Профессия лифтер 2-го разряда
Техническое обслуживание лифтов. Часть 3
Полугодовой текущий ремонт ТР-6 пассажирских и грузопассажирских лифтов с автоматическим приводом дверей.
Полугодовой текущий ремонт ТР-6 пассажирских и грузопассажирских лифтов с автоматическим приводом дверей включает в себя работы по перечню квартального текущего ремонта и дополнительно осмотр, регулировку, смазку и необходимый ремонт следующих узлов и механизмов.
1. Вводное устройство. Проверяется исправность путем осмотра и оценки состояния клеммных соединений проводов, ножей пинцетов, их крепления. Рабочий зазор между пинцетами должен составлять половину толщины ножа. Оценивается работоспособность рубильника при пробных включениях. Обнаруженные дефекты устраняются.
2. Редуктор лебедки лифта. Производится проверка крепления полумуфт, венца червячного колеса, а также проверка и оценка величины износа элементов червячной пары по боковому зазору в зацеплении. Величина предельного бокового зазора соответствует свободному повороту червяка на угол 36°. Измерению предшествует посадка противовеса на буфер и выравнивание усилий в ветвях канатов кабины и противовеса.
3. Ограничитель скорости, ловители, концевой выключатель. Узлы очищаются от загрязнений, и проводится их осмотр. Проверяется отсутствие заеданий в шарнирах грузов ограничителя скорости, люфтов в подшипниках при снятом канате, состояние ручья рабочего шкива, отсутствие сколов и трещин. Проверяется работа ограничителя с рабочего и контрольного шкива, действие электроконтактов.
Производится проверка механизма конечного выключателя. Рычаг должен легко поворачиваться на оси и отключать электроконтакт. Регулировка момента отключения производится перестановкой упоров на тросе.
Проверяется состояние ловителей и их механизма включения, состояние мест креплений возвратной пружины, контакта ловителей, зазоры между направляющими и клином, одновременность подхода клиньев к направляющей и легкость их хода. Зазор между клином и направляющей должен составлять 3 мм.
4. Противовес. Проверяются и регулируются зазоры в башмаках, положение грузов, (смещение их не должно превышать 5 мм), наличие трещин у грузов и надежность их крепления планками, крепление башмаков и деталей каркаса. Долить масло в смазывающие аппараты.
5. Буферное устройство кабины и противовеса. Проверяется правильность установки, состояние пружин, наличие масла в гидравлическом буфере и действие выключателя пробным нажатием на плунжер.
6. Электропроводка. Осматривается состояние электропроводки, в том числе мест крепления, отсутствие провисания и повреждений. Проверяется работа электросхемы во всех режимах. .
7. Заземление электрооборудования. Проверяется заземление корпусов электродвигателей, шкафа управления, вводного устройства и всей остальной электроаппаратуры, расположенной в машинном помещении, шахте, приямке, кабине.
8. Направляющие кабины и противовеса. Производится осмотр мест крепления и стыков, состояние рабочих поверхностей. Проверяется прямолинейность, вертикальность, размер по штихмассу.
Несколькими годами позже аналогичная система под названием «Руководство по техническому обслуживанию лифтов» применена и ОАО МосОТИС. Система отличается от рассмотренной выше сокращенным объемом плановых работ. В ней отсутствуют регламентные работы, проводимые раз в десять дней, (РР). Они перешли в ежемесячный текущий ремонт (ТР-1). В остальном системы Мослифт и МосОТИС идентичны.
Аварийный ремонт лифтов
Для устранения непредвиденных отказов, случающихся в ночное время или в выходные и праздничные дни, когда на обслуживаемой территории отсутствует бригада участкового электромеханика, созданы лифтовые аварийные службы (ЛАС), которые призваны обеспечить: получение и регистрацию информации об отказах в работе лифтов; срочную доставку в любую точку обслуживаемого района группы квалифицированных электромехаников, снабженных необходимыми запасными частями, материалами, приборами, приспособлениями, инструментом и защитными средствами; быстрое устранение причины, вызвавшей остановку лифта или аварийную ситуацию; оказание необходимой помощи пассажирам, застрявшим в кабине или получившим ранение; учет выполненных работ по устранению причин остановки лифта и обработку сведений об отказах лифтов.
Для получения своевременной информации об отказах, на каждом лифте устанавливается табличка с номерами телефонов ЛАС. На диспетчеризированных лифтах такую информацию передают диспетчеры, пользующиеся громкоговорящей радиосвязью с кабиной лифта.
