Профессия лифтер 2-го разряда
Электрическое оборудование лифтов.
Напряжения, применяемые на лифтах.
Силовая цепь – 380 в :
– рубильник;
– главный автоматический выключатель;
– контакторы;
– выпрямители;
– электродвигатель лебедки;
– первичная обмотка тормоза.
Цепь электротормоза – 380 – 320 в:
– катушка электромагнитного растормаживания;
- Цепь привода дверей – 220 в (на крыше кабины).
- Цепь управления и блокировки – 110 в
– кнопочные командоаппараты;
– этажная аппаратура;
– реле;
– катушки контакторов;
– выключатели безопасности.
Цепь аварийного освещения и сигнализации – 24 в.
Электрооборудование машинного помещения.
- Рубильник; устанавливается в машинном отделении у входа. Служит для подачи электроэнергии на лифт.
- Трансформаторы – для понижения напряжения переменного тока..
- Электродвигатель лебедки – для преобразования электрической энергии в механическую (вращение вала).
- Электромагнитный тормоз – для остановки кабины и противовеса при отключении электроэнергии.
- Концевой выключатель – для отключения цепи управления лифта при переходе кабиной крайних остановок.
Электрические аппараты в станции управления:
- Контакторы осуществляют отключение, включение, переключение в силовой цепи двигателя лебедки.
- Реле; служат для отключения, включения, переключения в слаботочных цепях (цепи управления).
- Электромагнитное реле времени служит для определенной временной последовательности срабатывания аппаратов управления. На современных лифтах для фиксирования вызова и приказа применяются полупроводниковые элементы и элементы микропроцессорной техники.
- Выпрямители; служат для преобразования переменного тока в постоянный.
- Главный автомат; служит для защиты электродвигателя лебедки от токов короткого замыкания и перегрузок.
- Малый автомат; служит для защиты электродвигателя привода дверей от токов короткого замыкания, перегрузок.
- Плавкие предохранители; служат для защиты отдельных цепей от токов короткого замыкания.
В каких случаях выбивает главный автоматический выключатель.
Главный автоматический выключатель. Защищает эл.двигатель лебедки от токов короткого замыкания (КЗ) и перегрузок.
В автоматический выключатель (АВ) заложены две защиты – электрическая и тепловая. Он отключает двигатель лебедки при КЗ, обрыве одной фазы, при перегрузе (нагревается обмотка двигателя, т.е. срабатывает тепловая защита).
Электрооборудование шахты.
- Этажные переключатели.
- Электропроводка освещения (освещается шахта круглосуточно).
- Гибкий кабель для подвода питания к кабине.
- Выключатель приямка.
- Электрический звонок.
- Контакт натяжного устройства ОС.
- Концевые выключатели (у лифтов с распашными дверями).
- Контакты дверей шахты (на всех этажах).
Электрооборудование кабины.
- Кнопочные посты управления.
- Кнопка «Стоп».
- Плафон освещения.
- Световое табло (на многоэтажных и административных зданиях).
- Подпольные контакты, датчик загрузки.
- Контакт слабины канатов.
- Контакт ловителей.
- Электропривод дверей.
- Датчик точной остановки.
- Блокировочный контакт дверей.
- Оборудование двусторонней связи с оператором диспетчерского пульта ( микрофон, динамик)
- Пульт ревизионный (для перевозки механика самого себя на крыше кабины при ремонте (осмотре) шахты).
- Розетка для подключения электрооборудования.
Освещение и сигнализация на лифтах.
- Освещение.
Освещение помещений лифтовой установки выполняется совместно с освещением здания, т.е. при наличии освещения в здании, освещены все лифтовые помещения.
Кабина освещается при включенном рубильнике (в МО). Выключатель для освещения в М.О. и шахте установлены в машинном помещении.
Сигнализация на лифтовых установках.
- Звуковая сигнализация:
– эл.звонок (в приямке) для вызова пассажиром из кабины дежурный персонал (лифтера);
– в лифтах с проводником звонок установлен в кабине;
– переговорное устройство (динамик) служит для переговоров с персоналом.
