Машинист крана автомобильного 7 разряда
Блоки, полиспасты, крюковые подвески
Блоки на автомобильных кранах применяют для изменения направления движения каната (направляющие и отклоняющие) и для выравнивания усилий (уравнительные). Блоки изготовляют литыми из серого чугуна, а для больших нагрузок — из стального литья. По характеру установки различают неподвижные и подвижные блоки. Неподвижным называется такой блок, ось которого при работе остается неподвижной (рис. 107, а). При подъеме с помощью такого блока груза массой Q в канате возникает усилие Р, численно равное произведению массы груза и ускорения свободного падения. Для преодоления этого усилия к свободному концу каната необходимо также приложить усилие Р. Под воздействием усилия Р, направленного вниз, груз поднимается вверх. Поэтому говорят, что неподвижный блок дает возможность изменять направления усилия для подъема груза по сравнению с направлением движения груза, но не дает выигрыша в силе.
Подвижным блоком называют такой, ось которого опускается или поднимается вместе с грузом (рис. 107,6). При подъеме груза массой Q к свободному концу каната необходимо приложить усилие Р/2. Таким образом, подвижный блок дает возможность поднять груз Q, прикладывая к подвижному концу каната усилие, в два раза меньшее, чем при подъеме груза Q без подвижного блока. Поэтому говорят, что подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
При подъеме груза блок вращается вокруг оси и преодолевает при этом сопротивление от сил трения в оси блока. Кроме того, возникает также сопротивление от перегиба каната при его движении по блоку. Поэтому Рг численно будет больше Р (при неподвижном блоке) или 0,5Р (при подвижном блоке) на значение, учитывающее КПД блока.
При стальном канате и установке блока на подшипниках качения КПД блока 0,97 — 0,98. Следует помнить, что, получая выигрыш в силе почти в 2 раза (учитывая КПД), мы проигрываем в скорости подъема груза в 2 раза, так как, чтобы поднять груз на некоторую высоту, конец каната должен пройти в 2 раза больший путь, чем требуемая высота подъема.
Полиспасты.
Система, состоящая из подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом, представляет собой простейшее грузоподъемное устройство — полиспаст, с помощью которого можно уменьшить усилие, развиваемое лебедкой, изменить направление прилагаемого к грузу усилия (т. е. тянуть за свободный конец полиспаста вниз или в сторону) и уменьшить скорость подъема груза по сравнению со скоростью каната, наматываемого на барабан лебедки. Полиспаст характеризуется кратностью, показывающей, во сколько раз требуемое для подъема груза усилие меньше заданной массы груза. Так как число ветвей полиспаста, на которое распределяется масса поднимаемого груза, численно равно кратности полиспаста, можно рекомендовать следующий простой способ ее определения. Если полиспаст мысленно рассечь плоскостью, пересекающей все ветви каната, который огибает блоки, то кратность полиспаста численно будет равна числу пересеченных плоскостью канатов. Чем больше кратность полиспаста К, тем меньше усилие Р, которое необходимо развить лебедкой для подъема заданного груза Q, и тем больше скорость наматываемого на барабан каната.
Блоки полиспаста закрепляют на двух или нескольких (по вертикали) параллельных осях, образуя неподвижные и подвижные блочные обоймы. Крюк грузового полиспаста подвешивают в подвижной обойме полиспаста, а неподвижную обойму крепят к оголовку стрелы. Свободный конец каната полиспаста закрепляют на подвижной или неподвижной обойме (стреле, двуногой стойке). Для подъема груза на автомобильных кранах применяют двух-, трех- и четырехкратные полиспасты (полиспасты с кратностью 2, 3 и 4).
