Машинист крана автомобильного 4 разряда
Организация работы автомобильных кранов
Под организацией работы автомобильных кранов понимается система мероприятий обеспечивающих их рациональное использование при минимальных затратах труда и предусматривающих выполнение работ в планируемые сроки с соблюдением правил техники безопасности и противопожарных мероприятий. Организация работы автомобильных кранов производится в соответствии с проектом производства работ (ППР), который составляют на основе передового опыта применения этих машин в народном хозяйстве.
Работы, выполняемые автомобильными кранами, сводятся в основном к трем видам: погрузочно-разгрузочные, монтажные и вертикальный транспорт материалов. Погрузочно-разгрузочные работы и вертикальный транспорт материалов составляют наибольший удельный вес в общем объеме работ, доля монтажных работ значительно меньше и в основном приходится на автомобильные краны повышенной грузоподъемности (10—16 т).
Погрузочно-разгрузочные, монтажные работы и вертикальный транспорт материалов являются составными частями единого технологического процесса в строительстве. Строительные объекты, на которых выполняют эти работы, различаются почвенно-клима тическими условиями, способом возведения и видом сооружений. На рассредоточенных объектах, где экономически нецелесообразно применять разнотипные грузоподъемные машины, погрузочно-разгрузочные, монтажные работы и вертикальный транспорт материалов производят с помощью одного автомобильного крана.
Работа автомобильных кранов должна осуществляться в соответствии с принципами научной организации труда (НОТ). Задачей НОТ является установление на объекте рациональных взаимосвязей между трудовыми приемами, рабочей средой, технологическим процессом, материальным обеспечением процесса и рабочими движениями крана, при которых достигаются экономия времени, материальных ресурсов и облегчается труд рабочих.
Научная организация труда предполагает: – разделение трудовых операций между исполнителями в зависимости от их квалификации, при необходимости возможно совмещение выполнения этих операций одним рабочим; – применение трудовых движений и приемов, соответствующих составу и последовательности выполняемых операций; – сокращение потерь рабочего времени по неуважительным приЯ чинам (отсутствие материальных ресурсов, своевременных указаний технического персонала; нарушение трудовой дисциплины); – рациональное расположение на рабочем месте машин и механизмов, материалов и вспомогательных средств; – создание безопасных, здоровых и эстетических условий труда и применение прогрессивной системы нормирования и оплаты труда, соответствующей особенностям выполнения трудовых операций; – использование коммунистических форм труда и применение моральных стимулов поощрения исполнителей; – постоянное повышение квалификации рабочих, овладение смежными профессиями.
Задача машиниста состоит в том, чтобы быть активным участником в проведении мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, улучшение его организации и повышение эффективности использования крана.
Как должна производиться установка автомобильного крана?
Данный свод правил служит в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность персонала при проведении работ, устойчивость спецтехники и свободное движение стрелы крана. Соблюдение требований эксплуатации автокрана является обязательным условием и включается в договор аренды.
Установка автокрана на строительной площадке должна выполняться с учетом следующих факторов:
- градус уклона рабочей площадки;
- качество дорожного покрытия или тип почвы в месте проведения работ;
- расположение вблизи площадки траншей, котлованов, откосов;
- наличие на месте работ линий электропередач и других токопроводящих конструкций.
Монтаж автомобильных кранов предполагает соблюдение следующих правил безопасности:
Минимальное расстояние между поворотной частью машины и другими объектами, в том числе зданиями, штабелями и грузами, должно быть не менее 1 метра. Нахождение в этой зоне персонала категорически запрещено.
Во время работы крана обязательна установка на все вынесенные опоры.
Место проведения строительных мероприятий должно быть огорожено.
В темное время суток необходимо обеспечить надлежащее освещение рабочей площадки.
При работе вблизи ЛЭП следует соблюдать расстояния, указанные на рисунке 2. При контакте с токопроводящими конструкциями нужно немедленно отвести стрелу крана и оповестить окружающих о возможной опасности.
