ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов
Уведомления о происшествиях, связанных с опасными грузами
1.8.5.1 Если в ходе погрузки, наполнения, перевозки или разгрузки опасных грузов на территории какой-либо Договаривающейся стороны происходит серьезная авария или инцидент, то, соответственно, погрузчик, ответственный за наполнение, перевозчик или грузополучатель должен удостовериться в том, что компетентному органу соответствующей Договаривающейся стороны представлен отчет, составленный по образцу, предписанному в подразделе 1.8.5.4.
1.8.5.2 Эта Договаривающаяся сторона должна в свою очередь, при необходимости, представить отчет секретариату Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций в целях информирования других Договаривающихся сторон.
1.8.5.3 Происшествие, требующее составления отчета в соответствии с подразделом 1.8.5.1, произошло в том случае, если высвободились опасные грузы или если существует неминуемая опасность потери продукта, если был причинен физический вред, имущественный или экологический ущерб или если имело место вмешательство властей и происшествие отвечает одному или нескольким из нижеследующих критериев: Физический вред означает происшествие, при котором наступила смерть или было причинено телесное повреждение, непосредственно связанные с перевозимыми опасными грузами, и полученное телесное повреждение
a) требует интенсивного медицинского лечения,
b) требует пребывания в больнице в течение не менее одного дня,
или c) приводит к нетрудоспособности в течение не менее трех дней подряд. Потеря продукта означает высвобождение опасного груза
a) транспортной категории 0 или 1 в количестве 50 кг/50 л или более,
b) транспортной категории 2 в количестве 333 кг/333 л или более,
или c) транспортной категории 3 или 4 в количестве 1000 кг/1000 л или более.
Критерий потери продукта применяется также, если существует неминуемая опасность потери продукта в вышеупомянутых количествах. Как правило, такую опасность следует предполагать в случае, если из-за получения структурного повреждения средство удержания груза уже непригодно для дальнейшей перевозки или если по какой-либо другой причине уже не обеспечивается достаточный уровень безопасности (например, из-за деформации цистерн или контейнеров, опрокидывания цистерны или пожара, возникшего в непосредственной близости).
Если происшествие связано с опасными грузами класса 6.2, то обязательство, касающееся представления отчета, применяется без каких-либо ограничений в отношении количества груза. В случае происшествия, связанного с материалами класса 7, критерии потери продукта являются следующими:
a) любое высвобождение радиоактивного материала из упаковок;
b) облучение, ведущее к нарушению пределов, установленных в правилах защиты работников и населения от ионизирующего излучения (карточка II Серии изданий МАГАТЭ по безопасности № 115 – “Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения”);
или c) когда имеются основания считать, что произошло значительное ухудшение какой-либо функции безопасности упаковки (удержание груза, защитная оболочка, теплоизоляция или критичность), которое могло сделать упаковку непригодной для продолжения перевозки без принятия дополнительных мер безопасности.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. требования дополнительного положения CV33(6), содержащегося в разделе 7.5.11, в отношении недоставленных грузов.
Имущественный или экологический ущерб означает высвобождение опасных грузов, независимо от количества, при котором оцениваемая сумма ущерба превышает 50 000 евро. Ущерб любым непосредственно затронутым перевозочным средствам, содержащим опасные грузы, и инфраструктуре данного вида транспорта в этом случае в расчет не принимается. Вмешательство властей означает непосредственное вмешательство властей или аварийных служб в ходе происшествия, связанного с опасными грузами, и эвакуацию людей или закрытие дорог общественного пользования (автомобильных/железных дорог) не менее чем на три часа ввиду опасности, представляемой опасными грузами. В случае необходимости компетентный орган может запросить соответствующую дополнительную информацию.
