Профессия машинист катка 4 разряда
Трактор Т-150К. Технические характеристики
Тракторы Т-150 и Т-150К унифицированы на 65% (рис. 1): двигатель, некоторые узлы силовой передачи, навесная система, кабина, обшивка, капот, электрооборудование имеют одинаковую конструкцию. Базовой моделью является трактор Т-150.
Отличительная особенность трактора Т-150 — разделение потока мощности за коробкой передач и наличие двух центральных передач в заднем мосту, функцию механизма поворота осуществляет коробка передач.
Коробка передач и муфта сцепления, смонтированные в отдельных корпусах, жестко соединенных между собой, образуют с двигателем единый силовой блок.
Трактор Т-150К (колесная формула 4×4) — модификация базовой модели. Мощный двигатель, пневматические шины низкого давления и коробка передач с диапазоном скоростей от 1,8 до 30 км/ч позволяют выполнять основные сельскохозяйственные работы на повышенных скоростях и транспортировку грузов с прицепами и полуприцепами даже в условиях бездорожья.
Для облегчения условий труда водителя запуск двигателя обоих тракторов осуществляется карбюраторным пусковым двигателем.
Кабина цельнометаллическая с термо- и шумоизоляцией, обогревом и вентиляцией, с мягким подрессоренным сиденьем и хорошей обзорностью.
В связи с многообразием и спецификой выполняемых работ тракторы выпускаются с различной комплектацией.
Гусеничные тракторы:
T-150C1 оборудован гидравлической навесной системой, прицепной скобой и упряжной серьгой, независимым валом отбора мощности (ВОМ) и предпусковым подогревателем;
Т-150С2 оборудован так же, как и Т-150СЙ, но без заднего навесного устройства и предпускового подогревателя.
Колесные тракторы:
T-150KC1 оборудован гидравлической навесной системой, прицепной скобой и упряжной серьгой, независимым ВОМ, гидрофицированным крюком и предпусковым подогревателем;
Т-150КС2 отличается от комплектации C1 отсутствием заднего навесного устройства, силового цилиндра со шлангами, ВОМ,‘гидрокрюка и предпускового подогревателя;
Т-150КС3 отличается от комплектации C1 отсутствием прицепной скобы с упряжной серьгой, ВОМ и предпускового подогревателя.
Сельскому хозяйству тракторы поставляются в комплектации Т-150С, и T-150KC.
Перед тем, как приступить к работе на новом тракторе, необходимо внимательно ознакомиться с заводской инструкцией по его эксплуатации.
К работе на тракторе Т-150К и его обслуживанию допускаются только лица, окончившие специальные курсы по изучению конструкции и особенностей эксплуатации этого трактора и получившие удостоверение на право работы на нем.
Для предупреждения преждевременных износов деталей и появления отказов эксплуатационного характера необходимо строго выполнять следующие основные требования.
1. Перед пуском двигателя необходимо убедиться в наличии масла в его картере и воды в системе охлаждения двигателя.
2. Не пускать трактор в работу под нагрузкой при недостаточно прогретом двигателе. Температура воды и масла должна находиться в пределах 80—95° С. Категорически запрещается длительная работа двигателя при температуре воды ниже 80 °С.
3. Недопустимо начинать эксплуатацию нового трактора, не обкатав его. Обкатка должна быть проведена в строгом соответствии с указаниями, приведенными в разделе «Обкатка трактора».
4. Применять топливо и масло только тех марок, которые указаны в инструкции по эксплуатации.
5. В холодное время года при длительной остановке необходимо слить воду из системы охлаждения через сливной краник радиатора и сливные краники с двух сторон двигателя.
6. Запрещается работать на тракторе, если при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя давление масла в системе смазки двигателя ниже 2 кгс/см2 и в коробке передач ниже 9 кгс/смг. Давление в пневмосистеме привода тормозов должно быть не ниже 4,5 кгс/см2.
7. Соблюдать порядок и сроки выполнения технических уходов за трактором и двигателем.
8. Строго соблюдать правила техники безопасности при работе на тракторе. Транспортные работы должны выполняться только при установке колес на максимально широкую колею. Работа на тракторе с неисправными рулевым управлением и тормозной системой недопустима.
Запрещается работа с прицепами любого назначения, не оборудованными тормозной системой, управляемой из кабины трактора.
9. Запрещается работа на передачах замедленного ряда с силой тяги на крюке, превышающей 4000 кгс.
10. Во избежание преждевременного износа шин нельзя включать передний мост трактора при холостых пробегах или движении с малой нагрузкой по сухим дорогам с твердым покрытием.
11. При необходимости перемещения трактора на буксире строго соблюдайте правила, изложенные в разделе «буксировка трактора». Категорически запрещается буксирование трактора со скоростью более 15 км/ч.
Органы управления трактором, контрольные приборы и сигнализация размещены в кабине, перед сиденьем тракториста.
