Профессия лифтер 2-го разряда
Механическое оборудование лифтов. Часть 2
Крепление кронштейнов направляющих лифтов.
Кронштейны для направляющих крепятся либо непосредственно на стены шахты, если это позволяет прочность материала стен, либо на металлический каркас внутри шахты.
Дюбельные соединения используются для стен, выполненных из сборных и сборно-монолитных бетонных конструкций. Не менее распространенный способ – крепление к предварительно установленным металлическим закладным элементам. Аналогичные закладки могут быть сделаны в стенах шахт, возведенных из кирпича. Для частичной разгрузки узлов крепления направляющие могут подвешиваться к балкам перекрытия либо опираться на пол посредством специальной подошвы в приямке. Метод подвешивания применяется не слишком часто, в отличие от опоры на пол, широко распространенной для подъемников на небольшую высоту.
Подвижное крепление выполняется при помощи специальных прижимных деталей таким образом, что нижний край направляющих находится на расстоянии 100-150 мм от пола, а верхний – на расстоянии 30-40 мм от перекрытия. При появлениях деформации направляющих из-за колебаний температуры либо усадки строительных конструкций напряжения легко снимаются регулировкой болтов прижимных элементов.
Направляющие могут служить также опорой для удержания кабины и противовеса в случаях посадки их на ловители. Определенное положение кабины и противовеса на направляющих осуществляется с помощью соответствующих башмаков, установленных на кабине и противовесе. Направляющие кабины и противовеса изготовляют из металла достаточной жесткости. В эксплуатации на лифтах устаревших конструкций (например, модели ЭМИЗ н др) применяли деревянные направляющие, изготовленные из твердых пород деревьев типа бука, граба, дуба. На лифтах современных конструкций применяют металлические направляющие таврового профиля
Ограничитель скорости лифта.
Если лифтовая кабина вдруг стремительно понесется вниз, трагедии не миновать. Поэтому был придуман аппарат, который позволяет избегать подобных аварийных ситуаций. Его название – ограничитель скорости лифта.
В конструкции аппарата прежде всего выделим шкив – фрикционное колесо с углублением по окружности. Через углубление шкива протягивают канат, причем один его конец прочно закрепляется на кабине, а другой – в ограничителе. У этого устройства есть и третья канатная ветвь – она жестко сцепляется с механизмом особых устройств – ловителей. Последние автоматически затормаживает канат в случае, когда при движении вниз кабина достигает предельной скорости опускания. Для создания нужного давления на шкив в приямке шахтного ствола ставится натяжное устройство. Натягивая канат, оно заодно не дает ветвям каната перекручиваться между собой.
Аппараты ограничения скорости в обязательном порядке устанавливаются во всех лифтах. Эти устройства обеспечивают безопасность движения кабины, сводя практически к нулю опасность ее падения либо чрезмерного ускорения.
Ограничитель скорости лифта срабатывает автоматически, если скорость опускания кабины превысит номинальное значение:
- на 15% при номинальной скорости до 1,4 м/с;
- на 33% при номинальной скорости от 1,4 до 4 м/с;
- на 40% при номинальной скорости свыше 4 м/с.
Как работает аппарат?
Физическая закономерность, которая лежит в основе работы аппарата, называется центробежной силой вращающихся грузов. Последние начинают вращаться за счет ограничителя скорости, связанного с кабиной с применением противовеса. Таким образом, спуск эффективно замедляется даже в случае перебоев в электросети либо обрыва каната лебедки.
Место установки
Чаще всего ограничитель скорости лифта монтируется в машинном отделении. За срабатывание аппарата в этом случае отвечает канат ограничителя, протянутый по всей высоте шахтного ствола. Одна ветвь каната сцеплена с рычагом цепи ловителей.
Реже аппарат размещается на крыше кабины. При выборе этого места монтажа его приводит в действие ролик, движущийся по рельсе, либо канат ограничителя, запасованный особым образом.
Лифтовые двери.
Классификация (типы дверей)
- По способу приведения в действие:
а)автоматические
б)полуавтоматические
в)ручная.
- По конструкции:
а)щитовые
б)решетчатые – на грузовых лифтах
в)шторные на малых грузовых
- По способу открывания:
а)раздвижные
б)распашные
- По количеству створок:
а)одностворчатые;
б)двухстворчатые;
в)многостворчатые
Требования к дверям шахты:
- Целостность
- Зазор между створок не более 0,2 см
- Наличие механической блокировки (замков) и наличие блокировки (контактов).
Требования к дверям шахты и посадочным площадкам.
Требования к дверям шахты:
- Целостность.
- Герметичность (плотность притвора). Зазор между створок должен быть не более 1,5 мм.
- Наличие механической блокировки замков, которые открывают двери при подходе кабины к заданному этажу на 200мм. Невозможность открыть двери с посадочной площадки при отсутствии кабины.