1.8.5.4 Образец отчета о происшествиях во время перевозки опасных грузов
Отчет о происшествиях во время перевозки опасных грузов
в соответствии с разделом 1.8.5 МПОГ/ДОПОГ
В случае обнаружения повреждения упаковки или утечки радиоактивного материала, необходимо немедленно принять первоочередные действия для обеспечения безопасности себя и окружающих. Вот некоторые рекомендации:
1. Остановитесь и оцените ситуацию: Если вы обнаружили повреждение упаковки или утечку радиоактивного материала, важно остановиться и не подходить к источнику утечки. Оцените ситуацию и определите, насколько серьезной является потенциальная угроза.
2. Удалитесь от источника утечки: Если возможно, удалитесь от места утечки радиоактивного материала, чтобы уменьшить риск подвергнуться воздействию излучения. Отойдите на безопасное расстояние, соблюдая правила эвакуации, если они есть.
3. Изолируйте зону: Если утечка радиоактивного материала происходит внутри помещения, попытайтесь изолировать зону, чтобы предотвратить распространение радиоактивности. Закройте двери и окна, чтобы минимизировать поток воздуха, который может переносить радиоактивные частицы.
4. Сообщите о происшествии: Немедленно сообщите о происшествии компетентным службам или специализированным службам по ликвидации ЧС. Укажите местоположение, тип утечки и другую информацию, которая может быть полезной для специалистов, чтобы они могли принять соответствующие меры.
5. Следуйте указаниям экспертов: Когда на место прибудут специалисты, следуйте их указаниям и инструкциям. Они будут обладать необходимыми знаниями и средствами для проведения мероприятий по ликвидации утечки и минимизации рисков для здоровья и окружающей среды.
6. Немедленно удалитесь из зоны утечки и обратитесь за медицинской помощью. Врачи смогут провести соответствующие обследования и предоставить необходимое лечение.
Последствия аварий, связанных с различными типами упаковок
Аварии, связанные с перевозкой опасных грузов, могут иметь различные причины и последствия. Одним из важных аспектов безопасности является правильная упаковка груза. Неправильно упакованный опасный груз может представлять угрозу для окружающей среды, людей и имущества.
Некоторые из последствий аварий, связанных с различными типами упаковки для опасных грузов:
1. Утечка и загрязнение окружающей среды: Если груз неправильно упакован или упаковка повреждена в результате аварии, опасные вещества могут вытечь и загрязнить почву, воду и воздух. Это может иметь серьезные последствия для экосистемы и здоровья людей, а также требовать длительного и дорогостоящего процесса очистки и восстановления.
2. Взрывы и пожары: Некоторые опасные грузы могут быть взрывоопасными или легко воспламеняться при нарушении правил упаковки или при аварии. В случае возгорания или взрыва, пожар может распространиться на другие грузы, здания и транспортные средства, причиняя значительные материальные ущербы и угрожая жизням людей.
3. Распространение опасных веществ: Неправильная упаковка может привести к распространению опасных веществ в окружающие области. Это может создать опасность для людей, животных и растений, а также вызвать проблемы санитарии и экологии.
4. Потеря груза: Несоответствие упаковки требованиям безопасности может привести к потере груза в результате аварии. Это может привести к финансовым потерям для компании, а также к проблемам с поставкой и возможным воздействием на окружающую среду.
Меры по ликвидации пожара и обеспечение безопасности в зоне аварии с радиоактивными материалами
Сообщите об аварии
Первым шагом является немедленное сообщение об аварии компетентным службам, таким как пожарная служба и службы по ликвидации аварий с радиоактивными материалами. Они будут иметь необходимые ресурсы и знания для эффективной ликвидации пожара и обработки радиоактивных материалов.
Эвакуация
Если аварийная ситуация произошла в зоне, где находятся люди, необходимо организовать эвакуацию персонала и населения из опасной зоны. Это важно для предотвращения возможного воздействия радиоактивного материала и защиты жизни и здоровья людей.
Изоляция зоны
Для предотвращения распространения радиоактивного материала и минимизации опасности для окружающей среды необходимо изолировать зону аварии. Это можно сделать путем ограждения и ограничения доступа в зону, а также закрытием окон и дверей, чтобы предотвратить распространение радиоактивных частиц.
