Профессия машинист катка 4 разряда
Планирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог
При планировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог используются два вида планов – перспективные и текущие (годовые). Ведущую роль в планировании играют перспективные планы, рассчитанные на несколько лет и определяющие направления в решении задач по ремонту и содержанию автомобильных дорог . При планировании пятилетних и годовых объемов ремонтных paбот, ассигнований и материально-технических ресурсов на их выполнение в масштабе областных, краевых, автономно-республиканских управлений дорог, автомобильных дорог руководствуются действующими нормами межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий и отдельных сооружений. Срок службы дорожного покрытия оценивают по критерию сцепных свойств или износа поверхности покрытия. Срок службы дорожной одежды оценивают по критерию прогиба конструкций от действия расчетной нагрузки. Планирование пятилетних и годовых объемов ремонтных работ, ассигнований и материально-технических ресурсов на уровне низовых дорожно-ремонтных или эксплуатационных организаций (ДРСУ, ДЭУ и др.) должно осуществляться на основе оценки фактического состояния дорог с указанием конкретных участков (адресов ремонтов), видов и объемов необходимых ремонтных работ. В перспективных планах дорожно-ремонтных работ могут устанавливаться целевые задания областным, краевым, автономно-республиканским управлениям дорог, автомобильным дорогам и подведомственным им организациям по повышению капитальности дорожных одежд, замене деревянных мостов на капитальные искусственные сооружения, усилению и уширению мостов, по повышению безопасности и удобств; движения (уширение проезжей части, устройство дополнительных полос, укрепление обочин, устройство шероховатой поверхностной обработки, установка ограждений и другого инженерного оборудования). Перспективные планы реализуются путем составления и выполнения, текущих (годовых, квартальных и месячных) планов. Основным документом текущего планирования, в котором находит отражение план производственной и финансовой деятельности дорожной службы на планируемый год, является ремстройфинплан. Он составляется по установленным формам низовыми подразделениями дорожной службы, рассматривается и утверждается вышестоящими управлениями, которые на основе ремстройфинпланов хозяйств составляют сводные ремстройфинпланы в целом по управлению. На основе ремстройфинплана разрабатывают квартальные месячные, декадные, суточные планы.
Планирование работ по содержанию дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляют на основе текущего и оперативно-производственного планирования. Текущие планы составляют на год и квартал. В них содержатся следующие основные показатели: задание по качеству содержания дорог и дорожных сооружений; план затрат на год с поквартальной разбивкой; годовой план по труду с поквартальной разбивкой. Задания по качеству содержания дорог и дорожных сооружений планируют в соответствии с действующими нормативными документами. При планировании работ по содержанию, при определении объемов, потребности в рабочей силе, машинах и материалах как в целом по дорожной организации, так и по ее низовым подразделениям можно принимать циклическую систему, при которой каждый вид работ периодически повторяется на данном участке дороги через определенный промежуток времени. График производства работ по содержанию дорог составляют на основе календарных сроков проведения технологических операций. В графике учитывается влияние погодных условий на выполнение всех видов работ и по нему определяется продолжительность тех или иных работ за год (в часах) в зависимости от месячного рабочего времени. Основой для составления месячных планов являются годовые планы, данные обследования участков обслуживаемых дорог, замечания и предложения служб контроля качества, плановые нормативы затрат труда и других ресурсов. План на месяц составляется старшим производителем работ (прорабом), рассматривается и утверждается руководством дорожной организации и за 5 дней до начала планируемого месяца доводится до исполнителей. При рассмотрении программы работ по содержанию дорог производится их увязка с работами по ремонту дорог. План включает перечень работ по содержанию дорог с указанием плановых объемов, трудоемкости, расхода заработной платы, стоимости. Этим обеспечивается взаимоувязка оперативного планирования с годовым и квартальным.,
Способы планирования работ по содержанию дорог. Наиболее распространенным способом планирования работ по содержанию дорог считается метод планирования, основанный на ведомостях дефектов, по которым определяют виды и объёмы работ на каждом участке дорог. Ведомости дефектов составляют при периодическом осмотре и оценке качества содержания дорог. При этих осмотрах составляют, ведомости дефектов земляного полотна, проезжей части, искусственных сооружений, обстановки пути и инженерного оборудования и т.д. Кроме того, при составлении плана работ по содержанию дорог учитывают план мероприятий по пропуску ледохода и паводка, противопучинных мероприятий, мероприятий по повышению безопасности движения, зимнему содержанию и озеленению.
