Профессия лифтер 2-го разряда
Введение в специальность
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.
- Полный профстандарт № 314 Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных.
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
- ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст).
- ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 93-ст).
- ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 94-ст).
- ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 92-ст).
- ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 96-ст).
- ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:20011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).
- С 04.09.2014 года действуют Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах – лифтах.
- РД 10-360-00 Типовая инструкция лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта
- Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743
Лифт: история и современность.
Лифт (от глагола англ. lift – поднимать) – вид транспорта, используемый для вертикального перемещения. Лифтом – называется стационарный подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины по направляющим установленных в шахте огражденной со всех сторон и предназначенной для перевозки людей и грузов на различные уровни.
К самостоятельной работе по обслуживанию лифтов допускаются лица:
- прошедшие первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Кем осуществляется осмотр лифта?
Лифтером, или электромеханик по лифтам.
Какие условия допуска к самостоятельной работе обслуживающего персонала лифтов?
- Стажировка по техническому обслуживанию лифтов конкретных моделей
- Приказом по организации при наличии у них удостоверения об аттестации
- При наличии у них удостоверения о проведенной проверке знаний по электробезопасности
Каким образом осуществляется допуск к самостоятельной работе лифтеров, диспетчеров?
Приказом по организации при наличии у них удостоверения об аттестации.
На какое время должно быть обеспечено функционирование двухсторонней связи между кабиной и диспетчерским пунктом при прекращении энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля?
Не менее 1 часа.
Сколько происходит аварийных ситуаций на лифтах в России?
Статистика происшествий на лифтах собирается 3 независимыми организациями: Ростехнадзором, Национальным лифтовым союзом и Национальным союзом страховщиков ответственности.
По объединенным данным, за последние 3 года произошло около 100 аварий, в которых погибло более 40 человек и было ранено около 100 человек.
Сколько в России лифтов?
Количество лифтов в России можно оценить приблизительно в 530 тыс.
Состояние лифтов.
Допустимый срок эксплуатации лифта – 25 лет. Потом надо проводить экспертизу и, в зависимости от ее результатов срок службы лифта может быть продлен не более чем на три года, либо будет вынесено заключение о его замене. В России в среднем каждый четвертый лифт работает дольше 25 лет. Но тут ситуация зависит от региона. В Москве устаревших лифтов не более 10 % и осуществляется программа по их полной замене. Есть регионы, в которых лифтов, требующих замены или капремонта больше половины.
Сравнительная смертность при авариях на лифтах.
Большинство людей, которые пользуются лифтом пользуются и автотранспортом. Поэтому относительно наглядно сравнить смертность в результате аварий на лифтах со смертностью в ДТП. В год в России в ДТП погибает порядка 30 тыс. человек. При авариях на лифтах в год погибает порядка 15 человек. Соответственно, вероятность погибнуть в лифте в 2000 раз меньше, чем вероятность погибнуть в ДТП.
Кто несет ответственность за аварии на лифтах?
Ответственность за причинение вреда на лифтах несет их владелец. Владельцем лифта с точки зрения законодательства не всегда является юридический собственник лифта. Например, в трактовке Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» под владельцем лифта понимается организация, осуществляющая его непосредственную эксплуатацию, и, в зависимости от особенности управления домовым хозяйством, это могут быть:
- Застройщик (с момента сдачи в эксплуатацию до передачи лифта в управление надлежащему владельцу);
- Управляющая компания;
- ТСЖ либо жилищный кооператив (при осуществлении ими управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей компанией);
- Специализированная лифтовая организация, с которой заключен договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов (в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме).
Кто имеет право работать лифтером.
Человек достигший 18-ти летнего возраста, прошедшего медицинский осмотр, и получивший удостоверение на право обслуживания лифтов. (окончивший специальное заведение).
Квалификационная характеристика лифтера.
- Лифтер должен иметь общее представление устройства лифта
- Знать название аппаратов управления уметь ими пользоваться.
- Знать название и расположение предохранительных устройств.
- Знать название и уметь пользоваться световой и звуковой сигнализацией.
- Уметь производить осмотр лифта.
- Знать правила пользования лифтом.
- Уметь включать и выключать лифт.
- Знать безопасные способы эвакуации пассажиров из остановившейся кабины. Лифтер ведет текущее обследование лифта, а механик техническое. Механик 2 раза в месяц производит проф.осмотр лифта и производит работу по вызову лифтера.
