Профессия лифтер 1-го разряда
Механическое оборудование лифтов. Часть 1
Лебедка.
Устанавливается в машинном отделении для перемещения кабины и противовеса.
Устройство лебедки
- Эл. двигатель – для преобразования эл. энергии в механическую.
- Эл. тормоз для удержания кабины на направляющих при выключении двигателя.
- Редуктор – для уменьшения числа оборотов вала эл. двигателя и передачи вращения на канатоведущий шкив.
- Штурвал – маховик – для подъема и опускания кабины при выключенном рубильнике.
- Канатоведущий шкив – для передачи тягового усилия с лебедки на канаты.
- Рама. Подрамник и амортизаторы.
Устройство лебедки с канатоведущим шкивом.
Лебедка служит для перемещения кабины и противовеса в шахте.
Лебедка состоит из эл.двигателя и редуктора, которые соединяются между собой муфтой с тормозным шкивом. Редуктор служит для уменьшения оборотов двигателя и передачи вращающегося момента на канатоведущий шкив (КВШ).
Между двигателем и редуктором установлен эл.магнитный тормоз нормально-замкнутого типа (всегда заторможен под воздействием пружины при отключении электроэнергии).
КВШ установлен на выходном валу редуктора (тихоходный вал) и служит для передачи тягового усилия с лебедки на канаты. На быстроходном валу редуктора (с обратной стороны редуктора) установлен штурвал (маховик) для подъема (опускания) кабины вручную при выключенном рубильнике. Для снижения вибрации лебедка установлена на амортизаторах, чтобы снизить воздействие на здание.
Работа лебедки.
Вал редуктора и вал электродвигателя соединены полумуфтами. Вращение с вала двигателя на вал редуктора передается и с помощью червячной передачи (которая находится в редукторе) скорость вращения замедляется. На тихоходный вал редуктора насажен канатоведущий шкив; он уже вращается с номинальной скоростью (расчетной) и передает тяговое усилие на канаты. Червячная передача находится в масляной ванне, для защиты от коррозии и для отвода тепла. Лифтер каждое утро должен проверять уровень масла в редукторе до включения рубильника. Уровень масла должен находиться между двумя рисками на щупе масло указателя.
Электротормоз.
Этот механизм, предназначен для остановки кабины и противовеса лифта, а также для надежного их удержания в требуемом положении. Основные назначения тормоза заключаются в создании сил сопротивления перемещению кабины лифта. Тормоз устанавливается над тормозной полумуфтой редуктора и заклинивает ее колодками при отключенном двигателе. На лифтах применяется тормоз нормально-замкнутого типа и в основном на постоянном токе.
Канаты.
Рабочие (или тяговые канаты) на которые подвешена кабина и противовес. Они стальные шестипрядные имеют 12 кратный запас прочности и диаметр 8,5 мм. 9,5, 9,0 мм., имеют внутри пеньковый сердечник пропитанный специальным маслом.
Лифтовые канаты, конструкция.
В лифтовых установках в качестве рабочих (тяговых) используются стальные 6-типрядные канаты с 12-тикратным запасом прочности. В середине канаты имеют пеньковый сердечник пропитанный специальной графитовой смазкой для защиты проволочек от коррозии и истирания. Каждая прядь имеет 19 или 37 проволочек. Пряди свиваются вокруг сердечника, образуя канат.
Свивки прядей бывают левосторонние, правосторонние; односторонние и крестовые.
Односторонняя свивка – это когда проволочки в пряди свиты в одну сторону и в эту же сторону свиты пряди вокруг сердечника.
При односторонней свивке канаты склонны к раскручиванию.
Крестовая свивка – это когда проволочки в пряди свиты в одну сторону, а сами пряди вокруг сердечника в другую.
Минимальный диаметр тяговых канатов = 8 мм.
Диаметр каната ОС = 6,5 – 7 мм.
Браковка канатов.
Канат считается негодным, когда:
- Оборвалась одна прядь или вывалился сердечник.
- Коррозия наружных проволочек составляет больше 40% от первоначального диаметра.
- Образивный износ (стирание) наружных проволочек составляет больше 40%.
- Обрыв более 10% проволочек каната от общего количества на шаге свивки.
Шаг свивки = один оборот пряди вокруг сердечника. (7 витков).
