Водитель автомобиля категории «D» и «D1», оснащенных спецсигналами
Генераторы и системы регулирования.
На современных автобусах применяют в основном генераторы переменного тока. Для получения постоянного тока, необходимого для заряда аккумуляторной батареи, в выходной цепи генератора устанавливается выпрямительное устройство. Чаще всего оно представляет собой трехфазный двух полупериодный мост, выполненный на шести диодах. Наличие диодного моста исключает возможность разряда батареи через обмотки генератора. Структурная схема системы электроснабжения приведена на рис. Наличие в схеме регулятора необходимо потому, что генератор, получающий энергию от двигателя внутреннего сгорания, работает вместе с двигателем в переменном режиме. Схема генераторной установки приведена на рис. 3.3. В генераторе переменного тока вращающийся ротор несет на себе обмотку возбуждения (ОВ).
Питание обмотки возбуждения осуществляется либо от аккумуляторной батареи (при пуске двигателя и при невысокой частоте вращения вала двигателя), либо от самого генератора (режим самовозбуждения). На статоре намотана трехфазная обмотка. Таким образом, генератор имеет три выхода, по одному для каждой фазы (А, В и С). Выпрямительный блок имеет три входа по одному ддя каждой фазы, и два выхода — один на «массу» («отрицательный») и один к потребителям («положительный»), «положительный» выход из выпрямительного блока разветвляется на три направления. Одно из них ведет к потребителям, другое — к аккумуляторной батарее. Третье через регулятор напряж ения связано с обмоткой возбуждения ротора.
Генератор — электрическая машина переменного тока. Обмотка возбуждения создает электромагнитное поле. При вращении ротора возникает переменное электромагнитное поле, пронизывающее витки обмоток статора, индуцируя в них переменный ток. Таким образом, в обмотках статора возникают три фазы переменного тока, превращаемые в выпрямительном блоке в ток постоянного напряжения. Номинальное напряжение генератора должно обеспечиваться даже при минимально возможных частотах вращения вала двигателя и, соответственно, якоря генератора. С ростом частоты вращения вала двигателя увеличится частота вращения якоря генератора и вырастет его напряжение. Рост напряжения генератора выше номинального недопустим в связи с перегрузкой потребителей 1 аккумуляторной батареи при ее заряде. Номинальным напряжением для истем 12 В является 14 В, для систем 24 В — 28 В. Схема регулятора напрякения приведена на рис. 3.4. Питание обмотки возбуждения осуществляет- :я генератором через клеммы В и В’. Ток с обмотки возбуждения снимается : клеммы Ш и подается в регулятор напряжения. При номинальном напрякении транзистор VT2 закрыт, а транзисторы VT4 и VT5 открыты. Сила то- ;а питания обмотки возбуждения проходит через транзистор VT5 и уходит и «массу». Цепь питания обмотки возбуждения замкнута. Чувствительным >лементом регулятора является стабилитрон VD1. При превышении напря* кения выше максимально допустимого стабилитрон VD1 пробивается. Ток, юпадающий при этом на базу транзистора VT2, открывает его, шунтируя илу тока базы транзис-торов VT4 и VT5. Транзистор VT5 закрывается, оботка возбуждения обесточивается, напряжение в сети падает. При паде1’ии напряжения ниже заданного стабилитрон VD1 закрывается, процесс повторяется.