Двухкратный полиспаст состоит из неподвижного блока 1, установленного на головке 6 стрелы, и подвижного 2, установленного в крюковой подвеске 3. Неподвижный блок головок стрелы и гуськов, с которого канат полиспаста уходит на барабан лебедки, называют отклоняющим. Грузовой канат, закрепленный на головке стрелы конусной втулкой 5, огибает неподвижный блок 1 и уходит на барабан 4 грузовой лебедки. При установке полиспаста на основных и удлиненных стрелах с гуськами и башенно-стреловом оборудовании грузовой канат, обогнув отклоняющий блок, уходит на барабан, огибая один или несколько направляющих блоков, установленных в необходимых местах стрелового оборудования.
Трехкратный полиспаст состоит из подвижных блоков 1 и 7, установленных на головке стрелы, и подвижного блока 2, установленного в крюковой подвеске. Грузовой канат, закрепленный в верхней части щек крюковой подвески с помощью конусной втулки, огибает блоки 7 и 2 и переходит на блок 7, огибает его и уходит на барабан грузовой лебедки. Четырехкратный полиспаст аналогичен по устройству двухкратному и отличается только тем, что в крюковой подвеске располагаются два подвижных блока, а на головке стрелы — неподвижный и отклоняющий блоки. Для подъема стрелы используют двух-, четырех- и пятикратные полиспасты (полиспасты с кратностью 2, 4 и 5).
Четырехкратные полиспасты наиболее широко применяют на автомобильных кранах. Их конструкция зависит от места расположения ограничителя грузоподъемности и места установки подвижных блоков полиспаста. Если ограничитель грузоподъемности устанавливают на поворотный раме (КС-2561Д), стреловой канат крепят к рычагу ограничителя, огибают им два подвижных, неподвижный и отклоняющий блоки и направляют на стреловую лебедку. Неподвижные блоки устанавливают на головке двуногой стойки, а подвижные — на головке стрелы или подвижной траверсе, связанной оттяжками со стрелой.
На кранах с ограничителем грузоподъемности ОГП-1 датчик усилий 11 устанавливают на оттяжках между осью 3 головки двуногой стойки и неподвижной траверсой 10 (или между головкой стрелы и подвижной траверсой). Неподвижный блок 9 установлен на траверсе 10. Стреловой канат крепят на головке двуногой стойки. Огибая последовательно подвижный блок 4, установленный на оси 8 головки стрелы, неподвижный 9 и подвижный 4 блоки, канат через отклоняющий блок 7 уходит на барабан 2 стреловой лебедки.
Пятикратный полиспаст состоит из неподвижных блоков 7, 12 и 9, установленных на оси 3 головки двуногой стойки и оси неподвижной траверсы 70, и подвижных блоков 4 и 73, установленных на подвижной траверсе 7. Траверса 7 оттяжками соединена с осью 8 головки стрелы. Датчик усилий 11 ограничителя грузоподъемности установлен на оттяжках между головкой стойки и траверсой 10. Стреловой канат крепят на подвижной траверсе 7. Огибая последовательно блоки 72, 4, 9, канат через блок 7 уходит на барабан 2 стреловой лебедки.
Крюковая подвеска состоит из щек 2, траверсы 72, крюка 10 и блока 4, установленного на шарикоподшипниках 5 на оси 6. В траверсе размещен хвостовик крюка, на который напрессован упорный подшипник 9 и навернута гайка 8, застопоренная в торец винтом 7. Траверса установлена в отверстия щек и закреплена с обеих стороноседержателями .75. Щеки между собой скреплены двумя шпильками 16. Для предохранения канатов от соскакивания с блока и попадания грязи между щеками установлен кожух 73, огибающий блок снизу. Ось блока проходит через отверстие в щеках обоймы и закреплена оседержателем 14, который препятствует ее выпадению и проворачиванию. На пальце 3 в верхних отверстиях щек находятся конусная втулка 7 крепления грузового каната и две дистанционные втулки. Крюковые подвески автомобильных кранов выполнены конструктивно однотипно и отличаются друг от друга числ ом блоков в подвеске и способом стопорения гайки 8: стопорной планкой или шплинтом. Крюки крюковых подвесок однорогие сложной конфигурации.