Уравновешивающие канаты, их применение на лифтах.
Уравновешивающие канаты (цепи) крепятся к низу противовеса и кабины в зданиях высотой более 14 этажей для более качественной эксплуатации лифта. При применении уравновешивающих канатов должны быть выполнены следующие условия:
а) применяться натяжное устройство с блоком (блоками);
б) отношение диаметра блока натяжного устройства к диаметру уравновешивающего каната должно быть не менее 30;
в) натяжение обеспечивается силой тяжести и контролируется электрическим устройством безопасности.
Кабина.
Кабина – это сооружение, в котором по шахте передвигаются люди и груз. В зависимости от способа открывания дверей кабины бывают автоматическими, полуавтоматическими и распашными (ручными).
Конструкция кабины:
Кабина состоит из металлического каркаса и встроенного в него купе. Купе набирается из пластика ДСП, и металлических листов толщиной не менее 1 мм; на панорамных лифтах кабина выполняется из прочного стекла. Каркас это верхняя балка для крепления канатов и нижняя балка для мягкой посадки на буфера и вертикальные металлические стойки. По бокам верхней и нижней балок устанавливаются башмаки с вкладышами для скольжения кабины. В первый год эксплуатации лифтов ставятся чугунные, а в дальнейшем меняются на капроновые.
Оборудование кабин лифтов:
- Плафоны освещения с лампочкой аварийного и основного освещения.
- Панель приказов с кнопками приказа и кнопкой стоп.
- Вентиляционные решетки.
- Подпольные контакты – пол в кабине может быть подвижный и не подвижный. Под подвижным полом устанавливаются подпольные контакты для переключения управления лифтом с наружного на внутреннее и на оборот. И для осуществления занятости кабины.
- датчик, загрузки – который устанавливается под полом и следит за загрузкой кабины. Если кабина будет, перегружена он срабатывает, и отключит двигатель лебедки.
- Балансирная подвеска – служит кабине. Устанавливается на крыше кабины всех видов пассажирских и грузопассажирских. На грузовых лифтах большой грузоподъемности устанавливается полиспастная подвеска, которая позволяет поднимать большие грузы с небольшой мощностью эл. двигателя.
- Контакт слабины рабочих контактов – для контроля за натяжением контактов. Если контакт ослабнет подвеска опускается надавит на контакт, контакт сработает и отключит двигатель лебедки.
- Кольцо сближения канатов.
- Башмаки с вкладышами для движения кабины по направляющим.
- Рычаг ловителей – служит для воздействия на ловитель и на контакт ловителя при срабатывания ограничителя.
- Ловитель – служит для заклинивания кабины на направляющих при срабатывании ограничителя скорости.
- Контакт ловителя – служит для отключения электродвигателя при срабатывании ограничителя скорости.
- Датчик точной остановки – служит для точной остановки кабины на заданном этаже.
- Дверной электропривод – служит для автоматического открывания и закрывания дверей. С боку кабины находится фигурная отводка, которая отключает поэтажные переключатели.
- Балка дверей кабины.
Блокировочная аппаратура на крыше кабины, ее назначение.
Блокировочная аппаратура, находящаяся на крыше кабины, относится к электрическим предохранительным устройствам.
- Контакт слабины каната. Необходим для контроля за натяжением канатов или их обрывом. Разрывает цепь управления при ослаблении или разрыве одного из канатов.
- Контакт рычажного устройства ловителей. Разрывает цепь управления при посадке кабины на ловители. Останавливает работу двигателя и прекращается движение шкива. На крыше кабины имеется рычаг ловителей для воздействия на контакт ловителей, который отключает двигатель лебедки при их срабатывании.
- Контакты дверей кабины. Отключают цепь управления, когда дверь открыта, т.е. не позволяют двигаться кабине с открытой дверью. Над каждым дверным замком стоит блокировочный контакт, который контролирует работу замка.
Лифтовые направляющие.
Важной частью лифтового оборудования являются направляющие – стальные рельсы, которые устанавливаются вдоль шахты лифта по обеим сторонам кабины для того, чтобы обеспечивать прямолинейное движение по вертикали без раскачивания в поперечном направлении. Наличие направляющих, помимо того, служит гарантией соблюдения безопасного зазора между кабиной и стенками шахты, а также другим неподвижным оборудованием.