1 — блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;
2 — контрольная лампа. Загорается зеленым светом при включении включателя массы. Когда начинает работать генератор, свет лампы становится более слабым;
3 — включатель «массы». При нажатии на центральную кнопку «минус» аккумуляторной батареи подключается на «массу» трактора, при нажатии на нижнюю кнопку — отключается;
4 — указатель давления масла в гидравлической системе управления коробкой передач. Действует только при работающем двигателе. Нормальная величина давления 9—10 кгс/см2;
5 — головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируют скорость стеклоочистителя;
6 — контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зеленым светом при включении указателей поворота;
7 — переключатель указателей поворота. При переводе рукоятки влево включаются указатели левого поворота, при переводе вправо — правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку 7 в нейтральное положение;
8 — манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в воздушных баллонах, нижней шкалы — давление воздуха в тормозных камерах;
9 — переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе рукоятки вверх включается вентилятор-пылеотдели-тель;
10 и 11 — включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12 — тахоспидометр. Показывает скорость трактора (км/ч) на четырех . концентрических шкалах, рагмещенных в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и частоту вращения двигателя в минуту на шкале, размещенной в нижней части ярибора. Установленный на приборе счетчик отсчитывает моточасы работы двигателя;
13 — включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
14 —- кнопка выключения зажигания пускового двигателя. Зажигание выключается нажатием на кнопку;
15— указатель давления масла в системе смазки двигателя. Действует во время работы двигателя. Диапазон шкалы 0—6 кгс/см2. Нормальное давление в двигателе 2—4 кгс/см2;
16 — амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. При включении включателя «массы» показывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Нормальная температура в системе 80—95 °С;
18 — рукоятка центрального переключения света. Переключатель может быть поставлен в одно из трех фиксированных положений;
О — рукоятка вдвинута до отказа, освещение выключено;
/ — рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари или ближний свет передних фар в зависимости от положения ножного переключателя света;
II — рукоятка полностью вытянута, включен дальний или ближний свет передних фар в зависимости от положения ножного переключателя света.
При установке рукоятки в положение I или II включается также освещение приборных щитков и задние габаритные фонари. При вращении рукоятки изменяется яркость освещения приборов;
19 — рулевое колесо;
20 — кнопка звукового сигнала;
21 — рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя. При перемещении рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
22 —рычаг переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменыпителя. Схема положений рычага показана на рисунке 204;
23 — кнопка проверки состояния контрольной лампы аварийной температуры охлаждающей жидкости;
24 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя 98—104 °С;
25 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается красным светом при уменьшении давления масла до 1,9—1,3 кгс/см2;
26 — рычаг переключения передач;
27 — цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя. При перемещении цепочки трактористом на себя шторка закрывает соты радиатора. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
28 — цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;
29 — рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение II) замыкается муфта редуктора. В нейтральном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а приводная шестерня либо включена, либо выключена;
30 — рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;
31 — рычаг торможения прицепа;
32 — рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства. Схема положений рычагов показана на таблице, прикрепленной на задней панели кабины;
33 — педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 21; 34 — педаль управления тормозным краном;
35 — педаль управления муфтой сцепления;
36 — ножной переключатель света предназначен для переключения передних фар с дальнего света на ближний или, наоборот, при установке рукоятки переключателя в положение II и ближнего света передних фар или передних габаритных фонарей в положение /;
37 — рычаг включения привода переднего моста. Мост включается при перемещении рычага вперед;
38 — рычаг центрального (стояночного) тормоза;
39 — рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. Муфта включается при перемещении рычага вверх;
40 — рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода от колес трактора насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления. Схема положений рычага показана на рисунке 207;
41 — рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается.
1 — рукоятка ручной прокачки топливной системы;
2 — рукоятка краника слива отстоя из топливного фильтра;
3 — рукоятка краника слива топлива при прокачке топливной системы;
4 — рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из правого блока цилиндра (отсутствует, если установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-300);
5 — кнопка утолителя карбюратора пускового двигателя;
6 — краник слива конденсата из картера пускового двигателя;
7 — декомпрессионный краник пускового двигателя;
8 — рукоятка дублирующего запуска пускового двигателя;
9 — рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из левого блока цилиндров;
10 — щуп для проверки уровня масла в картере двигателя.
Кабина трактора Т-150
На тракторе установлена двухместная цельнометаллическая герметизированная кабина.
Пол и крыша кабины покрыты слоем термо- и шумоизоляционной мастики толщиной 2—3 мм. На слой мастики в этих местах наклеен шумоизоляционный картон. На передней наружной стенке кабины со стороны потоков теплого воздуха от двигателя на мастике уложены два слоя асбестовой ткани.
С внутренней стороны крыши на специальных отогнутых планках закреплен экран из водонепроницаемого картона.
На тракторах без воздухоохладителя установлены передние боковые открывающиеся на петлях окна.
На специальных петлях, связанных с каркасом, навешены правая и левая двери.
Между панелями входит рамка со стеклом и механизмом стеклоподъемника. С внутренней стороны двери крепится ручка стеклоподъемника, замок, ограничитель открывания, а также поручень.
Стекло двери по мере необходимости может быть поднято вверх до захода в уплотнение, опущено вниз или зафиксировано в любом промежуточном положении с помощью фиксатора ручки стеклоподъемника.
