Профессия машинист катка 4 разряда
Нормирование плотности грунта в земляных сооружениях. Коэффициент уплотнения
Стабильность пути железнодорожных линий в большой мере зависит от качества уплотнения грунтов, осуществляемого в процессе сооружения земляного полотна. При недостаточном уплотнении возможны неравномерные осадки и деформации основной площадки. В настоящее время предусмотрено строгое нормирование плотности грунтов в теле вновь сооружаемой насыпи.
Степень уплотнения грунта характеризуется коэффициентом уплотнения К, равным отношению фактической плотности ρ к максимальной плотности ρmax . Последняя определяется в лаборатории при условии стандартного уплотнения: K = ρ/ ρmax
Максимальная стандартная плотность грунта определяется в результате проведения испытания грунтов в лабораторных условиях, либо методом определения ориентировочного значения максимальной стандартной плотности и оптимальной влажности грунта. Термин «стандартная плотность» подразумевает затрату определённого количества работы на уплотнение образца в определенных условиях.
В лаборатории стандартное уплотнение грунта Производится с помощью прибора стандартного уплотнения, который состоит из: подстаканника 1; разъемного стакана 2 емкостью 1000см3, диаметром 100 мм и высотой 127 мм; верхнего стакана-насадки 3 ; стойки с уплотнителем 4 ; груза весом 2,5 кг 5; ограничительного кольца 6 с винтом и зажимного кольца 7 с зажимными винтами 8.
При проектировании земляного полотна новых линий, а также насыпей под вторые пути, величину коэффициента К назначают в зависимости от категории железнодорожной линии рельефа местности и гидрогеологических условий К=1,03…0,9.
Определение производительности бульдозера на различных видах земляных работ
Определение производительности бульдозеров
Бульдозер – это самоходная землеройно-транспортная машина, представляющая собой гусеничный или пневмоколесный трактор с навесным рабочим оборудованием в виде отвала криволинейного профиля, размещенного вне базы ходовой части.
Бульдозеры относятся к машинам периодического действия. Они предназначены для послойной разработки легких, средних и тяжелых грунтов с их последующим перемещением перед рабочим органом (отвалом) на небольшие расстояния (до 100 … 150 м). Бульдозеры используются при сооружении выемок и насыпей, обратной засыпке траншей и котлованов, грубой планировке земляной поверхности, расчистке ее от мусора и снега, в качестве толкачей скреперов и др. работах.
По конструктивным признакам различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом. Неповоротный отвал постоянно установлен под углом 90° к продольной оси трактора и поэтому может перемещать грунт только перед собой. У бульдозеров с поворотным отвалом его можно устанавливать под углом до 60° к продольной оси трактора (угол захвата). Это позволяет перемещать грунт в сторону и выполнять грубую планировку длинными ходами.
Отвалы бульдозеров всех типов могут иметь механизм перекоса в поперечной плоскости (до 16°) для облегчения разработки прочных грунтов, а также повышения маневренности в процессе работы.
Отвалы бульдозера представляют собой жесткую сварную металлическую конструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Для повышения эффективности выполнения отдельных видов работ на бульдозерах используют отвалы различных типов (рис. 1.2): прямой – самый простой и распространенный отвал для всех типов грунтов; поворотный (универсальный) – для засыпки траншей и грубых планировочных работ на протяженных объектах; сферический – для легких и средних грунтов при больших расстояниях перемещения и мощности гусеничного бульдозера не менее 130 кВт; совковый – для перемещения сыпучих и малопрочных материалов на большие расстояния; короткий прямой с амортизатором – для бульдозеров-толкачей самоходных скреперов, кратковременно используемых на земляных работах.
Бульдозер на базе гусеничного трактора с неповоротным отвалом показан на рис. 1.3. Рабочее оборудование бульдозера в виде отвала 5 с ножами 4 в его нижней части навешивают на трактор через два толкающих бруса 2, которые имеют шарнирные соединения 1 с боковыми балками ходовых тележек трактора. Вместе с толкающими брусьями и раскосами 6 отвал образует жесткую систему, которая с помощью одного или двух гидроцилиндров 7 может подниматься и опускаться, поворачиваясь в вертикальной плоскости относительно шарниров 1.
Для послойной разработки грунта отвал бульдозера опускают на грунт (рис. 1.4, а) и, перемещаясь вперед на рабочей скорости (рис. 1.4, б), заглубляют его за счет сил тяжести рабочего оборудования, а также принудительно гидроцилиндрами. В процессе движения машины грунт отделяется от массива ножами отвала, перемещается по отвалу вверх и переваливается вперед в его верхней части, накапливаясь перед отвалом в виде тела, называемого призмой волочения и ограниченного передним и боковыми откосами, отвалом и его боковыми щеками. После заполнения отвала, когда призма волочения достигает уровня его верхнего обреза, а при разработке весьма прочных грунтов, когда тягового усилия трактора окажется недостаточно для дальнейшего накапливания грунта перед отвалом, последний поднимают, выводя его режущую кромку на уровень дневной поверхности земли или несколько выше.
В таком положении грунт перемещают перед отвалом до места его отсыпки. Последнюю операцию выполняют движением бульдозера вперед с дополнительным подъемом отвала или движением назад (рис. 1.4, г). В первом случае грунт отсыпается слоем постоянной толщины, определяемой зазором между режущей кромкой и поверхностью грунта, и частично уплотняется ходовой частью машины. Во втором случае после разгрузки отвала остаются бугры, подлежащие дополнительному разравниванию. Частным случаем второго варианта является засыпка ям, траншей, котлованов (рис. 1.3, д). Для возвращения бульдозера на исходную позицию при небольшом расстоянии перемещения (до 50 м) он движется в обратном направлении задним ходом на максимальной скорости (рис. 1.5). При большой дальности перемещения бульдозер разворачивается и движется в обратном направлении передним ходом на транспортной скорости. На исходной позиции, перед началом нового рабочего цикла, его разворачивают в сторону направления разработки грунта.