Запрещается эксплуатировать спецтехнику при неблагоприятных погодных условиях:
- сильном ветре;
- дожде;
- снегопаде;
- тумане;
- температуре воздуха ниже или выше указанной в паспорте устройства.
Схема установки автокрана:
Обеспечение безопасности работы автомобильными кранами вблизи ЛЭП.
Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.
Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.
В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.
Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.
В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.
Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.
Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.
Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.
Рабочий процесс должен идти под прямым личным контролем лица, ответственного за безопасность работ кранами.
Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.
Груз также не должен доставать до линий электропередач – расстояние 30 метров и больше
Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.
К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.
Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:
- До 1кВ – 2 метра.
- От 1 до 20кВ – 10 метров.
- 35кВ – 15 метров.
- 110кВ – 20 метров.
- От 150 до 220кВ – 25 метров.
- От 330 до 500кВ – 30 метров.
- 750кВ – 40 метров.
- 1150кВ – 50 метров.
При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:
- До 1кВ – 1,5 метра.
- От 1 до 20кВ – 2 метра.
- До 110кВ – 4 метра.
- От 110 до 220кВ – 5 метров.
- 330кВ – 6 метров.
- До 800 кВ – 9 метров.
Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.
Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.
Составленный наряд-допуск должен быть подписан главным инженером, руководителем, или иным ответственным лицом, утвержденным приказом.
Предприятие, которое будет работать вблизи ЛЭП, должно согласовать свои действия, порядок и безопасность работ с владельцем электрической сети. Если напряжение сети меньше 1кВ, то запрос на согласование подается не менее чем за 3 суток. Когда напряжение выше – 12 суток.
Наряд-допуск составляется в 2-х экземплярах. Один из них — на хранении у лица, отвечающего за безопасность работ кранового оборудования, а второй выдают на руки крановщику для непосредственного ознакомления.
Ведется регистрация наряд-допусков в отдельном журнале. Срок хранения вторых экземпляров, которые находятся и лица, отвечающего за безопасность, составляет 12 месяцев.
Крановщик, заехавший на объект, сначала должен представиться лицу, отвечающему за безопасность. Он дает ему удостоверение машиниста автокрана, путевой лист и вахтенный журнал.
Ответственное лицо проверяет записи об исправном состоянии крана, имеющиеся в путевом листе и вахтенном журнале. Обращает внимание на трафаретную надпись на кабине крана о сроках частичного и полного технического осмотра.
Потом машинист знакомится с характером работы и условиями их безопасного производства.
Устанавливать стреловые краны непосредственно под воздушной линией электропередач и выполнять так работу запрещено.
Установка крана вблизи ЛЭП идет только на специально подготовленной и утрамбованной площадке. Делать установку на рыхлом основании, наклонной плоскости под углом, превышающим градус в паспорте крана, запрещено.
При необходимости установки крана на выносные опоры, он должен быть установлен на все опоры. Под них подкладываются прочные и устойчивые прокладки, являющие инвентарной принадлежностью установки.
Машинист совместно со стропальщиками обязан проверить исправность стропов, на которых должны быть бирки с указанием номера и даты испытаний. Проверяются на исправность предохранительные замки на крюках.
Лицо, ответственное за безопасность, дает команду машинисту привести кран в рабочее положение. Убедившись, что все стропы одинаковой длины, и ни одна из них не достает до земли, лицо, отвечающее за безопасность, отдает команду на поворот стрелы и начало работ.
Основные причины аварий и травматизма при эксплуатации кранов.
Аварии и несчастные случаи при работе грузоподъемных машин чаще всего возникают на тех участках, где не соблюдаются требования инструкций, регламентов и правил безопасности. Характерными причинами аварий при работе грузоподъемных кранов являются:
- эксплуатация грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
- некачественное изготовление кранов и неудовлетворительный ремонт кранового оборудования;
- неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
- перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза;
- подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
- неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
- угон кранов ветром;
- неисправность приборов и устройств безопасности, стреловых и грузовых канатов;
- эксплуатация кранов отработавших нормативный срок службы;
- отсутствие технического надзора за безопасной эксплуатацией кранов в организациях;
- нарушения требований правил безопасности, проектов производства работ и других нормативных документов при использовании грузоподъемных кранов.