При работе с включенным воздухоохладителем опускать стекло не рекомендуется.
Сзади кабины на резиновых прокладках установлен топливный бак, который снизу поджат клиновой постелью, а вверху притянут неподвижно к кабине двумя стальными лентами.
Кабина вместе с топливным баком установлена на четырех резиновых опорах.
После установки кабины и затяжки болтов передних и задних опор между буфером и коническим отверстием втулки должен оставаться зазор до 1 мм.
Сиденья. В кабине трактора предусмотрена возможность установки как двух подрессоренных сидений, так и одного подрессоренного, другого— жесткого. На тракторе, не оборудованном воздухоохладителем, установлены два сиденья, регулируемые по росту и массе водителя, подрессоренные, с подвеской параллелограммного типа и гидравлическим амортизатором. На тракторе с воздухоохладителем сиденье пассажира—жесткое; под ним расположен бачок для воды (возможность второго подрессоренного сиденья предусмотрена).
Мягкие подушки и спинки сиденья уложены на штампованную панель (рис. 183). На сиденьях тракторов более позднего выпуска чашка спинки отделена и благодаря перестановке по специальным вырезам может быть установлена под различным наклоном.
Конструкция сиденья позволяет регулировать его положение по массе водителя и по росту (высота и длина положения подушек). Регулировка производится следующим образом.
1. По массе водителя (от 60 до 120 кг) —вращением регулировочного винта.
На боковой поверхности вилки четырехзвен-ника нанесены метки, указывающие положение задней шайбы, соответствующее массе водителя.
После регулировки необходимо немного отвернуть винт, чтобы углы задней шайбы не упирались в вилку, иначе при движении может появиться скрип.
2. По высоте (±40 мм) — вращением резьбовой втулки 2, расположенной под головкой винта. При завинчивании
втулки высота сиденья в статическом положении уменьшается, при вывинчивании втулки высота сиденья увеличивается.
3. По длине (±75 мм) положение сиденья регулируют следующим образом, отпускают с двух сторон гайки-барашки крепления панели, передвигают панель вперед или назад по направляющим 4 на нужное расстояние и вновь затягивают гайки-барашки. При установке сиденья в заднее положение зазор от стенки кабины должен быть не менее 15 мм (по верхней кромке спинки). Наклон спинки сиденья регулируется независимо от положения его по длине.
4. Динамический ход (±60 мм) регулируют при сборке сиденья путем установки на расстоянии 108±1 мм от конца винта специальной шайбы, являющейся ограничителем динамического хода сиденья вниз. При всех регулировках динамический ход сиденья сохраняется. Все регулировки выполняют на свободном сиденье.
Панель и основание сиденья связаны между собой гидроамортизатором, гасящим низкочастотные колебания при входе сиденья в резонанс раскачки. В нижней части амортизатор установлен на двух упругих резиновых клинчатых вставках. Вверху шток амортизатора опирается на фигурную скобу, шарнирно закрепленную на осях, установленных в отверстии верхнего звена параллелограмма.
Рис. 2. Замок: 1 — корпус замка; 2— крышка замка; 3 — шток; 4 — планка штока; 5 — пружина оттяжная; 6—внутренняя ручка замка; 7 — кулачок; 8 —наружная ручка; 9 — стопорная скоба; 10 — пружина штока; 11—пружинный шплинт; 12 — пружина внутренней ручки.
УС-4451007 двухстороннего действия состоит из резервуара и концентрично расположенного в нем цилиндра, заполненного амортизационной жидкостью, по которому перемещается поршень, закрепленный на штоке.
В некоторых случаях, например, при работе трактора на вспашке поперек борозд, шарнирный четырехзвенник сиденья целесообразно заблокировать путем полной затяжки пружины до упора. На сиденьях последнего выпуска для этой цели устанавливается подвижная скоба, закрепленная на нижнем кронштейне, которую можно ввести в зацепление с пальцем на верхней опоре и затянуть гайкой-барашком.
Рис. 4. Сиденье водителя: 1 — регулировочный винт; 2— втулка; 3 — гайка-барашек; 4 — направляющая; 5—панель; 6—пружина; 7 — специальная шайба; 8 — резиновый упор.
Рис. 5. Вентиляция кабины: 1 — колпак; 2—патрубок направляющий; 3 — щиток; 4 — регулировочная шайба; 5 — регулировочная прокладка; А — расстояние между кромкой пояска крыльчатки и торцом перегородки корпуса вентилятора; Б—зазор между верхним люком крыльчатки и корпусом вентилятора.
Вентиляция кабины. На тракторах без воздухоохладителя вентиляция осуществляется как через окна дверей, так и через открывающиеся передние (боковые) окна. Стекла дверей и рамка переднего окна могут быть зафиксированы в любом промежуточном положении.
Кроме естественной вентиляции, предусмотрена вентиляция приточная от вентилятора-пылеотделителя, установленного на крыше кабины.