Для чего необходимы лифтовые направляющие?
В обычном режиме работы, лифтовые направляющие испытывают давление, связанное с фактором смещения центра массы кабины относительно точки закрепления подвесных канатов. Это происходит в моменты загрузки кабины вследствие неравномерного распределения пассажиров или грузов по площади ее пола. С помощью направляющих сила давления, воспринятая от башмаков, передается на рельсы и далее на стены шахты.
Роль направляющих не менее важна в случае обрыва троса или другой аварии, связанной с возможностью бесконтрольного падения, когда кабина либо противовес садится на ловители. С их помощью осуществляется плавное и безопасное торможение, а также прочное удержание кабины до устранения причины аварии. Функция направляющих заключается в перераспределении динамических нагрузок с тормозных составляющих ловителей на стены шахты через крепежные элементы.
Точность прокладки направляющих и надежность их крепления к стене – важнейшие факторы обеспечения безопасности пассажиров лифта и надежности его эксплуатации. Для расстояния между головками направляющих допустимо отклонение от проектного значения не более 1 мм в ту или другую сторону. Отклонение по вертикали при высоте подъема до 50 метров составляет не более 1 мм на 1 метр подъема. При этом отклонение от прямолинейности направляющей должно быть не более 2,5 мм на 5 метров подъема.
Конструкция направляющих лифта
Лифтовые направляющие представляют собой полосы стального проката с профилем «тавр». Некоторые модели лифтов предусматривают последующую механическую обработку проката, в других случаях обработка не требуется. Это относится как к продукции отечественных, так и зарубежных изготовителей лифтов.
Тавровый прокат без обработки поверхности наиболее часто используется в качестве направляющих для грузовых лифтов, конструкция которых не предусматривает ловителей. Помимо того, необработанные тавровые балки монтируются в качестве направляющих для противовесов, хотя нередко с этой же целью используется и прокат с профилем «уголок».
В большинстве пассажирских и грузопассажирских моделей лифта применяется стальной прокат, головка которого прошла механическую обработку с выборкой по обеим сторонам рельсы. Обработка проводится, как правило, либо на фрезеровальном станке, либо протяжкой через вальцы. Только такие направляющие пригодны для использования в лифтовых системах, оборудованных ловителями для предупреждения несчастных случаев.
Поперечный профиль, характерный для направляющих отечественных лифтов, отвечает всем требованиям соответствующего ГОСТа. Его параметры и характеристики подробно описаны в соответствующей технической литературе, отражены в схемах и таблицах.
Сборка лифтовых направляющих выполняется из отдельных отрезков проката. Длина каждого отрезка составляет 4-5 метров для удобства транспортировки и облегчения монтажных работ. Торцевые части каждого отрезка предварительно проходят фрезеровальную подготовку, в процессе которой с одной стороны в металле выбирается продольный паз, а с другой стороны – шип аналогичных размеров. Подошвы и грани выборки обрабатываются с высокой точностью для обеспечения безукоризненного соединения пазошипового замка. В соединенном состоянии направляющие не должны иметь зазоров, а отрезки профиля на стыках – идеально совпадать по высоте.
Опорные поверхности направляющих служат для непосредственного контакта с крепежными кронштейнами, поэтому в них заблаговременно просверливаются отверстия для крепежных элементов.
Монтаж направляющих лифта
После заводской обработки таврового профиля монтаж направляющих выполняется быстро и без затруднений. Для увеличения прочности направляющих в местах стыков широко используются специальные детали – стыковые накладки. Вместо накладок заводского изготовления распространенной практикой является использование коротких отрезков направляющих, которые закрепляются с помощью болтовых соединений.
Направляющие крепятся к стенкам шахты при помощи кронштейнов, которые, в свою очередь, жестко закрепляются на стене либо на шахтном металлокаркасе. Шаг крепежа варьируется от 2 до 3,5 метров. Используются как жесткие, так и подвижные (с использованием прижимных планок) соединения кронштейнов с направляющими.
Для жесткого крепления используются болты соответствующего диаметра, соединяющие опорную часть направляющей с соединительной частью скобы или кронштейна. Подвижное соединение не менее надежно, к тому же оно исключает возможность изменения геометрии направляющих из-за температурного расширения металла либо осадки здания.