Ремонт покрытий и до. Последовательность работ при ремонте дорожных одежд и покрытий
К ремонту (капитальному ремонту) асфальтобетонных покрытий относят работы по устройству слоев износа, шероховатых и защитных слоев, работы по обеспечению ровности и шероховатости покрытий, ликвидации колей глубиной до 45 мм, а также восстановлению покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия. При этом все работы можно разбить на несколько этапов: подготовительные работы; приготовление и доставка материалов; распределение и разравнивание материалов; уплотнение; заключительные работы и уход за отремонтированным участком и организация движения.
Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд
Методы горячей регенерации на месте, на дороге и методы горячего ресайклинга (Регенерация – восстановление утерянных свойств материала; ресайклинг или рециклинг – повторное использование материала.). Различают 4 основных метода этой группы: выравнивание и восстановление формы покрытия без добавления новой смеси; с добавлением новой смеси, но без перемешивания; с добавлением новой смеси и с перемешиванием; с добавлением новой смеси и её перемешиванием со старой и с одновременной укладкой нового слоя асфальтобетона. Первые два метода на автомобильных дорогах практически не применяются. В любом способе горячей регенерации одной из основных операций является разогрев старого асфальтобетонного покрытия.
Выравнивание и восстановление формы покрытия с добавлением новой смеси и её перемешивание со старой (термопрофилирование или Remix).
Метод термопрофилирования применяют в том случае, когда существующее покрытие имеет много дефектов в виде трещин, колей, сетки трещин, а также когда необходимо усилить старое покрытие. Для этого к снятому и разрыхлённому материалу старого покрытия добавляют новый материал. После разогрева верхний слой покрытия фрезеруется и полученный гранулят подаётся в смеситель, куда вводится новая горячая смесь, которая перемешивается с гранулятом, укладывается и уплотняется. Один из наиболее распространенных способов термопрофилирования – способ термосмешения – применяют, когда дорожная одежда не требует усиления. Он позволяет скорректировать зерновой состав старого асфальтобетона, устранить последствия старения битума, повысить фрикционную способность замыкающего слоя за счет поворота щебенок и обеспечить связь между регенерированным и нижележащим слоями старого покрытия. Разновидностью метода термосмешения является метод термопластификации. Он состоит в том, что в процессе фрезерования или перемешивания кроме новой смеси добавляют ещё и пластификатор, который улучшает свойства битума в старой асфальтобетонной смеси. При этом во многих случаях нет необходимости добавлять новый материал, поскольку хорошо восстанавливаются свойства старого материала.
Методы холодной регенерации включают в себя снятие и размельчение материала слоев асфальтобетонного или цементобетонного покрытия, их обработку органическим или минеральным вяжущим с добавлением или без добавления новых минеральных материалов, укладку и уплотнение. Снятие и размельчение материала производят с помощью холодных фрез. Холодным фрезерованием можно снимать старое покрытие послойно и тем самым отделять материал верхнего слоя из мелкозернистого асфальтобетона от материала нижнего слоя из крупнозернистого асфальтобетона с последующей укладкой в соответствующие слои дорожной одежды. Холодное фрезерование дорожного покрытия применяют для снятия старого покрытия с трещинами, чтобы предупредить их выход на новое покрытие при усилении дорожной одежды; для восстановления поперечного профиля дорожной одежды и устранения колей, выбоин и других деформаций.
Гравийные и щебеночные покрытия. При их ремонте проводят периодическую ремонтную профилировку, устраняют выбоины, колеи и просадки, а также осуществляют мероприятия по обеспыливанию.
Цементобетонные покрытия. Ремонт цементобетонных покрытий включает ремонт швов и трещин, заделку повреждений кромок швов, граней плит и отдельных раковин, ликвидацию местных просадок, вспучивания плит, заделку отдельных участков с шелушением поверхностного слоя бетона.
Текущий ремонт швов предусматривает исправление повреждений граней бетона плит и на их поверхности непосредственно у кромки шва, очистку и заливку мастикой.