Основными причинами травматизма при производстве работ кранами являются:
- неправильная (ненадежная) строповка груза;
- применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- нарушение схем строповки грузов:
- несоблюдение требований технологических карт и схем складирования грузов;
- нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
- нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
- несоблюдение габаритов складирования грузов;
- допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих;
- нахождение людей в кабине автомашины при ее погрузке или разгрузке;
- нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
- несоблюдение мер безопасности при строповки груза, установки и обслуживании крана вблизи линии электропередачи.
- несоблюдение мер безопасности при выходе на крановые пути.
Примеры аварий грузоподъемных машин и причины их возникновения:
- 1. На строительстве котельной при подъеме фундаментной подушки массой 3 т произошло падение пневмоколесного крана КС-4361 в котлован. При подъеме груза обрушилась бровка котлована.
При расследовании аварии установлено, что кран в нарушение требований проекта производства работ был установлен вблизи откоса котлована, т.е. расстояние от основания откоса до ближайшей опоры составляло 1,5 м вместо 3 м по проекту. Площадка, на которой был установлен кран, имела уклон в сторону котлована 3,5°. Аварии также способствовало то, что крановщик и стропальщик не осмотрели место установки крана и приступили к работе по монтажу фундаментных плит краном с нарушением производственных инструкций.
- На строительстве пятиэтажного дома башенным краном КБ 405.2 производилась работа по перемещению железобетонных изделий. Во время передвижения, по рельсовому пути к месту складирования строительных конструкций кран проехал выключающую линейку, сдвинул тупиковые упоры и в конце кранового пути опрокинулся.
Причинами аварии крана послужили: несрабатывание электрической схемы механизма передвижения крана при наезде ролика концевого выключателя на выключающую линейку; из-за подгорания и замыкания контактов пускателя, о чем свидетельствуют оплавления пластин контактов; установка тупиковых упоров, изготовленных с нарушением инструкции по эксплуатации крана, и недостаточное их закрепление на крановом пути; неисправность крановых путей, т.е. отсыпка основания полотна путей породой без уплотнения; недостаточная засыпка пазухи между торцом кранового пути и цоколем здания, в результате чего произошли проседание и излом балки крановых путей.
- На строительстве жилого дома для производства строительно-монтажных работ использовался башенный кран КБ-309ХЛ. По заданию мастера бригада рабочих занималась монтажом железобетонных изделий на четвертом этаже здания. Крановщику и стропальщику дополнительно было поручено разгружать панели с автомашины по мере их прибытия на строительный объект. К концу смены на строительную площадку прибыло два панелевоза со строительными деталями. Стропальщик в нарушение схем строповки зацепил четырехветвевым стропом две панели типа ИС-5-1 и подал команду на подъем груза. Крановщик включил механизм подъема груза при вылете 18 м и поднял груз на высоту б м, затем включил механизм передвижения крана и начал поворачивать стрелу в сторону кассет для панелей. При повороте стрелы на 90° относительно оси кранового пути рабочие-монтажники увидели, что колеса каретки крана поднялись над рельсом кранового пути. Монтажники предупредили об опасности крановщика, который начал опускать груз, однако уже было поздно. Кран стал падать на стрелу, затем коренная секция башни легла на кассету с панелями. При падении крана произошла деформация поясов коренной секции, двух средних секций стрелы и флюгера. При расследовании аварии установлено, что основной причиной аварии крана явился подъем груза, масса которого (10 т) превысила грузоподъемность крана на 47%, при вылете 18 м. Основными виновниками аварии были стропальщики и крановщик, которые нарушили требования производственных инструкций и схемы строповки груза.
