Профессия лифтер 2-го разряда
Общие сведения о лифтах.
Лифтом – называется стационарный подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины по направляющим установленных в шахте огражденной со всех сторон и предназначенной для перевозки людей и грузов на различные уровни.
Кто имеет право работать лифтером.
Человек достигший 18-ти летнего возраста, прошедшего медицинский осмотр, и получивший удостоверение на право обслуживания лифтов. (окончивший специальное заведение).
Квалификационная характеристика лифтера.
- Лифтер должен иметь общее представление устройства лифта
- Знать название аппаратов управления уметь ими пользоваться.
- Знать название и расположение предохранительных устройств.
- Знать название и уметь пользоваться световой и звуковой сигнализацией.
- Уметь производить осмотр лифта.
- Знать правила пользования лифтом.
- Уметь включать и выключать лифт.
- Знать безопасные способы эвакуации пассажиров из остановившейся кабины. Лифтер ведет текущее обследование лифта, а механик техническое. Механик 2 раза в месяц производит проф.осмотр лифта и производит работу по вызову лифтера.
Если лифт не работает в течение 2-х дней нужно сообщить владелицу лифта. При отдельных случаях ремонта лифтер должен присутствовать. Следить за чистотой лифтовой установки.
Виды и нормы обслуживания лифта.
- Лифтерное
- Безлифтерное
- Диспетчерское
- Лифтерное обслуживание – это лифты в старых зданиях и лифты, имеющие кабину с внутренним управлением (больничные и грузовые с проводником) Норма обслуживания один или несколько на одной посадочной площадке.
- Безлифтерное обслуживание – это автоматические лифты обслуживаются лифтером обходчиком. Они должны находиться в одном или рядом стоящем здании, подъезды которых просматриваются из одной точки. Норма обслуживания до 6 лифтов 40 штатных дверей.
- Диспетчерское обслуживание – это лифты, подключенные к диспетчерскому пульту, обслуживаются бригадой из 2-3 человек, расстоянием от пульта до лифта 500 м в R до 20 лифтов до 200 шахтных дверей.
Требование к лифтам.
- Безопасность. Все лифты должны быть смонтированы и эксплуатируются так, чтобы не подвергать жизнь опасности.
- Надежность. Зависит от тех.обслуживания лифта.
- Комфортность – это удобные габаритны лифта бесшумность плавность хода, точность.
Классификация лифтов.
По типу лебедок:
- Барабанная лебедка.
- Лебедка с канатоведущим шкивом. Преимущество лебедки со шкивом:
а) Маленькие габариты.
б) Меньше затрат электроэнергии
в) Меньше износ канатов
г) большая безопасность.
По типу передачи тягового усилия.
- Редукторная передача на лифтах с обычной скоростью с двигателем на переменном токе.
- Безредукторная передача используется на скоростных лифтах с двигателем на постоянном токе.
По расположению машинного отделения:
- Верхнее м/о
- Нижнее м/о
Преимущество верхнего расположения.
Простота конструкции, меньше износ канатов, меньше длина канатов в 2-3 раза и больше Коэффициент Полезного Действия.
По скорости движения:
- До 1 м./сек. – тихоходные.
- От 1 до 2 м./сек. – быстроходные
- От 2 до 4 м./сек. – скоростные
- От 4 и выше – высокоскоростные.
По расположению аппаратов управления.
- Наружное управление – это лифты грузовые, без проводника и малые грузовые.
- Внутреннее управление – это лифты больничные и грузовые с проводником.
Смешанное управление – это лифты пассажирские и грузопассажирские. Они могут иметь:
а) Раздельное управление, когда своя кнопка вызова на каждый лифт.
б) Парное управление, когда одна кнопка на 2 лифта.
г) Групповое управление это лифты, с попутным вызовом работающие по спец. программам.
Параметры лифтов.
- Грузоподъемность – номинальная масса наиболее поднимаемого груза, – на который рассчитан лифт, например 320 кг.;
- Скорость движения лифта.
а) расчетная (номинальная) на пример 1м/сек.;
б) если номинальную скорость увеличить на 15-40% то эта скорость будет предельной, при этой скорости ограничитель скорости и кабина сядет на ловитель.
в) ревизионная = 0,36 м/сек на этой скорости механик, стоя на крыше кабины, проверяет или ремонтирует оборудование шахты.
г) остановочная = 0.36 м/сек на этой скорости кабина подходит к заданному этажу.
- Производительность лифта – количество, груза которое, перевозит лифт за 1 час непрерывной работы.
