Машинист крана автомобильного 6 разряда
Классификация кранов
К стреловым самоходным кранам относятся автомобильные (ходовое устройство включает в себя шасси автомобиля, его силовую установку, трансмиссию и систему управления), пневмоколесные и гусеничные (ходовое устройство содержит пневмоколесное или гусеничное шасси, приводимое в-движение от силовой установки, которая расположена на поворотной части крана), а также на специальном (автомобильного типа, специально приспособленном для условий работы кранов) и короткобазовом (специально приспособленном для работы на неподготовленных площадках и в стесненных условиях) шасси. Автомобильные стреловые самоходные краны общего назначения служат для подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальной плоскости при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах. Автомобильные краны различают по грузоподъемности, типу привода основных механизмов и исполнению подвески стрелового оборудования. По грузоподъемности их подразделяют на четыре размерные группы, соответствующие ряду грузоподъемностей 4; 6,3; 10; 16 и 25 т.
По типу привода основных механизмов — с одно- и многомоторным индивидуальным приводом. У крана с одномоторным приводом все рабочие механизмы приводятся в движение одним двигателем внутреннего сгорания — двигателем автомобиля, а передача движения исполнительным механизмам осуществляется через механическую трансмиссию (кран с механическим приводом). У крана с многомоторным индивидуальным приводом каждый механизм приводится в движение от отдельного двигателя. В качестве источника энергии для питания этих двигателей применяют силовые установки, состоящие из двигателя внутреннего сгорания — двигателя автомобиля и генераторной (краны с электрическим приводом) или насосной (крины с гидравлическим приводом) станции.
По исполнению подвески стрелового оборудования – краны с жесткой и гибкой подвеской.
У кранов с жесткой подвеской (рис. 1а) стреловое оборудование удерживается гидравлическими цилиндрами, с помощью которых изменяется и угол наклона стрелы, а у кранов с гибкой подвеской — системой канатов.
Краткая характеристика автомобильного крана включает в себя важнейшие классификационные признаки, а также номер модели, номер (очередность) модернизации и указание о климатическом исполнении машины, например: автомобильный стреловой самоходный кран общего назначения четвертой размерной группы грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля КрАЗ-250 с жесткой подвеской стрелового оборудования, телескопической стрелой и гидравлическим приводом, модернизированный, в северном исполнении. Очевидно, что такое наименование крана очень длинно. Поэтому каждой модели крана присваивается индекс (марка), состоящий из ряда букв и цифр, в котором зашифрованы все перечисленные выше сведения. Всем стреловым самоходным кранам, выпускаемым заводами Минстройдормаша, присваивается индекс, состоящий из двух букв (КС — кран стреловой самоходный общего назначения, причем определения «стреловой» и «общего назначения» подразумеваются здесь как само собой разумеющееся) и четырех цифр (рис. 2).
Цифровая часть, которую пишут после буквенной через дефис, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра — размерная группа, соответствующая грузоподъемности машины, вторая — тип ходового устройства, третья — исполнение подвески стрелового оборудования и четвертая — порядковый номер модели крана, Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В …) и климатическое исполнение крана (северное — ХЛ, тропическое — Т или тропики влажные — ТВ). С помощью индексации наименование крана может быть значительно сокращено.
Например, индекс KC-4571XЛ: 4 — четвертая размерная группа (грузоподъемность 16 т), 5 — ходовое устройство, включающее в себя шасси автомобиля (для кранов четвертой размерной группы, как правило, КрАЗ-250); 7 — жесткая подвеска стрелового оборудования (как правило, телескопическая стрела и гидравлический привод); 1 — порядковый номер модели крана; ХЛ — северное исполнение.