Профессия машинист катка 4 разряда
Транспортирование и хранение катков
Катки доставляют с объекта на объект, к месту ремонта, технического обслуживания и хранения в соответствии с месячными планами транспортирования машин. | Указанные планы и мероприятия по их реализации разрабатывает лицо, ответственное за транспортирование машин, на основе месячных планов использования машин. В плане должны быть указаны название машины, ее марка (индекс), заводской номер, сроки и расстояние перевозки и вид транспортных средств. О выполнении транспортных работ и их фактической продолжительности делают соответствующие пометки в плане.
Допускается неплановое транспортирование катков для выполнения аварийных работ и замены машин, утративших работоспособность, а также в случае изменения проектов производства работ.
На территории эксплуатационной базы организуют площадку с эстакадой для подготовки машин к транспортированию, погрузки и разгрузки машин с прицепов-тяжеловозов, а также железнодорожных платформ.
Способ транспортирования катков зависит от типа катка и расстояния, на которое требуется его перебазировать. На расстояния свыше 200 км катки перевозят железнодорожным транспортом, до 100…150 км — прицепами-тяжеловозами, до 20 км пневмоколесные и комбинированные катки транспортируют собственным ходом. При небольших расстояниях использовать железнодорожные платформы неэффективно из-за значительных затрат времени на подготовительные работы и погрузочно-разгрузочные операции.
По железной дороге катки перевозят в соответствии с утвержденными Министерством путей сообщения РФ правилами погрузки и крепления машин на железнодорожных платформах. Любой груз, установленный на платформе, должен входить в габарит I-B (рис. 129) Во всех случаях нагрузка на каждую из тележек четырех- или двухосной платформы не должна превышать половины подъемной силы данной платформы (для двухосной платформы допускается разница в нагрузках на оси не более 20 кН, для четырехосной — не более 30 кН).
Рис. 129. Железнодорожный габарит I-B
В инструкции по эксплуатации катков указано необходимое число растяжек, число проволок в каждой растяжке и диаметр проволоки, число гвоздей для крепления досок и брусков.
Размеры самоходных дорожных катков находятся в пределах габарита 1-В. Их перевозят на железнодорожных платформах без разборки основных механизмов. Однако в целях сохранности с катков, не имеющих кабин, снимают тент и фары, укладывают в инструментальный ящик брезент и детали крепления каркаса, а сам каркас и стойки помещают за капот и привязывают их проволокой или шпагатом к другим частям катка. Перед погрузкой на железнодорожную платформу каток тщательно очищают от грязи, сливают топливо из бака, воду из радиатора и жидкость из смачивающего устройства. Аккумулятор отправляют заряженным.
На железнодорожную платформу катки грузят с помощью крана. В раме катка предусмотрены окна для их строповки. Во избежание перемещения катка вдоль платформы по концам уплотняющих рабочих органов (металлических вальцов или пневмоколес) укладывают упорные брусья, которые прибивают к полу платформы гвоздями в шахматном порядке. В брусьях не должно быть трещин. Чтобы не допускать поперечных перемещений катка, вплотную к наружным сторонам рабочих органов прибивают к полу гвоздями брусья. Во избежание опрокидывания каждый каток закрепляют проволочными растяжками, которые располагают вдоль платформы. Во время установки и закрепления катка включают тормоз. На рис. 130 показан пример строповки и крепления катка ДУ-68 на железнодорожной платформе.
По автомобильным дорогам катки транспортируют на прицепах и полуприцепах-тяжеловозах грузоподъемностью до 20 т. Прицеп ставят хвостовой частью к катку, опускают погрузочные трапы и затормаживают все колеса. Каток грузят лебедкой тягача или прицепа. Каток на прицепе устанавливают так, чтобы его продольная ось совпадала с осью прицепа.
Перевозимые на прицепах катки должны быть закреплены, чтобы исключить их перемещение по платформе прицепа в процессе транспортирования. Деревянные брусья сечением 10X20 и длиной 50…100 см устанавливают спереди и сзади рабочих органов катка и крепят болтами к платформе прицепа. Тормоз погруженного катка включают. Габаритная высота прицепа с погруженным на него катком не должна превышать 3,8 M.J
Маршрут следования транспортируемых катков выбирают на основании предварительного обследования труднопроходимых участков пути и согласовывают его с Госавтоинспекцией.
На крутых спусках или подъемах при транспортировании катков на прицепах-тяжеловозах кроме тягача применяют дополнительный автомобиль для торможения поезда на спусках и подталкивания на подъемах. Запрещается транспортировать катки
Рис. 130. Строповка и крепление катка ДУ-58 на железнодорожной
платформе: 1, 3, 7, 8— брусья, 2, 6, 9, 10— растяжки, 4, 5— стропы
на прицепах-тяжеловозах во время гололеда и при других неблагоприятных дорожных условиях.
Перед транспортированием своим ходом катки проходят внеочередное техническое обслуживание, в процессе которого проверяют действие тормозов при включенном двигателе, работу рулевого управления, звукового сигнала и освещения.