- Световая сигнализация:
– сигнал подачи напряжения на магнитную станцию (загорается зеленый индикатор);
– световое табло датчика загрузки;
– световое поэтажное табло в кабине или на площадке;
– сигнал «Занято» – встроен на панели магнитной станции (в МО) и вызывных аппаратах на посадочных площадках.
Предохранительные устройства лифтов.
Предохранительные устройства – это аппараты и устройства, которые обеспечивают безопасную работу лифта.
- Механические предохранительные устройства:
А) ограничитель скорости с ловителями
Б ) замки дверей
В) буфера
Назначение механических предохранительных устройств.
- Буферы. Предназначены для мягкой посадки кабины, когда она опустится ниже первого этажа. Буферы устанавливаются в приямке. Пружинные – на тихоходных лифтах, гидравлические – на скоростных, где V > 1 м/сек.
- Замки дверей шахты. Предназначены для механического запирания дверей (невозможность открыть двери с посадочной площадки).
- Ограничитель скорости. Предназначен для приведения в действие ловителей при достижении кабиной предельной скорости при движении вниз. ОС установлен в машинном отделении.
Электрические предохранительные устройства:
Назначение электрических предохранительных устройств (выключателей безопасности): отключать цепь управления лифтом при неисправности контролируемых ими устройств лифта ( тросов, двигателей, дверей и т.д.)
- В машинном отделении:
а) Главный автоматический выключатель (АВ-1), – предохраняет электродвигатель от токов короткого замыкания, перегрузок;
б) Малый автоматический выключатель (АВ-2), – предохраняет электродвигатель привода дверей от токов короткого замыкания, перегрузок;
в) Плавкие предохранители, – предохраняют цепей управления и сигнализации от токов короткого замыкания;
г) Концевой выключатель на раме ограничителя скорости, – предназначен для разрыва цепи управления при переходе кабиной крайних остановок
1) На кабине:
1) На крыше:
а) Контакт слабины каната, – разрывает цепь управления при ослаблении или обрыве одного из рабочих канатов;
б) Контакт рычажного устройства ловителей – разрывает цепь управления при срабатывании ограничителя скорости;
в) Контакт дверей кабины, – разрывает цепь управления, когда дверь открыта (не позволяет кабине ехать с открытыми дверьми);
2) Внутри кабины:
а) Кнопка «Стоп» для экстренной остановки кабины (на новых лифтах заменяется на кнопку “Отмена” или “Двери”, при воздействии на которые кабина должна дойти до ближайшего этажа, только тогда открываются двери);
б) Подпольный контакт загрузки, – разрывает цепь управления при перегрузке кабины.
- В шахте:
а) Контакты дверей шахты, – контролируют закрывание двери шахты;
б) Контакты замков дверей, – контролируют работу замков дверей шахты.
- В приямке:
а) Выключатель приямка, – разрывает цепь при работах в приямке;
б) Контакт натяжного устройства ограничителя скорости (НУОС), – разрывает цепь при обрыве или растяжении каната ограничителя скорости.
Концевые выключатели:
Концевые выключатели предназначены для отключения главного двигателя при переходе кабиной крайних этажей. Концевые выключатели располагаются:
- На автоматических лифтах: один, на раме ограничителя скорости. Разрывает цепь при переходе кабиной крайних остановок (на 200мм).
Для воздействия на выключатель использован трос ограничителя скорости. На нем установлено два упора («бобышки»)
Когда кабина стоит точно на крайнем этаже, бобышка, закрепленная на канате ограничителя скорости, располагается на 50 мм ниже коромысла ограничителя. Если кабина переходит крайний этаж, бобышка поднимается, ударяет по коромыслу, коромысло, поворачиваясь, воздействует на концевой выключатель и отключает электродвигатель.
- На распашных лифтах: два, один – выше верхнего этажного переключателя на 200мм, второй – ниже нижнего этажного выключателя на 200мм. Приводятся они в действие фигурной отводкой.
Примечание: Когда лифтер после срабатывания концевого выключателя вручную ставит кабину в рабочую зону шахты, то:
В первом случае ему надо вручную включить концевой выключатель перед включением рубильника;
Во втором случае ему достаточно просто приподнять (опустить) кабину и концевой выключатель автоматически включится сам.