы среднего и большого классов строятся либо на базе серийно выпускаемых грузовых автомобилей, либо имеют оригинальную конструкцию. В последнем случае автобусы могут иметь модульную или интегральную основу.
При модульной основе отдельно выпускается шасси, на которое устанавливают отдельно изготовленный кузов. Если основа интегральная, то двигатель, трансмиссию , подвеску и системы управления устанавливают непосредственно на несущих элементах кузова. Ведущими колесами автобуса могут быть колеса передней оси, задней оси (задних осей — при многоосной схеме) или всех осей.
Переднеприводная схема применяется в основном на особо малых автобусах. В Российской Федерации в настоящее время такие автобусы не выпускаются. Заднеприводная схема наиболее распространена во всех классах. Полноприводная схема используется в основном у специальных автобусов, предназначенных для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, при этом используются узлы и агрегаты грузовых автомобилей повышенной проходимости. Двигатель может устанавливаться в передней, задней или в средней частях автобуса, в базе между передней и задней осями.
Автобусы особо малого и малого класса чаще всего выполняются с передним расположением двигателя. При переднеприводной компоновке двигатель может устанавливаться вдоль продольной оси автобуса и поперек. При заднеприводной схеме двигатель располагается в продольной плоскости симметрии автобуса или смещен относительно оси симметрии. Смещение двигателя относительно оси симметрии позволяет расположить место водителя рядом с двигателем, что делает автобус более компактным. Автобусы среднего класса могут иметь переднее или заднее расположение двигателя. При заднем расположении двигателя возможны два варианта его установки — вдоль и поперек продольной оси автобуса. Автобусы большого класса чаще всего имеют заднее, реже — среднее расположение двигателя. При среднем расположении применяют так называемые горизонтальные двигатели, у которых оси цилиндров лежат в горизонтальной плоскости, а сам двигатель располагается под полом автобуса.
Низкопольные автобусы (с низким расположением пола, без ступенек) строятся с задним расположением двигателя. Автобусы особо большого класса чаще всего выполняют сочлененными, состоящими из двух секций, шарнирно соединенных между собой (рис. 1.7). Такие автобусы в основном являются городскими, в большинстве случаев они низкопольные. Двигатель в низкопольных автобусах установлен в задней секции, вдоль или поперек; задняя секция толкающая (рис. 1.8; 1.9) складывание одной секции относительно другой, поэтому применяют специальную систему противоскладывания — управляемые автоматической следящей системой гидроцилиндры, установленные в тяговосцепном устройстве.
Встречаются варианты установки двигателей в средней части передней секции (она является тянущей), что существенно упрощает управление таким автобусом, но не позволяет получить достаточно низкое расположение пола. Для уменьшения радиуса поворота и габаритного коридора таких автобусов часто применяют управляемые колеса задней прицепной секции. В этом случае поворот управляемы х колес задней секции производится в сторону, противоположную повороту управляемы х колес передней секции, что приводит к некотором у заносу задней секции при повороте.
В некоторых случаях применяют заднюю прицепную секцию с неуправляемыми колесами, однако в этом случае угол складывания секций получается значительно больше, чем при варианте с управляемыми колесами прицепной секции. Иногда применяют особо большие автобусы на базе.