Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Классификация автобусов по международным и отечественным стандартам.
В отечественном и мировом автобусостроении сложились разные системы классификации. Международная классификация, разработанная ЕЭК ООН, предусматривает деление всего парка автобусов на два класса:
М 2 — автобусы полной массой до 5 т и М 3 — свыше 5 т.
Отечественная классификация делит парк автобусов на 5 классов — особо малый, малый, средний, большой и особо большой.
В основу классификации при этом положена общая длина автобуса. Габаритная длина особо малого автобуса не превышает 5 м, малого — 7 м, среднего — 9 м, большого — 11 м и особо большого — 17 м. По назначению автобусы делятся на городские, междугородние, дальнего следования и специальные. Городские автобусы в свою очередь подразделяются на две подгруппы:
А — для эксплуатации только в городах с местами как для сидения, так и стоячими местами в проходах и на накопительных площадках;
Б —для эксплуатации между городом и ближайшим пригородом; они имеют места для сидения и допускают провоз пассажиров, стоящих в проходе, оборудованном поручнями и ручками. К городским автобусам предъявляются следующие требования:
- небольшое число мест для сидения при максимальной вместимости;
- увеличенное количество входов при максимально возможной их ширине;
- низкий пол;
- возможность проезда пассажиров в инвалидных колясках;
- широкие проходы и вместительные накопительные площадки;
- высокопроизводительная система вентиляции и отопления салона.
Городские и пригородные автобусы максимально унифицированы и в пределах одной размерности отличаются друг от друга в основном планировкой салона, параметрами пассажирообмена и комплектацией трансмиссии. Междугородние автобусы делятся на три подгруппы:
- А — для сообщения между городом и дальним пригородом (до 50 км);
- Б — для местных перевозок на сельских маршрутах;
- В — для меж районных перевозок.
Они оборудованы местами для сидения и допускают провоз стоящих пассажиров в проходах, оборудованных поручнями и ручками. Автобусы дальнего следования делятся на две подгруппы:
- А — для межобластного и межреспубликанского сообщения;
- Б — для туристического и экскурсионного сообщения.
Они оборудуются только сидячими местами и соответствующими удобствами (помещение для багажа, туалеты, раздевалки и пр.). Специальные автобусы предназначены для перевозки групп людей, объединенных общностью цели поездки:
- вахтовые, построенные чаще всего на базе грузовых автомобилей повышенной проходимости;
- школьные;
- обслуживающие гостиницы, аэропорты; ритуальные и др.