Машинист крана автомобильного 5 разряда
Транспортирование крана
Автомобильные краны перемещают собственным ходом или на железнодорожной платформе.
При перемещении собственным ходом кран приводят в транспортное положение: – устанавливают поворотную раму так, чтобы стрела находилась над кабиной водителя, в зависимости от указаний инструкции по эксплуатации, опускают стрелу на опорную стойку или вывешивают над ней так, чтобы расстояние между стойками и нижней частью стрелы было не менее 150—200 мм; – опускают крюковую подвеску и закрепляют ее растяжками к буксирным крюкам шасси; – поднимают выносные опоры и надежно фиксируют их в транспортном положении; – устанавливают стабилизатор в транспортное положение; – на кранах с электрическим приводом отключают генератор, а на кранах с пневматической системой управления — закрывают кран, прекращая доступ воздуха в пнев-мосистему из тормозных баллонов шасси. При движении автомобильных кранов собственным ходом следует соблюдать все правила движения автомобилей.
При передвижении в пределах рабочей площадки стрелу опускают на стойку, рычаги управления крановыми механизмами устанавливают в нейтральное положение. По ровной рабочей площадке допускается передвижение кранов с грузом, указанным в паспорте. При этом рессоры выключают, а скорость передвижения не должна превышать 5 км/ч. Следует помнить, что высокий центр тяжести крана, большая парусность его и выступающая вперед стрела снижают устойчивость и маневренность крана.
В паспорте и инструкции по эксплуатации указана максимально возможная скорость передвижения крана по ровному прямому шоссе в сухую безветренную погоду. В реальных условиях машинист должен держать скорость движения, сообразуясь с дорожной обстановкой. При этом скорость крана должна быть на 10— 15% ниже скорости, которую мог бы развить в такой же обстановке полностью груженый базовый автомобиль.
При транспортировании крана с удлиненной стрелой с гуськом или башенно-стреловым оборудованием без демонтажа на некоторых моделях кранов применяют дополнительные тележки (рис. 154). При таком транспортировании механизм поворота должен быть расторможен.
Транспортирование крана с удлиненным и башенно-стреловым оборудованием без демонтажа допускается на расстояние до 200 км, при транспортировании на; большие расстояния или перевозке крана по железной дороге рабочее оборудование демонтируют.
Транспортирование кранов по железной дороге осуществляется в соответствии с Правилами и техническими условиями Министерства путей сообщения СССР. Обычно кран перевозят на четырехосной платформе, на которую он въезжает собственным ходом по наклонному настилу, устроенному с торцовой части платформы. Устанавливают его строго по оси желездорожной платформы, чтобы он вписывался в железнодорожный барит-и была исключена возможность его перемещения во время транспортирования.
Если кран по своим размерам вписывается в железнодорожный габарит без демонтажа стрелы, его устанавливают на железнодорожной платформе в положении, аналогичном транспортному положению при перемещении собственным ходом, сменное рабочее оборудование устанавливают рядом на козлах или деревянных подставках.
Если кран по своим размерам вписывается в железнодорожный габарит только при демонтаже стрелы, отсоединяют верхнюю часть стрелы и укладывают ее на нижнюю или же на деревянные подставки на поворотной платформе.
Если для того, чтобы кран вписался в габарит, необходимо демонтировать кабину машиниста (у машин, где этот демонтаж предусмотрен), снимают верхнюю часть кабины, предварительно Разомкнув штепсельные разъемы и сняв дверь кабины с петель. Во избежание попадания пыли и влаги к деталям электрооборудования, расположенным в кабине машиниста, сверху открытую нижнюю часть кабины закрывают брезентовым чехлом.
Под колеса укладывают деревянные брусья и прибивают их гвоздями. к настилу платформы, как показано в инструкции по эксплуатации; поворотную часть крана, шасси и стрелу крепят к платформе растяжками из отожженной проволоки диаметром 6 мм. Такими же растяжками крепят все размещенные на платформе части крана, ящики с инструментом и запасными частями.
После установки крана на платформу сливают топливо из топливных баков, жидкость из системы охлаждения, затормаживают шасси ручным тормозом, закрывают и пломбируют двери и капоты. Аккумуляторы отключают от сети, а в зимнее время их снимают и перевозят отдельно в утепленных вагонах. При длительных перевозках в осенне-зимний период кран должен быть законсервирован.
Перед транспортированием крана необходимо внимательно изучить соответствующие разделы инструкции по эксплуатации и строго их выполнять.
На дальние расстояния краны транспортируются по железной дороге, а с одного объекта на другой — на трейлере (гусеничные краны) или без трейлера (пневмоколесные краны) на прицепе к тягачу или автомобилю. При этом двухосные пневмоколесные краны могут перемещаться со скоростью до 40 км/ч, а более тяжелые трех- и четырехосные краны — до 20 км/ч.
Пневмоколесные краны на собственном ходу передвигаются со скоростью 6—15 км/ч/автомобильные и на спецшасси — до 50 км/ч.
При транспортировании по железной дороге кран, установленный на платформе соответствующей грузоподъемности, должен вписываться в габарит подвижного состава по ГОСТ 9238—59.
Усредненные затраты на перебазирование, монтаж и демонтаж стреловых кранов
Многие автомобильные, гусеничные и пневмоколесные краны при погрузке на подвижной состав вписываются в габарит без разборки, другие — с частичной разборкой. Стрелу крана в зависимости от ее размеров можно снять и погрузить на платформу или оставить подвешенной на кране. В последнем случае стрела своим верхним концом должна располагаться над козлами, установленными на вспомогательной платформе. При погрузке кран может въезжать на железнодорожную платформу собственным ходом с ее торца по наклонной плоскости (с углом наклона 10—15°) или же его грузят с помощью другого грузоподъемного средства. Колеса платформы при въезде крана должны быть надежно заторможены башмаками, а сама платформа оборудована прочным трапом.
На платформе кран располагают симметрично ее продольной оси, а центр тяжести крана должен находиться близко к середине платформы. При наличии опор (аутригеров) кран устанавливают на них и, кроме того, надежно крепят расчалками из проволоки диаметром не менее 6 мм. Окна кабины крана желательно защитить картонными или фанерными листами. Двери должны быть заперты и запломбированы. После, погрузки крана борта железнодорожной платформы нужно поднять. Для предотвращения возможных перемещений крана по платформе под его колеса или гусеницы спереди и сзади подкладывают шпалы или брусья.
Железнодорожные краны на дальние расстояния транспортируют в нерабочем состоянии в составе поезда.
Если железнодорожный кран направляется к месту работы без занятия перегона, то он может передвигаться собственным ходом при условии, что стрела установлена вдоль пути и опущена. При необходимости занятия перегона для переезда к месту работы кран должен перемещаться лишь локомотивом, а стрела при этом должна быть опущена на буферную платформу.