Машинист крана автомобильного 8 разряда
Основные параметры крана
Автомобильные краны принадлежат к самоходной спецтехнике стрелового типа, способной перемещать грузы различного объема и веса. Такие конструкции задействуются в строительной отрасли, при проведении монтажных мероприятий, а также во время операций по погрузке-разгрузке товаров или стройматериалов. Учитывая широкую сферу применения этого оборудования, производители стараются выпускать множество моделей техники для решения разнообразных задач. На сегодняшний момент существует 10 размерных групп данных машин.
Что касается параметра «грузоподъемность», то если классифицировать устройства по этому признаку, то окажется что кран может быть представлен в одной из трех категорий: малая грузоподъемность (1-2 размерные группы), средняя (3-5 размерные группы) и высокая (6-10 размерная группа). Каждый тип кранов имеет свои особенности.
Краны малой грузоподъемности
В эту категорию входят установки, способные переносить грузы весом до 8 тонн. Они имеют узкую сферу применения и актуальны:
- для выполнения фасадных мероприятий;
- в качестве подручной техники коммунальных предприятий;
- на небольших стройплощадках;
- в процессе благоустройства территорий и парков.
С их помощью можно выполнять укладку перекрытий, подавать стройматериалы на небольшую высоту.
Краны средней грузоподъемности
Машины из этой категории встречаются на большем количестве объектов, чем малогабаритные краны.
Такую технику используют:
- при перемещении и монтаже строительных вагончиков, бытовок;
- для уборки строительного мусора;
- в процессе выгрузки поддонов с кирпичом, подачи цементных смесей;
- с целью выполнения поднятия среднеразмерных грузов на небольшую высоту;
- при ремонте отдельных сооружений, мостов.
Как правило, автокраны такого типа можно встретить в частном строительстве и на объектах малой этажности. Для расширения функционала данных установок производители оснащают их выдвижной телескопической стрелой, системами удлинения стрелы.
Краны высокой грузоподъемности
Механизмы, способные поднимать наверх грузы весом до 250 тонн, считаются наиболее мощными среди автокранов. Их задействуют:
- на сложных площадках;
- с целью поднятия больших грузов;
- при выполнении тяжелых работ;
- на объектах длительного строительства.
Автомобильный кран (рис. 3) состоит из неповоротной и поворотной частей, связанных между собой опорно-поворотным устройством 7, которое передает нагрузки (грузовой момент, вертикальные и горизонтальные силы) от поворотной части крана на неповоротную, а также обеспечивает возможность вращения поворотной части относительно неповоротной.
Неповоротная часть крана — это ходовое устройство 1 и ходовая рама 4 со смонтированными на ней выносными опорами 3. Ходовое устройство — шасси грузового автомобиля. В связи с необходимостью размещения на нем механизмов и узлов крановой установки в конструкцию шасси вносят ряд изменений: вместо кузова на раме автомобиля закрепляют ходовую раму, дополнительно устанавливают коробку отбора мощности 2, опорную стойку 28 стрелы, а также стабилизаторы 6 или выключатели упругих подвесок. У кранов с механическим приводом дополнительно устанавливают промежуточный редуктор 5, у кранов с гидравлическим приводом — масляный бак. При необходимости изменяют место расположения топливных баков и запасных колес. Ходовая рама — пространственная сварная конструкция, которую крепят на шасси автомобиля и на которой устанавливают опорно-поворотное устройство. Ходовая рама передает нагрузки от поворотной части на основание через шасси автомобиля или выносные опоры. Выносные опоры используют для увеличения опорного контура крана в рабочем состоянии. Поворотная часть крана — это поворотная платформа, на которой размещены исполнительные механизмы, кабина 15 машиниста и стреловое оборудование. Поворотная платформа представляет собой поворотную раму 8 (основание поворотной части крана)’, установленную на опорно-поворотном устройстве 7.