В стесненных местах, на узких дорогах, мостах, подъемах свыше 3 ° катки должны перемещаться только на малой скорости. На спусках запрещается отключать двигатель. На пути следования катков не должно быть ям, канав, выбоин, а поперечные уклоны должны не превышать 17…20 °. Косогоры с углом наклона более 10° разрешается проходить только после проверки поперечной устойчивости катка или прицепа-тяжеловоза с грузом. Во избежание поломок механизмов и повреждения рабочей поверхности вальцов запрещается транспортировать катки на буксире к транспортным средствам.
При транспортировании катков собственным ходом и на прицепах-тяжеловозах по улицам городов, населенных пунктов и дорогам следует соблюдать «Правила дорожного движения».
Самоходные дорожные катки применяют сезонно. Поэтому организуют надлежащую их сохранность в зимний период. Если машина не работает, то ее детали, не прошедшие специальную подготовку к хранению, постепенно разрушаются. Металлические детали подвергаются коррозии под влиянием солей, кислот и щелочей, находящихся в атмосферных осадках. В резиновых деталях снижается прочность. Они разрушаются под действием ультрафиолетовых лучей солнца, а также при отрицательной температуре.
При продолжительности нерабочего периода катков от 10 дней до 2 месяцев их ставят на кратковременное хранение, а при большой продолжительности — на долговременное. Катки ставят на хранение в закрытые помещения или как исключение под навес, на площадки с ровным и прочным покрытием, выдерживающим нагрузки о’, катка при его стоянке и передвижении.
Процесс хранения включает в себя подготовку, установку на хранение, техническое обслуживание в процессе хранения, контроль и снятие машин с хранения.
К кратковременному хранению катки подготавливают непосредственно после окончания их использования, а на долговременное— не позднее 10 дней с момента прекращения использования. Катки готовит к хранению специальное звено рабочих с участием машиниста, за которым закреплена машина. Подготовку к кратковременному или долговременному хранению начинают с очистки катков от пыли и грязи, мойки и удаления влаги с поверхности деталей. После этого снимают с катков аккумуляторные батареи, запасные детали, инструменты, принадлежности и другие сборочные единицы и детали, которые хранят отдельно на складе. Перечень таких сборочных единиц и деталей по каждой марке катка в зависимости от вида хранения устанавливают в эксплуатационной документации, поставляемой вместе с катком.
Катки ставят на хранение по маркам с соблюдением интервалов между ними для проведения технического обслуживания и осмотра. Снижают давление в шинах катков ДУ-58 и ДУ-17Г до 0,05…0,10 МПа и устанавливают катки на подставки так, чтобы колеса были приподняты над опорной поверхностью на 8…10 см; ослабляют натяжение клиновых ремней привода вентилятора, генератора, компрессора и вибровозбудителя; разгружают амортизаторы вибровальца.
Неокрашенные металлические поверхности механизмов передач, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные валы, подшипники, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности покрывают антикоррозионным материалом, а места повреждения краски после предварительной подготовки красят.
При хранении катков на открытой площадке для защиты от солнечного воздействия пневматические шины, гидравлические и пневматические системы, приводные ремни и другие резиновые изделия покрывают светозащитным составом — смесью алюминиевой пудры со светлым масляным лаком или бензином в соотношении 1:4. Состав наносят распылителем или кистью.
Перед долговременным хранением корпуса редукторов и коробок передач заполняют консервационными маслами и дают проработать 3…4 мин.
Все отверстия (заливные горловины баков, редукторов, сапунов, выхлопную трубу и воздухоочистители двигателя), через которые атмосферные осадки могут попасть во внутренние полости катка, плотно закрывают крышками, пробками или плотно обвязывают полиэтиленовыми чехлами.
Рычаги и педали механизмов управления устанавливают в положение, исключающее произвольное включение в работу машин и их составных частей;
Сборочные единицы и детали, снятые с машин, размещают на подставках, стеллажах и ящиках соответствующих помещений складов. В складах не допускаются резкие колебания температуры (не должна быть ниже — 5°С).
Сборочные единицы и детали из резины хранят на складе с малой естественной освещенностью и с принудительной или естественной циркуляцией воздуха; клиновые ремни, промытые теплой мыльной водой, просушенные и припудренные тальком,— на вешалках в расправленном состоянии. Покрышки пневматических шин укладывают на стеллажах в вертикальном положении. Через 2…3 мес их поворачивают, изменяя точки опоры. Камеры хранят в поддутом виде, вложенными внутрь покрышек или отдельно от них, в вертикальном положении на стеллажах с полукруглыми кронштейнами. Для предупреждения образования складок на камерах их поворачивают по окружности через 1…2 мес.
В процессе хранения катков выполняют их техническое обслуживание в соответствии с эксплуатационной документацией. Состояние машин при хранении в закрытых помещениях проверяют через каждые 2 мес, при хранении на открытых площадках — ежемесячно, после сильных ветров, дождей, снежных заносов — немедленно. Результаты периодических проверок оформляют актом или делают запись в журнале проверок.
При расконсервации катков с наружных поверхностей снимают защитные чехлы, бумагу, пробки; удаляют консервационный материал салфетками, смоченными в бензине; проверяют уровень масла в сборочных единицах; удаляют весь консервационный материал с поверхности штоков гидроцилиндров. Снятие машин с хранения оформляют актом.