Воздух, забираемый вентилятором из атмосферы через отверстие под колпаком, подвергается центробежной очистке от пыли и по специальному патрубку подается в кабину. Пыль выбрасывается через выходное отверстие, расположенное на нижнем корпусе вентилятора.
Направление потока воздуха, подаваемого в кабину, регулируют щитком, расположенным под крышей кабины.
Включатель вентилятора установлен на щитке приборов.
Обогрев кабины. Кабина обогревается теплым воздухом от водяного радиатора, подаваемого вентилятором двигателя через заборник по металлическому рукаву.
При выходе в кабину теплый воздух направляется по патрубкам со щелями на обдув лобовых стекол и в кабину по выходному патрубку. Патрубки для обдува стекол расположены вдоль нижних кромок передних окон, а выходной патрубок — под щитком приборов.
На выходном патрубке под щитком приборов установлена заслонка с рукояткой, поворотом которой можно весь поступающий теплый воздух направить на обдув стекол.
Заслонкой во входном патрубке под капотом можно полностью перекрыть подачу теплого воздуха в кабину. При открытом положении рукоятка заслонки располагается вдоль оси патрубка, при закрытом — поперек.
С помощью установленного в кабине обдувающего вентилятора можно изменить направление потоков теплого воздуха, направить струю и на обдув задних стекол кабины.
Рекомендуемая температура в кабине зимой 5—10 °С тепла.
На летний период во избежание дополнительных притоков тепла необходимо снимать с трактора заборник с металлическим рукавом и перекрывать входное отверстие заслонкой, установленной на патрубке передней стенки кабины со стороны капота.
Оборудование кабины. Для улучшения работы тракториста кабина оборудована дополнительными устройствами.
Кроме передних стеклоочистителей с пневматическим приводом, установлен механический стеклоочиститель заднего окна.
Окно сзади ограждено защитной панцирной сеткой, что создает безопасность работы при погрузочно-разгрузочных операциях и т. д. На перемычке переднего окна внутри кабины установлено зеркало.
При выполнении транспортных работ зеркало может быть перенесено наружу и закреплено на специальном держателе с левой стороны кабины.
Над левым передним окном шарнирно закреплен противосолнечный козырек, который можно установить в любое удобное положение. У входа в кабину закреплен пружинными скобами трехлитровый термос для питьевой воды.
В левом заднем углу кабины у спинки сиденья размещен футляр санитарной аптечки.
Пол кабины покрыт резиновыми ковриками. В кабине предусмотрены: инструментальный ящик и пенал ЗИПа электрооборудования; место для огнетушителя и место для обдувающего вентилятора.
Обшивка и капот предохраняют двигатель и основные механизмы трактора от попадания на них пыли, воды и грязи. Для удобства обслуживания двигателя и других агрегатов, расположенных в моторном отсеке, применены быстросъемные передние сетки ограждения радиатора и надставки брызговиков, открывающиеся боковины на петлях и лючок для заливки воды в радиатор и др.
Непосредственно перед кабиной установлена рамка капота, на которой закреплены щитки, перекрывающие поток горячего воздуха и его доступ к передней стенке кабины.
На ограждение радиатора и рамку капота накладываются боковые брызговики.
Задние и передние колеса трактора сверху и сзади прикрыты крыльями. Передние крылья крепятся по контуру нижнего переднего скоса кабины; задние — на усилителях к. задней секции рамы. С внутренней стороны задних крыльев к ним примыкают инструментальные ящики; к передним крыльям — подножки.
На ограждение радиатора накладывается (на резиновых упорах) крыша капота, опирающаяся сзади на рамку.
Приборы и коммутационная аппаратура трактора Т-150
Амперметр. Амперметр АП-200 служит для контроля режима зарядки аккумуляторной батареи. С помощью амперметра можно также обнаружить отдельные неисправности в электрической цепи (короткое замыкание, обрыв и т. д.).
Указатель температуры охлаждающей жидкости состоит из датчика ТМ-Ши указателя УК-133.
Сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости служит для включения сигнальной лампы на приборной панели при увеличении температуры охлаждающей жидкости выше допустимого предела. Сигнализатор состоит из датчика ТМ-103 и контрольной лампы. Датчик ввернут в патрубок водяной трубы правого ряда цилиндров двигателя.
При температуре 98—104° С контакты замыкаются и сигнальная лампа загорается.
Указатели давления масла в системе смазки двигателя и в гидравлической системе коробки передач. Для контроля давления масла в системе смазки двигателя служит манометр МД-219, а для указания давления масла в гидравлической системе коробки передач — манометр МД-225. Манометры одинаковы по конструкции и отличаются жесткостью мембраны, что обеспечивает для манометра МД-219 предел измерений до 6 кгс/см2, а для манометра МД-225—16 кгс/см2.
Сигнализатор аварийного давления масла, состоящий из датчика ММ-106 и сигнальной лампы, служит для включения сигнальной лампы на приборной панели при снижении давления масла в системе смазки двигателя ниже допустимого. Датчик через переходный штуцер ввернут в канал системы смазки блока двигателя. При неработающем двигателе или при пониженном давлении диафрагма находится в исходном положении, контакты датчика замкнуты и сигнальная лампа включена.
