Профессия машинист катка 4 разряда
Ходовая часть тракторов Т-4 и Т-4А


Остов трактора полурамный, состоит из двух коробчатых лонжеронов, прикрепленных к корпусу заднего моста через кронштейны болтами. Впереди лонжероны соединены передним брусом.
Подвеска трактора полужесткая. Сзади корпус заднего моста своими осями шарнирно соединен с рамами гусеничных тележек, а впереди опирается на них через пластинчатую рессору.
Гусеничный движитель состоит из гусеничных тележек и гусениц. Каждая гусеничная тележка имеет сварную раму, к лонжеронам которой присоединены оси опорных катков. К верхней части рамы прикреплены болтами кронштейны поддерживающих роликов, а впереди установлены направляющие колеса с натяжным устройством ползункового типа. На рамах тележек закреплены амортизаторы, на которых свободно лежат концы балансирной рессоры. Рессора состоит из четырех рессорных листов, стянутых стремянками и стяжками, помещенных в штампованную коробку, прикрепленную через угольники болтами к раме трактора. Разъемные подшипники раскосов обеспечивают шарнирное соединение тележек с осями заднего моста.
Рис. 1. Гусеничный движитель трактора Т-4: 1 — поддерживающий ролик; 2 — кронштейн поддерживающего ролика; 3 — стяжной болт пружины; 4 — направляющий кронштейн; 5 — натяжной кронштейн; 6 — натяжной регулировочный винта 7 — вилка; 8 — амортизатор рессоры подвески; 9 — направляющее колесо; 10 — опора направляющего колеса; 11 — опорная планка; 12 — опорный каток; 13 — пружина; 14 — задний упор пружины; 15 — палец звена гусеницы; 16 — втулка звена; 17 — звено гусеницы; 18 — рама гусеничной тележки; 19 — раскос гусеничной тележки; 20 — разъемный подшипник раскоса
Опорные катки штампованные, сварены из двух половин и установлены на оси в двух цилиндрических роликоподшипниках. В отличие от опорных катков тракторов с эластичной подвеской, имеющих вращающиеся оси, оси опорных катков неподвижно закреплены в рамах гусеничных тележек. На каждой тележке по шести катков, из которых первый, третий и пятый (от ведущего колеса) — однобортные, а второй, четвертый и шестой — двубортные. Подшипники защищены резино-металлическими уплотнениями такого же типа, как у ходовой части трактора ДТ-75М, ДТ-75 и Т-74.
Поддерживающие ролики стальные, установлены на осях в конических роликоподшипниках, уплотнение такое же, как у опорных катков.
Натяжное устройство, установленное на раму тележки, состоит из вилок, натяжного регулировочного винта, натяжного кронштейна, направляющего кронштейна, пружины, стяжного болта, ограничительной трубы (помещена на стяжном болте) и заднего упора 14. Натяжение гусеницы регулируют, ввинчивая винт 6 в натяжной кронштейн 5 или вывинчивая его оттуда.
Гусеница с защищенными шарнирами состоит из литых стальных звеньев с закаленными беговыми дорожками, соединенных пальцами и втулками. В отверстия внутренних щек звена запрессованы втулки, а в отверстия наружных — малые втулки. Внутренние щеки одного звена с запрессованной в них втулкой входят между наружными щеками другого звена. В отверстия наружных щек через втулку запрессован палец. Палец во втулке внутренних щек сидит свободно. Выступающие концы втулки одного звена входят в отверстия наружных щек второго и образуют лабиринтное уплотнение. Пальцы закалены токами высокой частоты; втулки, изготовленные из легированной стали, проходят цементацию (глубина слоя 1,5—2 мм), закалку и отпуск.
Рис. 2. Гусеница трактора Т-4: 1 — звено гусеницы; 2 — палец; 3 — втулка; 4 — малая втулка; 5 — пробка; 6, 8 — втулки замыкающего звена; 7 — замыкающий палец; 9 — кольцо; 10 — стопорный конус
Концы собранной гусеницы соединяют при помощи замыкающей втулки, пальца и двух стопорных конусов. Палец свободно входит во втулки, запрессованные в проушины звена, и закрепятся в них стопорными конусами, которые запрессованы в конусные отверстия замыкающего пальца. В конусах сделано резьбовое отверстие, предназначенное для удобства выпрессовки конусов из пальцев при разборке гусеницы. Отверстие, предохраняющее от забивания грязью, закрыто пробкой. Предохранение шарнира от попадания грязи обеспечивается кольцом.
Зацепление гусеницы с ведущим колесом цевочное: при работе гусеница входит своими втулками во впадины обода ведущего колеса (звездочки). Зацепление происходит через один зуо,так как расстояние между осями втулок гусеницы в два раза больше расстояния между впадинами ведущего колеса. На трактор Т-4А устанавливается литая гусеница с открытыми шарнирами по типу гусениц тракторов ДТ-75, Т-74.