Машинист крана автомобильного 6 разряда
Требование к крановщику автомобильных кранов
Машинист автомобильного крана обязан иметь следующие навыки:
- управлять автомобильными кранами разной грузоподъемности;
- осуществлять мониторинг крепежей и регулировать все крепления механизмов крана, а также следить за работой систем обеспечения безопасности;
- определять износ стальных канатов и готовность их к работе;
- осуществлять техническое обслуживание кранов и их текущий ремонт;
- уметь определять поломки и оперативно ремонтировать технику;
- грамотно выполнять работу на автомобильном кране;
- понимать рабочий чертеж деталей;
- соблюдать все предписанные правила эксплуатации крана и инструкции;
- уметь вести вахтенный журнал, путевой лист;
- соблюдать правила охраны труда, требования санитарной и пожарной безопасности.
Порядок допуска рабочих к управлению кранами
Порядок допуска различен в зависимости от способа управления краном: из кабины или с пола. Для управления краном, снабженным кабиной управления, допускаются только рабочие, имеющие квалификацию машиниста (крановщика), т. е. прошедшие в установленном порядке обучение, аттестацию и имеющие удостоверение с указанием в нем типа крана, к управлению которым они допущены. Крановщики должны быть не моложе 18 лет и пройти перед назначением на работу и периодически один раз в 12 мес медицинское освидетельствование.
Допуск к работе машинистов оформляется приказом (распоряжением) по цеху или предприятию. Владелец кранов обязан обеспечить машинистов инструкцией, определяющей их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана. Инструкция должна быть выдана перед допуском к работе. Машинист подчинен лицу, ответственному за исправное содержание кранов.
К управлению кранами с пола или со стационарного пульта (кроме управления по радио) допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся такими кранами, после инструктажа и проверки навыков по управлению краном и зацепке грузов.
Порядок инструктажа устанавливается администрацией предприятия, эксплуатирующего краны. Проведение специального обучения этих рабочих и выдача им удостоверений не обязательны. Прохождение медосмотра не требуется при отсутствии медицинских противопоказаний. Если рабочие не достигли 18 лет, то возможность допуска их к управлению кранами с пола или пульта администрация предприятия должна согласовывать с заводским комитетом профсоюза.
Для управления кранами по радио допускаются рабочие, имеющие квалификацию и право крановщика. Порядок допуска рабочих к строповке груза, т. е. подвешиванию его к крюку грузоподъемной машины, различен и зависит от способа управления машиной: из кабины или с пола.
Если кран управляется из кабины, то должны назначаться специальные стропальщики, обученные курсовым методом по учебным программам. Медицинских противопоказаний по приему на работу стропальщиков нет; в связи с этим необходимость медицинского освидетельствования их определяется медсанчастью предприятия в установленном порядке. Эти рабочие должны быть не моложе 18 лет.
Для работы в качестве стропальщика без специального обучения по программе стропальщика могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов. Если эти рабочие имеют на руках соответствующее удостоверение или аттестат ПТУ или учебно-курсового комбината, то необходимость, объем и порядок дополнительного обучения или инструктажа определяются администрацией предприятия по месту их работы с учетом того, что эти рабочие должны иметь навык по строповке груза, хорошо знать содержание инструкции для стропальщика и порядок подачи сигналов крановщику.
После проверки комиссией предприятия знаний и навыков рабочим выдают удостоверение стропальщика и производственную инструкцию. Рабочие основных профессий металлургических, машиностроительных и других производств могут быть допущены к зацепке грузов к крюку кранов, управляемых из кабины, если не требуется предварительной обвязки его (груз снабжен петлями, рымами, цапфами для зацепки его, или находится в ковшах, бадьях, контейнерах и другой таре, или захватывается полуавтоматическими грузозахватными приспособлениями).
Обучение этих рабочих производится по сокращенной программе, утвержденной самим предприятием. Программа должна быть составлена с таким расче том, чтобы обученный и допущенный к выполнению обязанностей по зацепке груза рабочий обладал навыками, требующимися для правильного подвешивания груза на крюк, умел определить пригодность чалочного приспособления, знал порядок обмена сигналами с крановщиком, а также условия безопасного перемещения и укладки грузов. К этим рабочим предъявляются те же требования, что и к стропальщикам, т. е. после проверки знаний им должно быть выдано удостоверение на право производства работ по зацепке грузов и инструкция стропальщика.
В удостоверении делается запись: «Допущен к зацепке груза на рабочем месте». Удостоверение снабжается фотокарточкой.
К подвешиванию груза на крюк грузоподъемной машины (крана, тельфера), управляемой с пола, могут допускаться рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке груза. Порядок и объем инструктажа устанавливается предприятием, эксплуатирующим краны.
Обучение этих рабочих и выдача им удостоверения не обязательны. Прохождение медицинского осмотра не требуется при отсутствии противопоказаний.
Иногда крановщику приходится выполнять обязанности стропальщика. Возможность такого выполнения определяется квалификационной комиссией предприятия на основании проверки его знаний и навыков. При положительных результатах проверки ему выдается удостоверение и инструкция стропальщика.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, может производить строповку груза, выдавать ему удостоверение стропальщика не требуется.
Содержащиеся в Правилах по кранам требования к слесарям и электромонтерам, обслуживающим краны, относятся к дежурному персоналу, устраняющему неисправности по вызову крановщика. Эти рабочие должны быть не моложе 18 лет и иметь на руках удостоверение об обучении и аттестации, а также производственную инструкцию. Аттестация этих рабочих производится без участия инспектора. Допуск к работе оформляется приказом или распоряжением по цеху или предприятию после выдачи на руки инструкции. Приказ и распоряжение имеют одинаковую юридическую силу.
Слесари и электромонтеры, обученные по специальности «Ремонт и обслуживание промышленного оборудования», могут быть допущены к ремонту и обслуживанию кранов на основании проверки их знаний в квалификационной комиссии предприятия. При удовлетворительных результатах проверки им выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. При необходимости назначается дополнительное обучение по специальности, обучение или инструктаж по технике безопасности. Слесари должны быть знакомы с устройством кранов и порядком безопасного выполнения работ. Электромонтеры должны знать электросхему крана и иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
Помощник машиниста должен назначаться на краны с паровым приводом. В этом случае он выполняет обязанности кочегара по наблюдению за работой парового котла и его обслуживанию. Такой привод могут иметь железнодорожные краны старой конструкции.
На краны с другим приводом, например с дизель-электрическим, помощник машиниста назначается в том случае, когда это предусмотрено заводом-изготовителем. При отсутствии в инструкции по монтажу и эксплуатации соответствующего указания завода-изготовителя необходимость назначения помощника машиниста на такие краны определяется администрацией предприятия с учетом условий их работы.
Сигнальщик должен назначаться в случае, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины, вследствие чего машинисту не видно место строповки груза или его укладки, а между машинистом и стропальщиком отсутствует радио или телефонная связь для передачи сигналов стропальщика машинисту.
Сигнальщик назначается инженерно-техническим работником, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов краном, из числа аттестованных стропальщиков. Фамилию сигнальщика рекомендуется записывать в вахтенный журнал машиниста. При работе стреловых самоходных кранов запись может быть произведена в путевом листе крановщика.
В условиях производства строительно-монтажных работ, когда сигнальщик находится на сооружаемых конструкциях или здании, в проекте производства работ необходимо предусмотреть меры по обеспечению его безопасности.