- На площадке для складирования грузов производилась разгрузка автомашины с листовым металлом автомобильным краном КС-4572. Стропальщик произвел сторовку двух пачек металла общей массой 8,5 т и подал команду крановщику на подъем груза (вылет 8 м, грузоподъемность крана 3,5 т). Крановщик поднял груз на 500 мм выше борта автомашины, включил механизм подъема стрелы для уменьшения вылета, а затем — механизм поворота крана. При повороте, когда секция стрелы прошла заднюю левую опору, кран начал наклоняться в сторону груза. В это время крановщик включил механизм поворота крана в противоположную сторону, стараясь исключить крен крана, но кран продолжал падать. Крановщик включил грузовую лебедку, не опуская груза, и выпрыгнул из кабины. Кран упал на оборудование и металлопрокат.
При расследовании аварии установлено, что падение автомобильного крана произошло вследствие подъема груза, масса которого более чем в 2 раза превышала грузоподъемность крана.
5. На строительстве наружных сетей канализации оросительной системы для монтажа железобетонных колец труб водоотвода использовали автомобильный кран КС-2561. Траншея для прокладки труб канализации находилась между забором базы и воздушными линиями электропередачи напряжением 0,4 и 10 кВт, расположенными на опорах в два яруса. Автомобильный кран был установлен у бровки траншеи. Расстояние от грузовых канатов при поднятой стреле до проводов линии электропередачи (ЛЭП) напряжением 10 кВт составило 0,5 м.
К строповке груза были допущены необученные рабочие. Во время строповки железобетонной трубы один из рабочих потянул строп вместе с грузовой подвеской крана в сторону ЛЭП; при этом грузовой канат, соприкоснувшийся с проводами ЛЭП, и кран оказались под напряжением. Рабочие, державшие в руках стропы, были поражены электрическим током. На крики крановщика подошел мастер, который без соблюдения мер предосторожности приблизился к металлоконструкциям крана, и также был поражен током.
При расследовании группового несчастного случая установлено, что строительно-монтажные работы выполнялись без проекта, кран был установлен в охранной зоне ЛЭП без снятия напряжения и оформления наряда-допуска; инструктаж рабочих на участке.
Ответственность.
Есть несколько видов ответственности за такие нарушения. Перечень этих видов следующий:
- уголовная;
- административная;
- дисциплинарная.
В материале публикации подробно рассмотрим, какие санкции влекут за собой факты наступления тех или иных видов ответственности, а также то, как и в каком порядке они применяются в отношении непосредственных нарушителей (должностные, юридические лица, рядовые сотрудники).
Дисциплинарная ответственность
Привлечение к дисциплинарной ответственности – в некотором смысле мера повышения дисциплины, направленная на сотрудников (применяемая к ним); это право руководителя. Также привлекать сотрудников к такому виду ответственности могут отдельные подразделения или лица, наделенные таким правом руководством организации.
Так, любой сотрудник, по тем или иным причинам нарушивший правила и инструкции (в т. ч. должностные), действующие в компании, фирме, касающиеся охраны труда, не исполняющий предписания вышестоящих должностных лиц, которым подчиняется, в обязательном порядке будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
Характерные примеры нарушений: отказ от использования СИЗ или СКЗ, от прохождения очередного периодичного медосмотра и т. п.
Для привлечения к ответственности в таком случае руководитель или службы, ответственны за это лица, назначенные руководителем, должны взять с нарушителя правил охраны труда письменное объяснение. В нем нарушитель обязан полно и четко описать причины халатного поведения (к примеру, причины неиспользования СИЗ и т. п.). После этого потребуется рассмотреть все обстоятельства нарушения и на данном основании принять решение о мере дисциплинарного взыскания.
