Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Нравственная регуляция и профессиональная этика водителя.
Нравственная регуляция представляет собой непрерывный процесс приведения человеком своего поведения в соответствие с действующими в обществе моральными нормами реального поведения людей. Она предполагает систему норм, выполнение которых является средством достижения моральной цели; оценку поведения индивида; характерные нормы социального контроля, которые обеспечивают выполнение норм. Нравственная регуляция представляет собой сложное, подчас противоречивое взаимодействие нормативных и ненормативных форм и средств.
Предмет морального регулирования довольно разнообразен. В качестве доминирующего в нем выступает соотношение личного и общественного интересов. Эти интересы, являясь взаимообусловленными противоречиями, образуют характерный срез социального бытия, представляют собственный предмет морального отражения и регулирования. Разумное сочетание общественных и личных интересов является важным принципом морали.
С точки зрения способа мораль осуществляет свою регулирующую функцию благодаря осознанному и добровольному принятию людьми определенных принципов и норм и следование им, а также на основе «принудительного» характера силы общественного мнения. Моральные требования, которые предъявляются к людям, одновременно предъявляются людьми и к самим себе. Контроль здесь осуществляется средствами духовного воздействия — через чувства добра, долга, ответственности, совести и т. д.
Главным элементом в осуществлении регулятивной функции морали является нравственная норма. Она существенным образом отличается от собственно правовой нормы, которая предусматривает, в частности, строго определенные границы применения. В нравственной же норме выражены моральные требования общества, коллектива. Моральная регуляция человеческой деятельности осуществляется благодаря специфической классификации моральных норм на следующие: нормы — запреты; нормы — рамки; нормы — образцы.
Моральные запреты являются специфическим ограничением ряда моральных проявлений. Немаловажно, чтобы запрет являлся элементом внутреннего мотива личности. Когда есть внутреннее осознание запрета, человек честно и добросовестно выполняет свой профессиональный долг, поступает справедливо по отношению к поступкам людей, морально ответствен в принимаемых решениях и действиях.
Нормы-рамки (будь добр, честен, уважай достоинство других, не оскорбляй другого человека и т. д.) служат специфической формой моральных предписаний. Многие из них отражены в юридических предписаниях, наставлениях. Так, Кодекс чести судьи РФ призывает соблюдать нравственные нормы, которые отражают требования необходимости целесообразности в его поведении. Нормы-рамки возникают как выражение социальной потребности в упорядочении поведения людей в различных сферах общественной и личной жизни.
Развитие экономических и социальных отношений влечет за собой и существенные изменения в нравственном опыте людей. В период эволюции общественных систем сложившийся прежде нравственный опыт подвергается критическому пересмотру, что обусловливает логику норм- рамок и замену их новыми нравственными требованиями.
В механизме моральной регуляции деятельности важную роль играют нормы-образцы. Они не выполняют принудительной или обязывающей функции, а их побудительная сила влияет на авторитет общественного мнения, нравственный положительный выбор субъекта нравственных отношений. В обществе, где утрачивается перспектива исторического развития, нормы-образцы перестают играть активную стимулирующую роль и превращаются в стандарты поведения прагматического характера.
Моральная регуляция деятельности человека благодаря данным нормам осуществляется за счет неуклонного возрастания нравственной культуры личности, ее внутренней саморегуляции и самоактуализации. Нормы-образцы выступают как своеобразная модель возможного поведения. Причем вначале они выступают в форме идеалов, а затем приобретают практический характер. На уровне поведения норма становится показателем практической объективизации морали, устойчивости сложившихся нравственных отношений. Превращение нормы-образца в практическую норму поведения становится конечной целью моральной регуляции.
Нравственная норма не является единственным элементом реализации регулятивной функции. В единстве с нормой выступают нравственные принципы, общественное мнение, авторитет, обычаи, традиции и т. д. Все они в их совокупности составляют своеобразные компоненты механизма моральной регуляции.
Необходимо иметь в виду, что моральная регуляция и правовая регуляция находятся в определенном соотношении между собой. Так, правовая регуляция основана на беспрекословном выполнении не только правовых, но и нравственных норм, которые, воплощаясь в законе, становятся общеобязательными.
Хотя нравственная норма не устанавливается указом или декретом, она не менее обязательна, чем собственно правовая. Правовое регулирование поведения проводится с помощью государственных органов (в том числе суда, прокуратуры, МВД и др.). Последние, в свою очередь, не могут игнорировать морально-нравственные соображения и принципы. В противном случае указанные институты теряют доверие людей, снижается уровень правосознания в целом.
Следование же нормам морали и их реализация обусловлены общественным мнением и совестью личности. При этом общественное мнение играет роль внешнего, социального контроля, совесть — внутреннего.