. Уширение дорожной одежды. Возможны два варианта: одностороннее (несимметричное) и двустороннее. При одностороннем уширении дорожной одежды, как правило, устраивают выравнивающий слой и новое покрытие на всю ширину проезжей части. Двустороннее уширение может быть выполнено двумя способами: устройством полос уширения дорожной одежды на уширенном с двух сторон земляном полотне; уширение проезжей части на ширину, в 2 раза меньшую ширины обочины, или на ширину краевых укреплённых полос (т.е. с каждой стороны на 0,25-0,75 м) без уширения земляного полотна.
- Сохранность дорог в процессе эксплуатации. Сохранность дорог и искусственных сооружений в процессе эксплуатации обеспечивается выполнением норм их ремонта и содержания и соответствующих нормативных правовых актов, а также правовыми и организационно-техническими мероприятиями по предупреждению, пресечению и устранению причин повреждения и преждевременного разрушения элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Действия, которые необходимо пресекать с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог:
1) Проезд по а/м дорогам без специального разрешения автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, которые могут вызвать взрыв, пожар, загрязнение, химическое, бактериологическое или радиационное заражение автомобильных дорог или иные опасные последствия;
2) Проезд по а/м дорогам без специального разрешения автотранспортных средств, весовые параметры (осевая нагрузка и полная масса) и (или) габариты которых с грузом или без груза превышают установленные нормативные величины и (или) величины, указанные на дорожных знаках;
3) Проезд по а/м дорогам тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств с нарушением требований и маршрута движения, указанных в специальном разрешении;
4) Перемещение грузов по автомобильным дорогам посредством волочения, движение по проезжей части или обочинам транспортных средств на гусеничном ходу или на металлических колесах без специального разрешения или без соблюдения условий, указанных в этом разрешении;
5) Проезд по автомобильным дорогам груженых автотранспортных средств, оборудованных подъемной осью при её поднятом положении и нагрузке на другие оси, превышающей допустимые значения;
6) Проезд по автомобильным дорогам груженых автотранспортных средств, оборудованных двускатными колесами, с которых сняты по одной внутренней или внешней шине;
8) Попадание на проезжую часть автомобильных дорог и обочины горюче-смазочных, сыпучих, жидких и других материалов и предметов, снижающих сцепные качества покрытий, вызывающих их разрушение или нарушение условий безопасности дорожного движения;
9) Использование элементов а/м дорог и полос отвода для складирования, погрузки и выгрузки грузов;
10) Производство строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений в полосе отвода;
11) Распашка участков, покос трав, снятие дерна и выемка грунта на полосе отвода;
12) Спуск канализационных, промышленных, мелиоративных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервы;
13) Несанкционированное строительство капитальных сооружений (за исключением объектов дорожной службы) и объектов дорожного сервиса в придорожных полосах;
14) Несанкционированные порубка, раскорчёвка и повреждение защитных и декоративных насаждений;
15) Умышленное или по неосторожности уничтожение или повреждение имущества, входящего в состав автомобильных дорог и дорожных сооружений;
16) Несанкционированные прокладка и переустройство инженерных коммуникаций, проходящих в полосе отвода, в придорожной полосе или пересекающих ав/мдороги;
17) Несанкционированные строительство, реконструкция и ремонт пересечений и примыканий к автомобильным дорогам.
С целью обеспечения сохранности автомобильных дорог землепользователи придорожных полос обязаны:
– в пределах населённых пунктов устраивать и ремонтировать пешеходные дорожки и переходные мостики в границах закреплённых за ними участков, а также регулярно производить их очистку;
– содержать в технически исправном состоянии и чистоте выезды из закрепленных участков и подъездных путей к дороге общего пользования, включая переездные мостики.
Очистка дорог от снега
Составной частью зимнего содержания является снегоочистка, стоимость которой составляет 40-50 % от общих затрат на зимнее содержание. Различают следующие виды снегоочистительных работ: патрульная снегоочистка; удаление валов; расчистка снегопадных отложений и снежных заносов небольшой толщины; расчистка снежных заносов значительной толщины; расчистка лавинных завалов.
Очистку автомобильных дорог от снега производят специальными снегоочистительными машинами, основной вид очистки дорог от снега – патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и плужно-щеточных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада.
Борьба с зимней скользкостью
Виды зимней скользкости и условия ее образования.
Зимняя скользкость – ледяные образования и снежные отложения на поверхности дороги, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью дороги и ухудшению ровности.