Если лифт не работает в течение 2-х дней нужно сообщить владелицу лифта. При отдельных случаях ремонта лифтер должен присутствовать. Следить за чистотой лифтовой установки.
Виды и нормы обслуживания лифта.
- Лифтерное
- Безлифтерное
- Диспетчерское
- Лифтерное обслуживание – это лифты в старых зданиях и лифты, имеющие кабину с внутренним управлением (больничные и грузовые с проводником) Норма обслуживания один или несколько на одной посадочной площадке.
- Безлифтерное обслуживание – это автоматические лифты обслуживаются лифтером обходчиком. Они должны находиться в одном или рядом стоящем здании, подъезды которых просматриваются из одной точки. Норма обслуживания до 6 лифтов 40 штатных дверей.
- Диспетчерское обслуживание – это лифты, подключенные к диспетчерскому пульту, обслуживаются бригадой из 2-3 человек, расстоянием от пульта до лифта 500 м в R до 20 лифтов до 200 шахтных дверей.
Требование к лифтам.
- Безопасность. Все лифты должны быть смонтированы и эксплуатируются так, чтобы не подвергать жизнь опасности.
- Надежность. Зависит от тех.обслуживания лифта.
- Комфортность – это удобные габаритны лифта бесшумность плавность хода, точность.
Классификация лифтов.
По назначению:
- Пассажирские лифты устанавливаются в жилых и административных зданиях, служат для перевоза пассажиров и ручной клади. Точность остановки +/- 50,мм.
- Больничные лифты устанавливаются в медучреждениях. Служат для перевоза людей и напольного транспорта точность остановки +/- 15 мм.
- Грузовые лифты.
а) Грузовые с проводником имеют внутреннее управление. В таких лифтах допускается провозить одного человека, который сопровождает груз, людей и грузы в таких лифтах можно перевозить по отдельности.
б) Грузовые без проводника имеют наружное управление. Людей в таких лифтах провозить запрещено
в) малые грузовые до 160 кг устанавливаются в магазинах, в архивах.
По типу лебедок:
- Барабанная лебедка.
- Лебедка с канатоведущим шкивом. Преимущество лебедки со шкивом:
а) Маленькие габариты.
б) Меньше затрат электроэнергии
в) Меньше износ канатов
г) большая безопасность.
По типу передачи тягового усилия.
- Редукторная передача на лифтах с обычной скоростью с двигателем на переменном токе.
- Безредукторная передача используется на скоростных лифтах с двигателем на постоянном токе.
По расположению машинного отделения:
- Верхнее м/о
- Нижнее м/о
Преимущество верхнего расположения.
Простота конструкции, меньше износ канатов, меньше длина канатов в 2-3 раза и больше Коэффициент Полезного Действия.
По скорости движения:
- До 1 м./сек. – тихоходные.
- От 1 до 2 м./сек. – быстроходные
- От 2 до 4 м./сек. – скоростные
- От 4 и выше – высокоскоростные.
По расположению аппаратов управления.
- Наружное управление – это лифты грузовые, без проводника и малые грузовые.
- Внутреннее управление – это лифты больничные и грузовые с проводником.
Смешанное управление – это лифты пассажирские и грузопассажирские. Они могут иметь:
а) Раздельное управление, когда своя кнопка вызова на каждый лифт.
б) Парное управление, когда одна кнопка на 2 лифта.
г) Групповое управление это лифты, с попутным вызовом работающие по спец. программам.
Параметры лифтов.
- Грузоподъемность – номинальная масса наиболее поднимаемого груза, – на который рассчитан лифт, например 320 кг.;
- Скорость движения лифта.
а) расчетная (номинальная) на пример 1м/сек.;
б) если номинальную скорость увеличить на 15-40% то эта скорость будет предельной, при этой скорости ограничитель скорости и кабина сядет на ловитель.
в) ревизионная = 0,36 м/сек на этой скорости механик, стоя на крыше кабины, проверяет или ремонтирует оборудование шахты.
г) остановочная = 0.36 м/сек на этой скорости кабина подходит к заданному этажу.
- Производительность лифта – количество, груза которое, перевозит лифт за 1 час непрерывной работы.
- Количество остановок – определяется высотой здания.