ЛАС располагаются в помещениях, приспособленных для круглосуточной комфортной работы коллектива сотрудников и хранения некоторого количества запасных частей, материалов, грузоподъемных и защитных средств, документации. Она имеет современные средства связи.
Ответственным за работу аварийной службы является ее начальник, назначаемый приказом управления, из числа специалистов с высшим или среднетехническим образованием.
Весь персонал аварийной службы должен состоять из специалистов, аттестованных Госгортехнадзором на знание ПУБЭЛ. В своей работе специалисты используют закрепленный за ЛАС, оборудованный автотранспорт, приспособленный для доставки в городских условиях специалистов, снабженных всем необходимым для устранения неожиданно возникших неполадок в работе оборудования, и средствами связи с диспетчером.
В рабочем помещении ЛАС круглосуточно осуществляется дежурство диспетчера, который принимает и регистрирует все сообщения о работе лифтов обслуживаемого района, в прошнурованном журнале. Диспетчер направляет звенья дежурных специалистов на лифты, нуждающиеся в технической помощи. Выезд звена производится на основании распоряжения диспетчера и выписанного им наряда.
Дежурный диспетчер ЛАС должен иметь специальное техническое образование, хорошо знать обслуживаемый район территории, уметь оперативно принимать решения, иметь представление о конструкции лифта.
Электромеханики ЛАС должны иметь высокую квалификацию, позволяющую им самостоятельно в течение короткого времени выявить причину отказа любой системы лифтового оборудования различных типов лифтов и устранить ее.
Загруженность ЛАС работой зависит от уровня технического состояния обслуживаемого парка лифтов, т.е. от эффективности работы территориальных бригад. Поэтому по численности и загруженности персонала ЛАС можно делать оценку уровня технического состояния лифтов и качества их обслуживания коллективом специализированного подразделения.
Капитальный ремонт лифтов.
Капитальный ремонт, предусмотренный ранее системой ППР, не вошел в новую систему плановых технических мероприятий по поддержанию работоспособного состояния лифтов.
Однако, как показывает опыт работы эксплуатационных организаций, исключить совсем из состава технических мероприятий крупные капитальные ремонты пока не удается. Вместе с тем необходимость их проведения и время проведения на конкретном лифте находится под влиянием многих факторов индивидуального характера: степени рабочей загруженности, уровня заводской надежности поступившего на монтаж оборудования, качества монтажных работ, качества эксплуатационных технических мероприятий, уровня бережливости лиц, пользующихся лифтом.
В результате на отдельных экземплярах машин наиболее нагруженные узлы (редуктор лебедки, канатоведущий шкив, тормоз, электродвигатель, система амортизации лебедки, привод дверей, аппаратура управления и т.п.) могут израсходовать свой ресурс до окончания планового срока службы лифта. В этих случаях появляется необходимость в капитальном ремонте, которая требует подтверждения владельца лифта, несущего материальную нагрузку. Поэтому, можно признать экономически оправданным индивидуальный подход к срокам проведения и установлению объемов работ капитального ремонта для каждого конкретного лифта.
Такому ремонту обычно предшествует подготовительный период, во время которого уточняются объемы и стоимость работ, ведется подготовка запчастей для замены, планирование сроков начала и окончания работ. Эти работы в эксплуатационных управлениях или участках, обычно, вносятся в их производственный план, с дополнительным финансированием.
Модернизация лифтов
Применительно к лифтам под этим термином могут подразумеваться два вида работ, выполняемых с целью их совершенствования.Если такая работа проводится в основном заводом-изготовителем и касается модели, пользующейся спросом, то она соответствует общепринятому смыслу «Модернизация», т. к. касается совершенствования лифта без существенного изменения основных параметров машины. В этом случае обычно проводится частичное изменение отдельных узлов или систем управления, позволяющее улучшить потребительские характеристики лифта. После проведения комплекса работ лифт в модернизированном виде продолжает выпускаться заводом.
Во втором случае модернизацию обычно проводит эксплуатационная организация. В этом случае для определенного лифта, длительное время находившегося в эксплуатации, разрабатывается комплекс технических мер, позволяющих путем замены части морально и физически изношенного оборудования, собрать в отдельной шахте лифт с улучшенными до современного уровня характеристиками.
Часто такая работа приурочена к окончанию планового срока службы лифта и сопровождается разработкой и изготовлением специального комплекта оборудования для модернизации конкретной модели.