Профессия машинист катка 4 разряда
Полуприцепные, самоходные и комбинированные пневмоколесные катки
Полуприцепные (седельные) и самоходные пневмоколесные катки отличаются хорошей маневренностью и транспортабельностью, обеспечивают высокое качество уплотнения и большую производительность. Полуприцепные пневмоколесные катки предусматриваются трех типоразмеров: легкие, средние и тяжелые массой соответственно 15±3;
30±6 и 45±9 т.
Полуприцепные катки по конструкции полностью унифицированы с прицепными катками соответствующего типоразмерного ряда. В прицепном варианте их оборудуют дышлами со сцепным устройством, в полуприцепном варианте — хребтовой балкой, опирающейся на седельное устройство тягача.
Техническая характеристика выпускаемых промышленностью полуприцепных пневмоколесных катков приведена в табл. 11.3. Полуприцепной каток ДУ-16В к одноосному тягачу МоАЗ-546П полностью унифицирован с прицепным катком ДУ-39А к колесному трактору К-700А.
Самоходные пневмоколесные катки по массе разделяют на легкие (10—15 т), средние (20—30 т) и тяжелые (40—50 т). Каток (рис. 10.11) состоит из рамы 1, силовой установки 2, трансмиссии, ходовой части, кабины, пневмосистемы, электрооборудования, смачивающей системы и системы управления.
Трансмиссия катка — гидромеханическая, состоит из повышающего редуктора 3, гидромеханической коробки передач 7, раздаточного редуктора 8, карданных валов 4 и главной передачи заднего ведущего моста 10. Повышающий редуктор — одноступенчатый, установлен между двигателем и коробкой передач и закреплен на картере маховика двигателя.
Унифицированная гидромеханическая коробка передач У35-605 включает гидротрансформатор и трехступенчатую коробку передач с
Таблица 11.3
Техническая характеристика полуприцепных пневмоколесных катков
Показатель | ДУ-37Б | ДУ-16В | Д-599 |
Тип катка
Тягач Масса, т: с балластом без балласта Ширина уплотняемой полосы, мм Глубина уплотнения, мм Скорость передвижения, км/ч: рабочая транспортная Обозначение шин катка Давление в шинах, МПа Оптимальное число проходов по одному следу |
Легкий
Колесный трактор Т-150К 15,1 — 2600 250 11 40 320—508 0,3—0,55 8—10 |
Средний
Одноосный тягач МоАЗ-546П 25,9 7,3 2600 350 15 40 370—508 0,35—0,7 6—8 |
Тяжелый
Одноосный тягач БелАЗ-531 54 18 2800 430 12 3.5 18,00—24/25.00 0,2—0,4 5—7 |
постоянным зацеплением и переключением с помощью фрикционных дисковых муфт. Раздаточный четырехступенчатый редуктор предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач на два задних моста, приводящих в движение колеса попарно. Задние мосты с блокируемым дифференциалом с помощью балансиров 11 могут качаться на угол 10°, что дает возможность колесам копировать неровности дороги. Передний мост 6 состоит из арки, коромысла, поворотного шарнира и ступиц колес.
Каток имеет металлический балласт 9 и ящик для песка. Нагрузка на колеса от всей массы распределена равномерно. Подвеска колес независимая, что обеспечивает хорошую приспособляемость их к неровностям уплотняемой поверхности и равномерное уплотнение по всей ширине. Колеса в плане расположены в шахматном порядке, обеспечивая полное перекрытие уплотняемой полосы. Для уплотнения покрытий, особенно черных и асфальтобетонных, самоходные катки оборудуют шинами с гладким протектором (без рисунка).
Пневмосистема обеспечивает централизованное регулирование давления воздуха в шинах колес (0,3—1 МПа), автоматическую заправку катка топливом и водой, распыление воды на колеса под давлением для их смачивания и охлаждения при укатке черных и асфальтобетонных покрытий. Гидросистема предназначена для питания гидроусилителя руля, гидротрансформатора и привода фрикционов коробки передач. Все приборы управления размещены в цельнометаллической двухдверной кабине. Рулевое управление 5 может осуществляться из кабины и с рабочей площадки.