На конце поворотной рамы закреплен противовес 9 (дополнительный груз), уравновешивающий кран во время работы. Исполнительные механизмы крана и их привод от внешних воздействий защищает кожух 29 (капот). У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования (рис. 3,а) на поворотной платформе установлена двуногая стойка 10, к которой и подвешивают стреловое оборудование. Исполнительные механизмы.
У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования к ним относятся стреловая лебедка 13 для изменения угла наклона стрелы, грузовая лебедка (на рис. 3,а расположена за стреловой лебедкой) для подъема и опускания груза и механизм поворота 17 — для вращения поворотной части крана. Движение лебедкам и механизму поворота передается от реверсивно-распределительного механизма 14. У кранов с жесткой подвеской стрелового оборудования (рис. 3,6) угол наклона телескопической стрелы 31 изменяют с помощью гидравлических цилиндров 30 (гидроцилиндров). Подъем и опускание груза производятся грузовой лебедкой, а вращение поворотной части — механизмом поворота. Движение лебедке и механизму поворота передается от гидродвигателя. Выдвижные и телескопические стрелы кранов снабжены специальными исполнительными механизмами для их выдвижения.
Кабина, в которой размещены органы управления краном и сиденье машиниста, оборудована необходимыми указателями, системой сигнализации и системами создания микроклимата (вентиляцией, отоплением). Стреловое оборудование обеспечивает действие грузозахватного устройства в рабочей зоне крана. У кранов с гибкой подвеской стреловое оборудование комплектуется основной 21 и удлиненными невыдвижными и выдвижными стрелами с гуськами или без них, грузовым 26 и стреловым 16 полиспастами для подъема груза и стрелы 21 и специальным канатным устройством 19, предохраняющим стрелу от запрокидывания. Полиспаст 16 состоит из блоков 12, которые установлены на головке двуногой стойки и на специальной траверсе 18, связанной с головкой стрелы оттяжками 23, и стрелового каната 11, огибающего блоки двуногой стойки и траверсы. На некоторых кранах (например, КС-2561Д) траверсы нет, а блоки установлены на головке двуногой стойки и головке стрелы. На кранах этого типа устанавливают также башенностреловое оборудование.
У кранов с жесткой подвеской комплект стрелового оборудования состоит из телескопической стрелы с гуськами и без них и гидроцилиндров подъема стрелы и выдвижения ее секций. В состав стрелового оборудования кранов обоих типов включены грузозахватные устройства, в качестве которых на автомобильных кранах используют крюковую подвеску 27 и значительно реже — грейферные ковши и магнитные шайбы. Крюковая подвеска состоит из блоков, траверсы и грузового крюка.
Блоки крюковой подвески вместе с блоками головки стрелы и грузовым канатом 22 образуют грузовой полиспаст 26. Краны оборудуют системой устройств и приборов, обеспечивающей их безопасную эксплуатацию (например, ограничителями грузоподъемности 20, сигнализаторами опасного напряжения 24).
Основные параметры кранов
Величины, характеризующие технические возможности и технологические свойства машины, называют параметрами. Рассмотрим основные параметры автомобильного крана. Грузоподъемность Q — наибольшая масса груза, поднимаемого на данном вылете стрелы. Вылет L (рис. 4) — расстояние (по горизонтали) от оси вращения поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания — расстояние (по горизонтали) от ребра опрокидывания до центра зева крюка: А1 — при работе без выносных опор, А2 — на выносных опорах. Грузоподъемность крана зависит от вылета L.
Эту зависимость называют грузовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5, а)
На горизонтальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной — грузоподъемность Q, соответствующую этому вылету. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета. Чем больше вылет, тем меньше грузоподъемность крана. С помощью графика грузоподъемности можно определить массу груза, которую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на заданном вылете. На графике также видна зависимость грузоподъемности крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор — только 4 т. В меньшей степени грузоподъемность крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м — 8,7 т.
Эта разница в грузоподъемности крана определяется увеличением массы более длинных стрел. Следует помнить, что при работе грузозахватным приспособлением его масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по* графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза входит также масса грейфера или магнита, если они использованы в качестве грузозахватного устройства.
Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство крана.