Манометр давления воздуха в пневматической системе. Для контроля давления воздуха в пневматической системе трактора предназначен двухстрелочный манометр МД-213. Нижняя стрелка манометра показывает давление воздуха, подводимого к тормозным камерам трактора, а верхняя — давление в пневматической системе.
Тахоспидометр. Для измерения скорости движения трактора, числа оборотов коленчатого вала двигателя и количества моточасов отработанных двигателем, служит тахоспидомето ТХ-123. Привод к тахоспи-дометру осуществляется от распределительного вала двигателя, поэтому каждая транспортная скорость трактора имеет свою шкалу, указывающую скорости движения трактора на V, VI, VII и VIII передачах.
Гибкий вал ГВН20-ГА тахомотосчетчика полуразборной конструкции состоит из оболочки с хлорвиниловой трубкой и троса.
Внутрь оболочки заложена смазка. Добавлять или менять смазку следует только в случае появления стука гибкого вала. Для замены смазки необходимо снять гибкий вал, вынуть трос из оболочки, промыть оболочку и трос в дизельном топливе или бензине и высушить. Смазать трос консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 (или смазкой № 158), вставить трос в оболочку и установить гибкий вал на трактор.
Включатель «массы» ВК318-Б служит для отключения батареи от «массы» при длительных стоянках и при выполнении ремонта электрооборудования на тракторе.
При включении выключателя «массы» загорается контрольная лампа с линзой зеленого цвета, расположенная на панели рядом с включателем «массы».
Включатель тягового реле стартера ВК-316Б служит для включения стартера при запуске двигателя. Включение осуществляется поворотом ключа включателя.
Включатель имеет четыре неподвижных контакта, из которых используются два.
Включатель магнето. Двухклеммный кнопочный включатель ВК-322 предназначен для выключения зажигания пускового двигателя.
Включатель блокировки запуска двигателя. Для исключения, возможности запуска пускового двигателя при включенных рядах коробки передач в электрическую цепь зажигания пускового двигателя установлен двухклеммный выключатель ВК-403. Выключатель ввернут в резьбовое отверстие крышки отсека ходоуменьшителя КПП и включается при перемещении рычага управления раздаточной коробки из нейтрального положения.
Центральный переключатель света П38 ползункового типа с кнопочным управлением служит для включения передних фар и ламп подсветки приборов.
Кнопка центрального переключателя света устанавливается в следующих трех фиксированных положениях: – положение 0 (ручка утоплена до отказа) —передние фары, передние и задние габаритные фонари и лампы подсветки выключены; – положение I (ручка выдвинута наполовину) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света включаются передние габаритные фонари или ближний свет фар; – положение II (ручка выдвинута полностью) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света — дальний свет фар.
Яркость ламп подсветки приборов регулируется поворотом кнопки переключателя. При повороте кнопки по часовой стрелке сопротивление реостата постепенно выводится из цепи, сила тока возрастает и накал ламп увеличивается. При повороте кнопки против часовой стрелки накал уменьшается, и при доведении шипа до упора цепь ламп подсветки выключается и лампы гаснут.
Включатель контроля исправности ламп аварийного состояния ВК-314 предназначен для контроля исправности ламп сигнализации аварийного состояния систем смазки и охлаждения двигателя как при работающем, так и при неработающем двигателе.
При нажатии на кнопку цепь датчиков аварийной сигнализации замыкается на «массу» и лампы фонарей загораются.
Включатели задних фар и плафона кабины. Для включения и выключения задних фар и для включения и выключения плафона кабины служат два включателя ВК-57.
Переключатели сигналов поворота и вентиляторов кабины. Для включения и выключения передних и задних фонарей сигнализаторов поворота, а также для включения и выключения обдувающего вентилятора и вентилятора-пылеотделителя на тракторе установлены два переключателя П-57.
В обоих крайних положениях рукоятки переключателя подвижный контакт замыкается с неподвижным и один из вентиляторов (или фонари— указатели поворота одного борта) включаются. При необходимости выключить вентилятор (или фонари—указатели поворота) рукоятку переключателя необходимо установить в среднее (нейтральное) положение.
Ножной переключатель света П53-Б предназначен для переключения света фар с ближнего света на дальний. Для переключения необходимо нажать носком ноги на плунжер.
Электромагнитный прерыватель указателей поворота РС-410В предназначен для получения прерывистого светового сигнала в задних и передних наружных фонарях при поворотах трактора. Прерыватель через два резиновых амортизатора закреплен на коммутационном щитке.
Включатель стоп-сигнала служит для включения ламп задних фонарей при торможении трактора. Включатель установлен в нижней части крышки секции трактора тормозного крана.
Фары. Для освещения пути во время движения трактор оборудован двумя передними ФГ12-Б1 и двумя задними ФГ-304 фарами.
Передние фары установлены На кронштейнах, закрепленных на облицовке радиатора, а задние — на кронштейнах, закрепленных на задней стенке кабины.