- Количество остановок – определяется высотой здания.
Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения представлен на фото
Фото – Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения.
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 — подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9 — направляющие противовеса; 10 — направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12 — дверь шахты; 13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер противовеса; 16 — вводное устройство; 17 — канат ограничителя скорости; 18 — противовес; 19 — натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20 — понижающий трансформатор; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 — датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт датчика точной остановки кабины.
Основным документом, устанавливающим требования к устройству и установке лифтов, вводу их в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию и диспетчерскому контролю за их работой, являются Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ).
Назначение лифта характеризует вид транспортируемых им грузов. По назначению лифты подразделяют на следующие виды:
- пассажирские (для жилых, общественных зданий и зданий промышленных предприятий), предназначенные для подъема и спуска людей и предметов домашнего обихода, если их масса не превышает грузоподъемности лифта;
- больничные, используемые для перемещения больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом;
- грузовые, предназначенные в основном для подъема и спуска грузов:
- грузовые, управляемые проводником (лифтером) из кабины лифта;
- грузовые, управляемые лифтером с этажной площадки, где перемещение людей запрещено;
- грузовые малые с грузоподъемностью кабины до 250 кг и высотой кабины до 1 250 мм;
- грузовые с монорельсом, где под потолком кабины установлена балка-монорельс для крепления грузоподъемного устройства;
- выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;
- тротуарные, кабина которых выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк.
Грузоподъемность — наибольшая масса груза, для транспортировки которой предназначен лифт. В нее не входит масса кабины с постоянно находящимся в ней оборудованием. Номинальная грузоподъемность кабины устанавливается в зависимости от максимальной полезной площади пола кабины.
Вместимость кабины определяется делением величины грузоподъемности лифта на 75 кг (принятая масса одного человека) с округлением полученного результата до ближайшего целого числа.
Важной характеристикой лифтов является точность остановки кабины — расстояние по вертикали между уровнями пола кабины и этажной площадки после остановки кабины. Точность остановки кабины на этаже при эксплуатации должна быть в пределах ±35 мм.
Скорость движения кабины подразделяют на номинальную и рабочую. Номинальная скорость — это скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт. Рабочей называется фактическая скорость движения кабины.
По величине номинальной скорости лифты подразделяют на следующие:
- тихоходные (скорость движения кабины до 1 м/с);
- быстроходные (скорость движения кабины 1…2 м/с);
- скоростные (скорость движения кабины 2…4 м/с);
- высокоскоростные (скорость движения кабины свыше 4 м/с).
Кабина лифта перед остановкой на этаже может иметь вторую (малую), пониженную до 0,4 м/с скорость. Это позволяет более плавно и точно остановить кабину на этаже, такой лифт называется двухскоростным.
По виду грузонесущего устройства различают лифты, оборудованные кабиной или платформой; по виду привода дверей кабины — лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически.
В зависимости от вида привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими или гидравлическими.
Лифт может иметь следующие виды управления кабиной:
- наружное (внешнее), осуществляемое с этажной площадки;
- внутреннее, осуществляемое из кабины лифта;
- смешанное, осуществляемое из кабины лифта и с этажной площадки.
Различают следующие системы управления:
- простое раздельное управление, которое обеспечивает регистрацию и реализацию одной команды (вызова или приказа);
- собирательное управление, при котором регистрируются несколько команд, а их выполнение осуществляется в соответствии с заданной программой. При этом лифт может совершать попутные остановки по вызовам или приказам (в жилых домах — только при движении кабины вниз, в общественных зданиях — в обоих направлениях);
- одиночное управление — управление лифтом от одной кнопки вызова;
- групповое управление — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте и обслуживающих одни и те же этажи. Разновидность группового управления — парное управление лифтами, часто применяемое в жилых домах.
Режимы работы лифта
Существуют различные режимы работы лифта:
- рабочий режим (для эксплуатации лифта пассажирами);
- режим управления лифтом из машинного помещения (для эксплуатации лифта электромехаником при выполнении работ в машинном помещении лифта);
- режим «Ревизия» (для управления с крыши кабины для электромехаников);
- режим «Пожарная опасность» (при подаче сигнала о возгорании электрическая схема лифта осуществляет прибытие кабины на основной посадочный этаж, при этом исключается выполнение команд из кабины и с посадочной площадки);
- режим «Перевозка пожарных подразделений» (выполнение команд управления только из кабины, в том числе открытие и закрытие дверей кабины и шахты).