Профессия лифтер 2-го разряда
Смазочные материалы, смазка деталей и узлов лифта. Часть 3
Для смазки лифтовых узлов типовых конструкций различного назначения применяются следующие основные марки масел:
- Индустриальное 20 ГОСТ 1707 -51
- Трансмиссионное автотракторное ГОСТ 542 -50
- Трансмиссионное для редукторов. ТУ 38.101.529 -75
- Трансмиссионное для промышленного оборудования ТУ 38.101.529-75
- Автотракторное
- Осевое ГОСТ 610-48
Направляющие из металлического профиля.
Далее отметим сравнительные преимущества масел перед консистентными смазками: обладают более стабильными, чем консистентные смазки, свойствами; могут длительно работать при высоких температурах не теряя смазывающих свойств; не вызывают больших потерь на перемешивание; обладают меньшим, чем консистентные смазки, внутренним трением; облегчают условия эксплуатации, т.к. не требуют разборки узла при замене, позволяют применять системы очистки масла.
Недостатки масел: необходимость в более сложных уплотняющих устройствах; необходимость более частого пополнения.
Консистентные смазки: Они широко применяются в лифтах.
Консистентные смазки представляют собой густые мазеподобные пластические вещества, получаемые из очищенных маловязких или средневязких масел, загущаемых мылами или немыльными загустителями.
В зависимости от назначения консистентные смазки подразделяются на антифрикционные и защитные. Антифрикционные предназначены для уменьшения сил трения и скорости изнашивания трущихся поверхностей, защиты их от коррозии и для герметизации узлов. Защитные консервационные смазки применяются для защиты от коррозии металлических поверхностей узлов лифта при их хранении.
Для консервационных смазок используют немыльные загустители, это парафины, церезины, воски и др. Для антифрикционных консистентных смазок применяют мыла, изготавливаемые на синтетических жирных кислотах и естественных растительных и животных жирах. В зависимости от загустителя консистентные смазки называют синтетическими и жировыми.
Основными показателями для оценки консистентных смазок являются: теплостойкость, которая может быть выражена через температуру каплепадения; прочность или предел прочности; степень густоты или пенетрация, характеризующаяся глубиной проникновения стандартного конуса массой 150 грамм за 5 секунд, выраженная в десятых долях миллиметра; влагостойкость; антифрикционность; стабильность; антикоррозионность; содержание механических примесей и воды.
Антифрикционные консистентные смазки подразделяются на два класса в зависимости от сферы применения.
К первому классу относятся универсальные смазки, которые в буквенном обозначении на первом месте имеют букву «У», последующие буквы обозначают специфические свойства смазки. Это, например, диапазон температур каплепадения, которые получили название низкоплавкие с температурой до 65°С, обозначаются буквой Н; среднеплавкие, с температурой каплепадения до 100°С, – С; тугоплавкие, с температурой каплепадения t° > 100°С, – Т. Обычно буквы, обозначения диапазона температур каплепадения располагаются на втором месте. Далее, располагающиеся буквы обозначают: В – водостойкие, М – морозостойкие, сохраняющие работоспособность при температурах ниже – 30°С; А – активированные, предназначенные для особо высоких нагрузок; 3 – защитные, защищающие от коррозии; Р-не растворяющие резины; К – кислотоупорные.
Например, смазка УТВМА – универсальная, тугоплавкая, водостойкая, морозостойкая, активированная.
Ко второму классу относятся специальные смазки, обозначаемые одной или несколькими буквами, раскрывающими область применения: А – автотранспортные; В – для предметов вооружения; Ж – железнодорожные; И – индустриальные; М -морские; С – самолетные
Преимущества консистентных смазок: не требуют сложных уплотнений; надежно заполняют зазоры между вращающимися и неподвижными деталями уплотнений, улучшая их работу; работают более продолжительный срок не требуя пополнения, до 12 месяцев.
Недостатки: повышенное внутреннее трение не позволяет их использовать при высоких скоростях; чувствительность к температурным изменениям; необходимость разборки узла при замене смазки.
Для грамотной организации смазки оборудования, обычно, используются два документа, включаемые в состав эксплуатационной документации, присылаемой заводом или фирмой, изготовившей лифт.
Во-первых это карта или схема смазки, на которой представлена конструктивная схема с цифровым обозначением всех мест, требующих смазки. Для лифта это редуктор, тормоз, двигатель, ограничитель скорости, направляющие, подвеска кабины, двери и привод дверей кабины, ловители, механизм подвижного пола, механизм включения ловителей, ловители, натяжное устройство ограничителя скорости, подшипники роликов и контрроликов дверей шахты, масляные буфера. Вторым документом является таблица смазки.
В таблице смазки приводится перечень узлов и деталей, подлежащих смазыванию, наименование смазочных материалов, количество точек смазки, способ нанесения смазочных материалов, периодичность проверки, пополнения или замены смазки.