При замене ламп в фарах не допускать попадания пыли и грязи внутрь оптического элемента. Поврежденные рассеиватели немедленно заменять после обнаружения трещин или разрушений. Очистка зеркала отражателя фар допускается только при их сильном загрязнении. Сушить отражатель при комнатной температуре, установив его зеркалом вниз.
Для нормального освещения пути при движении трактора регулировать фары в следующем порядке.
1. Установить трактор на ровной площадке перпендикулярно экрану, расположенному на расстоянии 8 м от стекол передних фар.
2. Убедиться, что в фарах одновременно загораются нити ближнего или дальнего света.
3. Включить дальний свет, одну из фар закрыть светонепроницаемым материалом. Установить фару так, чтобы оси симметрии светового пятна совпали с осями, размеченными на экране.
4. Аналогично отрегулируйте вторую фару, обеспечив расположение на одной высоте центров световых пятен обеих фар.
После регулировки обе фары должны дать общее яркое пятно, растянутое по горизонтали. Середина пятна должна лежать в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось трактора.
Фонари. Фонари задние типа ФП209 (правый) и ФП209-Б (левый) и фонари передние типа ПФ-204 (правый) и ПФ204-Б (левый) предназначены для сигнализации при поворотах или маневрировании и обозначения размеров трактора. Кроме этого, задние фонари служат также для сигнализации при торможении. По конструктивному исполнению передние и задние фонари одинаковы и отличаются цветом рассеива-телей. Рассеиватели передних фонарей оранжевого и белого цвета, задних фонарей — оранжевого и красного цвета.
Передние фонари установлены горизонтально на передних крыльях трактора оранжевыми рассеивателями наружу. Задние фонари установлены на задней панели кабины оранжевыми рассеивателями вниз. Фонари закреплены двумя болтами каждый и уплотнены
резиновыми прокладками, установленными между корпусом фонаря и панелью крыла или кабины.
Однонитевые лампы типа А12-21 передних и задних фонарей защищены рассеивателями оранжевого цвета, а двухнитевые лампы типа А12-21+6 передних фонарей защищены рассеивателями белого цвета, задних фонарей — красного цвета.
Лампа установлена в корпусе фонаря и удерживается в нем пружинным контактом пластмассовой панели. Контактная панель прикреплена к корпусу двумя винтами и имеет два контактных винта и маркировку: «4св.» и «32св.».
Для замены перегоревшей лампы необходимо отвернуть три винта и снять рассеиватели.
Фонарь номерного знака ФП-200 служит для освещения номерного знака и крепится к кронштейну номерного знака при помощи двух болтов.
Плафон ПК-201-А служит для внутреннего освещения кабины трактора. Он крепится к кронштейну на крыше кабины двумя винтами, проходящими через отверстия в основании плафона.
Блоки предохранителей. Для защиты участков цепи и источников тока от коротких замыканий служит блок предохранителей с тремя плавными вставками, рассчитанными на определенный ток.
Плавкая вставка № 1 на 20 А защищает цепи вентилятора кабины, обдувного вентилятора, электролампы фонарей «стоп» и фары прицепных машин.
Плавкая вставка №2 на 10 А защищает цепи питания задних фар, плафона кабины и сигнализацию поворота.
Плавкая вставка №3 на 20 А защищает цепи питания передних фар, контрольно-измерительных приборов, ламп контрольных фонарей и ламп подсветки шкал приборов и габаритных фонарей.
Для защиты электрической цепи при работе от аккумуляторной батареи, а также для защиты электрооборудования воздухоохладителя служит блок предохранителей ПР-109, имеющий две плавкие вставки на 60 А.
Реле-регулятор трактора Т-150
Реле-регулятор РР-385Б контактно-транзисторного типа, служит для автоматического поддержания в заданных пределах напряжения генератора, что обеспечивает нормальный зарядный режим аккумуляторной батареи и нормальную работу потребителей. Реле-регулятор установлен на передней стенке в кабине трактора.
Уход за реле-регулятором.
1. Ежедневно проверять надежность присоединения проводов к клеммам реле-регулятора.
2. Содержать реле-регулятор в чистоте, так как попадание грязи между контактами регулятора напряжений может вывести из строя реле-регулятор.
3. При систематическом недозаряде аккумуляторной батареи или выкипании электролита проверить величину регулируемого напряжения вольтметром класса точности не ниже 1.
Проверку производить в следующем порядке:
а) при отключенном включателе «массы» осторожно снять крышку реле-регулятора. Уплотнительную прокладку не снимать;
б) подсоединить «+» вольтметра к клемме «В» реле-регулятора, а «—» вольтметра соединить с «массой». Аккумуляторная батарея при этом должна быть подключена и иметь заряд не ниже 75%. номинальной емкости;
в) запустить двигатель и довести его обороты до номинальных. После 10—20 мин работы двигателя включить все фары. Показания вольтметра при этом должны быть: летом 13,2—14,3 В; зимой 14,0— 15,5 В (для реле-регулятора РР362-Б летом 13,2—14,0 В и зимой — 14,0—15,2 В);
г) при нарушении указанных пределов провести подрегулировку, изменяя натяжение пружины регулятора напряжения, подгибая хвостовик крючка ее крепления. Для повышения величины напряжения крючок подогнуть, а для понижения — отогнуть до положения, пока вольтметр покажет требуемую величину. Подгибка производится специальной регулировочной вилкой. При подгибке не допускать случайного касания корпуса вилкой или плоскогубцами, так как это приведет к короткому замыканию и выводу реле-регулятора из строя. При регулировке не отвинчивать винты крепления контактной группы реле напряжения и реле защиты;
д) остановить двигатель, выключить включатель «массы» и установить крышку на место, закрепив ее винтами.