Произведение вылета на соответствующую ей грузоподъемную силу называют грузовым моментом М = G • L, где L — вылет от ребра опрокидывания; G — соответствующая ему грузоподъемная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка h — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.
Параметры L и А (А1 или А2) определяют возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Н и h — но вертикали. При работе на выносных опорах значение А2 зависит от значения В — расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних выносных опор, когда они находятся в рабочем положении: A2 = L — 0,5 В. Это расстояние называется поперечной В или продольной В2 (см. рис. 5,6) базой выносных опор.
При вращении поворотной части крана стреловое оборудование перемещается относительно шасси машины в некотором секторе о, а, b, с, …, о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания выносных опор провести окружность а, b, с, …, а то в рабочей зоне образуется кольцо а, b, с, …,в котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза. Площадь а, b, с …, называется полезной рабочей зоной.
Центральный угол β, соответствующий двум крайним положениям стрелового оборудования, называется зоной работы крана. Если кран может работать при любом положении стрелового оборудования относительно шасси, то зона работы крана β=360 градусов.
Рабочий цикл Т — время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П — общая масса грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном за час (т/ч) или смену (т/смена). Часто производительность крана измеряют по числу рабочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко подсчитать число рабочих циклов, необходимое для выполнения какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки. Производительность крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии и организации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства работ. Если такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра. Скорость подъема или опускания груза vu — скорость вертикального перемещения груза.
Скорость посадки vM — минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения поворотной части крана в единицу времени. Иногда вместо этого термина применяют «скорость поворота» или «скорость вращения поворотной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета vB — горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета t — время, необходимое на изменение вылета от одного предельного положения стрелы до другого. При невыдвижных стрелах параметры IV и t определяют при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных и телескопических стрелах — при изменении вылета как за счет подъема (опускания) стрелы, так и за счет выдвижения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел vc — скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел. Рабочая скорость передвижения крана vnp — скорость передвижения крана по рабочей площадке со стреловым оборудованием, находящимся в рабочем положении, и подвешенным грузом, если передвижение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана vn T — скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится в транспортном положении. Скорости рабочих движений крана в значительной мере влияют на его производительность, а следовательно, и на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость машиносмены, приведенные затраты и т. п. Вместе с тем практически каждая из скоростей имеет важное самостоятельное значение. Например, скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана Gp — масса крана со стреловым оборудованием и противовесом при полной заправке крана топливосмазочными материалами.
Конструктивная масса крана GK — масса крана со стреловым оборудованием и противовесом. Нагрузка на ходовую ось Р0 или колесо Рк — наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну ось или одно колесо в транспортном положении крана. Нагрузка на выносную опору Рв о — наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну опору при работе крана (стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт — отношение нагрузки на выносную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки.
Колея крана К — расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства: K t (рис. 6,а) — при односкатных, К2 (рис. 6, б) — двускатных колесах.
База крана Вк (рис. 6, в) — расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес. База балансирной тележки шасси Вт — расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной ходовой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси Rmin (рис. 6, г) — расстояние от центра поворота до средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси Дш — ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана RK (рис. 7, а) — расстояние от центра поворота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Минимальная ширина разворота Д1 — ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана. Габаритный коридор въезда Д2 (рис. 7,6) и выезда Д3 крана — ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути — наибольший угол подъема, преодолеваемый краном, двигающимся с постоянной скоростью. Мощность силовой установки N — мощность двигателя внутреннего Сгорания, установленного на шасси базового автомобиля. Под базовым автомобилем здесь и далее имеется в виду автомобиль, ходовая часть которого входит в ходовое устройство крана. В характеристике крана мощность двигателей внутреннего сгорания иногда указывают в лошадиных силах (1 л. с. = 0,736 кВт). Для кранов с электрическим приводом в характеристике указывают также мощность каждого из электрических двигателей отдельных механизмов. Для кранов с гидравлическим приводом вместо мощности указывают предельный момент на валу гидравлических моторов.