Техническая характеристика самоходных пневмоколесных катков приведена в табл. 11.4.
Основным направлением в развитии прогрессивных универсальных самоходных катков явилось создание гаммы комбинированных катков
Рис. 11.11. Самоходный пневмоколесный каток ДУ-31А
Таблица 11.4
Техническая характеристика самоходных пневмоколесных катков
Показатель | ДУ-31А | ДУ-29 | Показатель | ДУ-31А | ДУ-29 |
Масса, т:
с балластом без балласта Ширина уплотняе- мой полосы, мм Скорость передви- жения, км/ч: рабочая транспортная |
16
8,3 1900 12 20 |
30
15,3 2220 7,12 23 |
Двигатель
Мощность двига- теля, кВт (л.с.) Число колес (пе- редних/задних) Обозначение шин Давление в ши- нах, МПа База, мм |
А-41Д
60 (90) 3/4 320—508 0,3—0,6 3600 |
АМ-01А
96 (130) 3/4 370—508 0,3—1 4660 |
(рис. 11.12, табл. 11.5). Комбинированный каток ДУ-57 имеет три модификации: ДУ-57-1 с гладким, ДУ-57-2 с кулачковым и ДУ-57-3 с решетчатыми вибровальцами. На этой же базе созданы три модификации пневмоколесных катков ДУ-55.
Комбинированные катки с различными уплотняющими органами могут быть использованы для уплотнения связных, несвязных, комковатых грунтов, дорожных оснований, гравийно-щебеночных, облегченных и асфальтобетонных покрытий.
Рис. 11.12. Унифицированный типоразмерный ряд комбинированных самоходных катков:
1- гладким вибровальцом; 2—с кулачковым вальцом; 3—с решетчатым вальцом;4 — пневмоколесный каток с шарнирно-сочлененной рамой; 5 — пневмоколесный каток с шарнирно-сочлененной рамой и секционными виброуплотнителями; 6 — пневмоколесный чаток с передними поворотными колесами. Унифицированные модули: /—силовая установка с кабиной управления; //—рама с шарнирно-сочлененным устройством; III— гидромотор- редуктор.
Для расширения области применения комбинированных катков гладкий валец снабжен вибратором, имеющим вынуждающую силу 270 кН с частотой колебаний 26,6 Гц, а пневмоколесный может иметь дополнительно два ряда секций виброплит с вынуждающей силой 40 кН и частотой колебаний 45 Гц, что обеспечивает высокое качество уплотнения гравийно-щебеночных оснований.
В основу разработок комбинированных катков положена максимальная узловая унификация. Унифицированными модулями для всего ряда катков являются: силовая установка с дизелем мощностью 120 кВт и насосной станцией, кабина с системой управления и две полурамы с шарнирно-сочлененным устройством.
Дизель и насосная станция смонтированы на раме силового модуля. Насосная станция состоит из насоса 207.32 привода передвижения (заднего моста и вальца), насоса 210.25 привода вибратора вальца, насоса 210.16 для гидроруля и насоса подпитки гидросистемы.
Таблица 11.5
Техническая характеристика комбинированных самоходных катков
Показатель | ДУ-57-1
с гладким вибро-вальцом |
ДУ-57-2
с кулач-ковым вальцом |
ДУ-57-3
с решет-чатым вальцом |
Пневмоколесные ДУ-55 | ||
с шар-нирно-
сочле- ненной рамой |
с шарнирно-сочлененной рамой и секциион-ным вибро-
уплотни- телем |
с перед-ними
поворот- ными колесами |
||||
Масса катка, т
Ширина уплотняемой полосы, мм Диаметр вальца, м |
20
2400 1,6 |
20
2400 1,7 |
20
2400 1,8 |
20
2500 — |
16
2000 — |
16
2000 — |
Обозначение шин
Скорость передвижения, км/ч |
16.00—24.00
0—10 |
Применение шарнирно-сочлененных рам и типового объемного независимого гидропривода моста и вальца создало благоприятные условия для агрегатного решения и оптимальной компоновки конструкции комбинированных катков.
На рис. 11.13 показан комбинированный каток с кулачковым вальцом.
Рис. 11.13. Комбинированный самоходный каток ДУ-57-2
с кулачковым вальцом