4. Через каждые 960 ч работы трактора (Т. О. № 3) в мастерской на специальном стенде проверить вольтметром регулируемое напряжение реле-регулятора в комплекте с генератором и аккумуляторной батареей, заряженной не менее 75% номинальной емкости. При этом нагрузка, замеренная амперметром, должна быть 40 А и частота вращения ротора генератора 4500 об/мин (для РР362-Б нагрузка 10 А и частота вращения ротора генератора Г304-Б1 3600 об/мин). При токе в цепи обмотки возбуждения генератора больше 4,5 А реле защиты должно срабатывать, что определяется по щелчку в момент замыкания контактов.
5. При сезонных технических обслуживаниях с помощью установки винта посезонной регулировки в положение, соответствующее времени года, изменять величину регулируемого напряжения реле-регулятора.
Если при летней эксплуатации в положение винта «Л» систематически наблюдается недозаряд аккумуляторной батареи (низкая плотность электролита, затруднен запуск двигателя), повысить уровень регулируемого напряжения установкой винта посезонной регулировки в положение «3».
Рис. 2. Схема соединения генератора и реле-регулятора для проверки регулируемого напряжения: BKi и ВК2 — включатели; Rh — нагрузочный реостат.
Если при зимней эксплуатации в положении винта «3» наблюдается систематический перезаряд аккумуляторной батареи (интенсивное выкипание и снижение уровня электролита в батарее), для снижения уровня регулируемого напряжения установить винт в положение «Л».
Контакты регулятора напряжения в процессе эксплуатации не требуют зачистки, так как ток управления транзистором не превышает 0,5 А и контакты не изнашиваются и не подгорают.
Cмазка трактора Т-150
Долговечность и работоспособность основных узлов трактора в большой мере зависят от качества и чистоты используемых смазочных материалов. Поэтому механизмы трактора можно смазывать только рекомендуемыми марками смазочных материалов, руководствуясь инструкциями по эксплуатации и схемами смазки, соблюдая установленную периодичность.
Применение заменителей допускается только в крайнем случае и несистематически. Смазочные материалы должны храниться в чистой таре, обеспечивающей защиту от попадания посторонних примесей.
Перед смазкой необходимо протирать от пыли масленки и места у заправочных отверстий.
Перед замером уровня масла в механизмах трактора его нужно установить на горизонтальной площадке.
Смазка основного двигателя. Масло заливается в картер двигателя через заливную горловину, расположенную на крышке левой головки цилиндров.
Уровень масла должен доходить до верхней метки маслоизмеритель-ного щупа. Проверяется он не раньше чем через 5 мин после остановки двигателя. Для замера уровня надо вынуть маслоизмерительный щуп, вытереть его обтирочным материалом и снова вставить до упора, затем опять вынуть и определить уровень по отрезку щупа, смоченному маслом. Масло в картере двигателя заменяют через 240 ч работы.
Масло необходимо сливать сразу же после остановки двигателя, когда все примеси находятся в масле во взвешенном состоянии и еще не успели осесть на стенках. Для слива масла следует вывинтить сливную пробку на нижней крышке картера.
При замене масла необходимо очистить ротор центрифуги и промыть фильтр турбокомпрессора.
Смазка редуктора пускового двигателя. Уровень масла в редукторе пускового двигателя проверяется через 240 ч, а в полости привода редуктора— через 480 ч работы основного двигателя (отворачивается контрольная пробка на корпусе редукторов). Доливается масло через отверстия соответствующих заливных пробок.
Замена масла в редукторе производится через 960 ч работы основного двигателя. Отработанное масло сливается через отверстие, расположенное в нижней части корпуса насоса предпусковой прокачки масла.
Смазка подшипников вала и механизма выключения муфты сцепления. Подшипник вала и выжимной подшипник муфты сцепления смазываются через 240 ч работы двигателя. Для проведения смазки необходимо снять крышки люков на корпусе муфты и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10—12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 6—8 нагнетаний в полость подшипника вала муфты сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей муфты сцепления.
Смазка коробки передач. Гидравлическая система коробки передач заправляется при помощи нагнетателя через заправочный фильтр, закрепленный на правой стойке водяного радиатора двигателя.
Доливать и проверять уровень масла в коробке передач можно только при остановленном двигателе. Уровень масла устанавливается и контролируется в ходе эксплуатации трактора по смотровому окну на корпусе раздаточной коробки.