Гололедица – слой льда, образовавшийся в результате замерзания воды, которая находилась на тёплом мокром покрытии и превратилась в лёд при понижении температуры воздуха и охлаждении покрытия до 0°С и ниже. Гололёд – слой льда, образовавшийся при замерзании осадков, выпадающих на сухое охлаждённое покрытие. (Часто объединяют с гололедицей).Снежный накат – уплотнённый и обледеневший при многократном воздействии колёс автомобилей слой снега со скользкой поверхностью.
Мокрый снег – кашеобразная смесь влажного снега с водой, образовавшаяся при выпадении мокрого снега из облаков или таяния снежного слоя на покрытии при быстром повышении температуры воздуха.
Рыхлый снег – отложения на покрытии свежевыпавшего или принесённого метелью снега.
Методы борьбы с зимней скользкостью.
Делятся на группы по целевой направленности: 1-снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости и повышение коэффициента сцепления колеса с дорогой путём россыпи по обледеневшему покрытию минеральных фрикционных материалов; 2-удаление с покрытия образовавшегося ледяного или снежного слоя с применением химических, механических, тепловых и других методов; 3-предотвращение образования снежно-ледяного слоя или ослабление его сцепления с покрытием путём профилактической обработки покрытия противогололёдными химическими веществами или введения противогололёдных реагентов в состав покрытия.
Фрикционный метод – по поверхности ледяного или снежно-ледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы дробления, шлак или другие абразивные материалы (р-р частиц < 5-6 мм без примесей глинистых части).
Комбинированный химико-фрикционный метод – на поверхность покрытия рассыпают фрикционные материалы, смешанные с твёрдыми хлоридами NaCl, KaCl, MgCl2, СаС12. Песчано-солевую смесь приготавливают на пескобазах путём смешения фрикционных материалов с кристаллической солью в соотношении 9:1; 8:1; 6:1 или 4:1
Комбинированный химико-механический метод – распределение по снежному накату твёрдых или жидких хлоридов, которые расплавляют и ослабляют снежно-ледяной слой, после чего рыхлую массу убирают плужным или плужно-щёточными очистителями, и автогрейдерами.
Ингибиторы – это химические вещества, которые вводят в состав солей для снижения их коррозирующего действия на металлические части автомобилей, дорожных машин, металлических ограждений, опор знаков, пролётных строений мостов и других элементов из металла.
Профилактический метод борьбы со скользкостью – распределение противогололёдных материалов до образования на проезжей части дороги гололёда или наката.
Предупреждение образования гололеда – за 30-60 минут до начала образования гололёда на поверхность покрытия распределяют твёрдые или жидкие хлориды. Соединяясь с влагой из воздуха, хлориды образуют соляной раствор, который препятствует образованию гололёда.
Системы раннего предупреждения и системы прогнозирования гололёда имеют в своем составе автоматическую метеорологическую станцию (АМС) и датчики, измеряющие температуру покрытия и фиксирующие её состояние. Важное условие – наличие машин, способных распределять хлориды
Системы автоматического разбрызгивания раствора хлоридов для раннего предупреждения образования гололёда на мостах после получения сигнала об образовании автоматически включают насосы, которые под давлением подают раствор к разбрызгивающим устройствам (тарелкам), которые установлены на обочинах у кромки проезжей части.
Предупреждение образования снежного наката – не допустить уплотнения колесами автомобилей снега на поверхности дороги во время снегопада или метели. Применяется в городских условиях..
Химический способ – применение для плавления снега и льда твёрдых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли. Это позволяет расплавить и устранить лёд и снег, покрытие становится мокрым, высыхает – т.е. полная ликвидация зимней скользкости.
Плавление льда химическими реагентами – процесс, в результате которого реагенты плавят лёд и образуют водно-соляной раствор, t замерзания которого значительно более низкая, чем t замерзания воды.
Твёрдые хлориды
Техническая поваренная соль NaCl. Это наиболее распространённая в природе соль (каменная соль, самосадочная соль) в виде минералов галита и сильвинита серого и белого цвета.
Техническая соль сильвинитовых отвалов NaCl+KCl – кристаллический продукт, отход производства калийных удобрений. Этот продукт по своему химическому составу представляет в основном хлористый натрий, а также малый % хлористого калия и магния. Недостатком высокая влажность (8-12 %) и поэтому слёживаемость – при положительной температуре и смерзаемость – при низкой отрицательной температуре.