Какие обязанности возложены на сотрудников
- использовать СИЗ и СКЗ, делать это правильно на основании инструкций и строго по прямому назначению;
- проходить инструктажи, обучаться безопасным приемам ведения трудовой деятельности, навыкам оказания доврачебной помощи;
- как минимум удовлетворительно проходить аттестацию и проверку знаний в области охраны труда (в противном случае потребуется переобучение и переаттестация);
- проходить периодичные медицинские осмотры и т. п.
Если сотрудник игнорирует инструкции и правила
Работодатель или подразделения, службы, лица, назначенные руководителем, в таком случае получают право привлечения сотрудника-нарушителя к дисциплинарной ответственности. Это может быть выговор, замечание, а при условии неоднократных нарушений со стороны работника, особенно в случае, если они привели к тяжким последствиям – увольнение.
Последнее, что понятно, допустимо только тогда, когда работник не исполняет собственные обязанности в области охраны труда намеренно, регулярно, не имея на то веских оснований и очевидных причин.
Важно понимать: даже однократное нарушение требований и инструкций по охране труда может стать причиной непредвиденных и тяжких последствий, аварий. Яркий пример – получение работником отравления при вдыхании вредных веществ (неиспользование респиратора или маски и т. п.).
Кто еще может быть привлечен к ответственности
К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены сотрудники подразделения по охране труда. Основанием может стать невыполнение, некачественное выполнение ими должностных обязанностей.
К примеру, если сотрудник подразделения ОТ вовремя не подготовит или не сдаст отчетную документацию, работодатель может ограничиться замечанием или объявить выговор. Увольнение специалиста по охране труда допустимо лишь при условии, что он уже привлекался к такому виду ответственности в течение календарного года.
Административная ответственность
Еще один вид ответственности за нарушение правил и инструкций охраны труда – административная; «ответчиками» могут быть:
- юридические лица (компании);
- должностные лица.
Пример грубого нарушения – отказ от выдвижения требований в адрес сотрудников о соблюдении правил, невыполнение обязанностей в области охраны труда.
Привлечение к ответственности в данном контексте – область компетенции специалиста трудовой инспекции (инспектора). Инспектор может использовать такие методы административных взысканий/санкций:
- Наложение штрафа.
- Приостановление деятельности юридического лица.
- Вынесение предупреждения в адрес должностного лица.
Полномочия инспектора ГИТ не дают ему прав дисквалификации: решение об этом может быть принято только судебной инстанцией при наличии весомых оснований.
Предписание и постановление инспектора: особенности
- Предписание.
Под предписанием понимается документальное решение инспектора, выдаваемое по факту проведения проверки. В нем не указываются суммы штрафов, а прописываются обязанности работодателя в части проведения необходимых мероприятий, а также сроки, в которые эти мероприятия должны быть проведены.
К примеру, в предписании может быть указано требование проведения специальной оценки условий труда до 1 декабря 2020; требование приостановления деятельности и т. п.
Чтобы оспорить предписание, необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения инспектора.
- Постановление.
Под постановлением понимается документ, формируемый инспектором по результатам рассмотрения дел, касающихся фактов административных правонарушений. В таком документе указывается величина штрафов.
Пример текста постановления приведен далее.
«Привлечь к ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП ООО «ЕВРОПАК» за нарушение периодичности СОУТ и установить штраф 55 тыс. руб. Дополнительно привлечь к ответственности генерального директора Логинова А. С. и сотрудника службы по охране труда Чепурную С. А. и установить штрафы в размере 10 и 5 тыс. руб., соответственно».
Постановление также можно оспорить. Для этого потребуется подать жалобу в вышестоящие инстанции ГИТ, а также в районный суд по месту правонарушения. Последнее – адрес юридического лица (где произошло нарушение, выдвинуто постановление, которое требует обжалования).
Все решения инспекторов, таким образом, могут быть обжалованы и в судебном порядке, и в порядке подчиненности. Исключение – решения главного инспектора ГИТ. Обжаловать их можно только в суде. Есть допущение: согласно ст. 361 ТК возможно обжалование решения государственного инспектора в порядке подчиненности руководителю Роструда.