Масло в гидросистеме коробок передач следует заменять через 960 моточасов работы. Масло необходимо слить из системы через сливные пробки корпуса раздаточной коробки. Сливать масло нужно сразу же после остановки трактора, пока оно не успело остыть. После слива масла снять и промыть масляные фильтры, руководствуясь таблицей смазки. Очистить и промыть пробки.
После установки всех узлов и деталей на место следует заполнить систему чистым маслом, запустить двигатель, дать ему поработать 4— 5 мин, последовательно переключая передачи без движения трактора, после чего установить уровень масла, как указано выше.
Смазка карданных передач. Игольчатые подшипники карданных шарниров необходимо смазывать через 480 ч работы (смазкой № 158) с помощью шприца, предварительно очистив масленки от грязи. Смазку нагнетать до появления ее из контрольного клапана.
Шлицевые соединения карданов смазываются после 240 ч работы через масленки на фланцах.
Смазка ведущих мостов и колесных редукторов. Уровень масла контролируется через 240 ч работы двигателя. В ведущих мостах уровень масла должен быть не ниже 10 мм от нижней кромки центрального отверстия крышек колесных редукторов. В случаях необходимости масло доливают с помощью нагнетателя. Контроль уровня масла должен проводиться не ранее чем через 20 мин после остановки трактора.
Масло в мостах и колесных редукторах следует заменять через 960 ч работы в конце рабочей смены, когда оно нагрето и легко сливается. Из мостов масло сливают через сливные пробки (контрольные пробки при этом должны быть вывернуты). Для отворачивания и заворачивания сливных пробок с внутренним квадратом прилагается специальный ключ.
Из колесных редукторов масло сливается через сливные пробки, для чего редукторы надо повернуть так, чтобы сливные пробки располагались внизу. После слива масла завернуть сливные пробки и залить в мосты и колесные редукторы вместо масла дизельное топливо. В мосты топливо заливается через центральные отверстия крышек колесных редукторов.
Установив на место пробки, необходимо запустить двигатель и поездить на тракторе вперед и назад в течение 5 мин (без нагрузки на крюке). После этого остановить трактор, слить грязное дизельное топливо и заправить узлы чистым маслом до появления его у нижних кромок центральных отверстий крышек колесных редукторов (трактор при этом должен стоять на горизонтальной площадке).
Смазка рулевого управления трактора. Ежедневно в начале смены необходимо проверить уровень масла в баке гидравлической системы рулевого управления и при необходимости доливать его до середины мерного стекла. Можно пользоваться лейкой и ведром или нагнетателем.
Через 240 ч работы смазываются пальцы шарниров гидроцилиндра рулевого управления и рулевой тяги. Масленки надо очистить от грязи и нагнетать смазку до появления свежей из зазоров.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации очищается и промывается фильтр бака гидросистемы рулевого управления. Для этого необходимо вынуть корпус с фильтрующим элементом, разобрать его и тщательно промыть в дизельном топливе фильтрующие элементы и другие детали; собрать фильтр и установить его вместе с корпусом в горловину бака, поставить сверху нажимную пружину и закрыть горловину бака крышкой.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации производится замена масла в баке гидравлической системы рулевого управления.
1. Запустить двигатель и произвести десятикратный поворот трактора на месте из одного крайнего положения в другое (с целью прогрева масла).
2. Поставить трактор в положение прямолинейного движения и заглушить двигатель.
3. Вывернуть спускную пробку бака и слить загрязненное масло.
4. Промыть пробку и установить ее на место.
5. Снять сапун бака, разобрать его, тщательно промыть детали в дизельном топливе, собрать сапун и установить на место.
6. Залить чистое масло в бак, запустить двигатель и с целью удаления воздуха из гидравлической системы произвести десятикратный поворот трактора на месте из одного крайнего положения в другое.
7. Проверить уровень масла в баке и при необходимости долить его до середины мерного стекла.
Смазка гидравлической навесной системы. Контроль уровня масла в баке гидравлической системы заднего навесного устройства и в случае необходимости доливка масла производятся через 60 ч работы.
Масло заправляется маслонагнетателем через заливную горловину бака или через отверстие в крышке заливной горловины до середины смотрового стекла.
Через 60 ч работы необходимо смазывать трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы центральной тяги, производя по 5—6 нагнетаний шприцем в каждую из масленок.
Периодически следует смазывать солидолом или дизельным маслом резьбовые соединения раскосов, ограничительных цепей и верхней центральной тяги, предварительно очистив их от грязи и пыли.
Смазка редуктора вала отбора мощности. Уровень масла в редукторе ВОМ следует проверять через 60 ч (при его работе) и при необходимости доливать до нижней кромки отверстия под контрольную пробку.
Замена масла в редукторе ВОМ производится через 960 ч работы в следующем порядке.
1. Слить прогретое масло через отверстие спускной пробки.
2. Снять и промыть фильтр-заборник, после чего установить его на место.
3. Залить в полость редуктора чистое масло через отверстие под пробку-сапун.
4. Запустить двигатель и прокрутить редуктор ВОМ в течение 5 мин, проверить уровень масла и пои необходимости долить его.