- Наличие электрической блокировки, контролирующей срабатывание замков и плотность притвора.
Требования к посадочным площадкам:
- Свободный подход к дверям лифта (недолжно быть никаких предметов и заграждений);
- Нормальное освещение площадки;
- Целостность кнопок вызова лифта.
Устройство дверей шахты автоматического лифта:
- Верхняя балка крепится к стенкам шахты
- Две линейки закрепляются к балке под углом.
- Две каретки перемещаются, на роликах по линейкам крепятся к створкам.
- Две створки крепятся к кареткам.
- Два замка – состоят из двухплечих рычагов с роликами закрепленных на осях роликов каретки и защелок закрепленных на верхней балки.
- Три блокировочных контакта: два крайних контролируют работу замков, один средний контролирует плотность прикрытия створок. При размыкании любого из контактов отключается электродвигатель;
- Порог;
- Башмачки, передвигаются по пазу порога и фиксируют створки в одной плоскости.
Двери шахты распашного лифта:
- Двери шахты бывают односторонние или двухсторонние из металлических листов.
- Вверху дверей должно быть смотровое окно, огороженное со стороны шахты.
- Часть магнитной отводки (лыжа, ролик, ригель) устанавливается со стороны шахты.
- Три контакта крепятся к стенки шахты 4 1 – контролирует работу защелки, 2 – ригельного замка; 3 – (средний) – контролирует плотность прикрытия дверей. При размыкании любого контакта кабина в ход не пойдет.
Двери кабины распашного лифта:
- Двери кабины пассажирского лифта, в основном, двустворчатые, открываются во внутрь кабины; двери грузового лифта могут быть решетчатыми;
- Над створками устанавливается накидная планка (фартук).
- Над дверью крепится блокировочный контакт, который контролирует плотность прикрытия створок. Он воздействует на фартук при открывании створок и отключает цепь управления двигателем лебедки. Такие двери на лифтах применяют в основном с подвижным полом.
Двери кабины автоматического лифта:
- Верхняя балка кабины дверей кабины: крепится к крыше кабины. На балке;
- Направляющая линейка: крепится горизонтально к балке.
- Две каретки – перемещаются на роликах по линейке, крепятся к створкам.
- Две створки, крепятся к кареткам;
- Две механические отводки – для совместной работы с дверями шахты, крепятся к кареткам;
- Тросик, который связывает две каретки таким образом, что они перемещаются в разные направления;
- Пружина: при открывании дверей – растягивается, при освобождении – сжимается и закрывает двери;
- Дверной контакт, контролирует полностью прикрытие створок;
- Порог и башмачки створок дверной кабины;
- Дверной привод.
Совместная работа дверей кабины и шахты автоматического лифта:
При походе кабины к заданному этажу ролики замков дверей шахты входят в отводки, расположенные на каретках дверей кабины. Электропривод сначала начинает открывать двери кабины, затем открываются замки дверей шахты, далее обе двери открываются совместно.
Устройство дверного привода автоматического лифта:
Предназначен для открывания и закрывания дверей кабины и шахты только автоматического лифта.
Состоит:
- Электродвигатель;
- Редуктор – служит для уменьшения числа оборотов вала электродвигателя; вал редуктора соединен с валом электродвигателя с помощью клиноременной передачи.
- Водило – для воздействия на ведущую каретку.
- Конечные выключатели ВКО и ВКЗ (открывания и закрывания дверей).
- Микропереключатель – для переключения электродвигателя на оборотный ход, если створки дверей встретили препятствие.
Работа электропривода автоматического лифта:
При нажатии на кнопку вызова и при подходе кабины к этажу в электродвигатель поступает ток, и вал электродвигателя начинает вращаться. Вращение вала электродвигателя с помощью клиноременной передачи передается на вал редуктора. Редуктор начинает вращать водило, которое, закреплено на выходном валу редуктора, против часовой стрелки. При этом ролик водила, вращаясь по упору правой каретки, толкает ее вправо, а левая каретка идет влево с помощью троса. Пружина при этом растягивается, двери будут открываться, пока водило, не повернется на 1800 и не надавит на выключатель ВКО, который отключит электродвигатель. Через 7 секунд или после нажатия на кнопку приказа электродвигатель получит электропитание и начнет вращаться водило в обратную сторону. Водило, вращаясь по часовой стрелке, отпустит каретку, пружина, сжимаясь, тянет правую каретку влево, а левая каретка идет навстречу с помощью троса. Двери будут закрываться, пока водило, не займет верхнее положение и своим кулачком не нажмет на контакт, ВКЗ который отключает эл. Двигатель (двери закрыты).
На современных лифтах (зарубежных аналогах) воздействие на ведущую створку осуществляется с помощью кривошипа и шатуна, толкающего створку.