Защита персонала
Персонал, работающий в зоне аварии с радиоактивным материалом, должен быть должным образом защищен. Это включает использование защитной одежды, масок и других средств индивидуальной защиты для предотвращения воздействия радиации и контакта с опасными веществами.
Ликвидация пожара
Ликвидация пожара в зоне аварии с радиоактивным материалом требует особого подхода. Важно использовать специализированные средства пожаротушения, которые не только эффективно потушат огонь, но и предотвратят распространение радиоактивных частиц. Это могут быть специальные пенные средства или средства, способные образовывать плотную водяную пленку для изоляции и охлаждения радиоактивных материалов.
Обработка радиоактивных материалов
После ликвидации пожара и обеспечения безопасности персонала, необходимо приступить к обработке радиоактивных материалов. Это может включать сбор и упаковку радиоактивных отходов, очистку и дезактивацию зоны аварии, а также дальнейшую обработку и утилизацию радиоактивных материалов в соответствии с регуляторными нормами и требованиями.
Дезактивация лиц, подвергшихся загрязнению в результате аварии и при работах по ликвидации ее последствий
При авариях, связанных с радиоактивным материалом, возникает необходимость в дезактивации тех лиц, которые подверглись загрязнению. Дезактивация – это процесс, направленный на устранение радиоактивного загрязнения с поверхности тела и предотвращение дальнейшего распространения радиоактивных веществ.
Радиоактивное загрязнение может представлять серьезную угрозу для здоровья человека. При попадании радиоактивных частиц на кожу, одежду или внутрь организма, они могут вызвать различные заболевания, включая рак и другие опасные последствия. Поэтому так важно провести дезактивацию загрязненных лиц для минимизации рисков и защиты их здоровья.
Процесс дезактивации
Дезактивация лиц, подвергшихся радиоактивному загрязнению, выполняется специально обученными специалистами, обладающими необходимыми знаниями и опытом. Процесс дезактивации включает следующие этапы:
1. Оценка уровня загрязнения
Первым шагом является оценка уровня радиоактивного загрязнения, которому подверглись лица. Для этого используются специальные приборы и методы измерения радиации. Это позволяет определить степень загрязнения и выбрать соответствующие методы дезактивации.
2. Удаление загрязненной одежды и предметов
Для начала необходимо удалить все загрязненные предметы, такие как одежда, обувь и личные вещи. Они могут быть источником радиоактивного загрязнения и должны быть удалены с особым вниманием к безопасности.
3. Очищение кожи и поверхности тела
Для очищения кожи и поверхности тела применяются специальные средства, предназначенные для удаления радиоактивных частиц. Это может быть мыло, специальные растворы или гели. Очищение проводится с особым вниманием к чувствительным участкам тела, таким как лицо и руки.
4. Медицинское обследование и контроль
После дезактивации лица должны пройти медицинское обследование и контроль для оценки их состояния здоровья. Это позволяет выявить возможные последствия радиоактивного загрязнения и принять соответствующие меры для предотвращения развития заболеваний.
Меры безопасности при дезактивации
Важно соблюдать определенные меры безопасности при проведении дезактивации. Некоторые из них включают:
– Использование защитной одежды и средств индивидуальной защиты для специалистов, проводящих дезактивацию.
– Регулярная проверка и калибровка приборов для измерения радиации.
– Соблюдение правил и инструкций по безопасности при проведении дезактивации.
Порядок проведения дезактивации транспортных средств, оборудования и прилегающей территории
Шаг 1: Оценка ситуации
Первым шагом в проведении дезактивации является оценка ситуации. Это включает в себя определение типа опасного вещества, его концентрации и распространения, а также оценку уровня опасности. Для этого необходимо использовать специальное оборудование для измерения радиации и других параметров.
Шаг 2: Разработка плана дезактивации
После оценки ситуации следует разработать план дезактивации. В нем должны быть определены необходимые шаги и мероприятия для удаления опасных веществ и восстановления безопасности. План должен быть четким и структурированным, с указанием ролей и ответственности каждого участника.
Шаг 3: Предупреждение и эвакуация
Перед началом дезактивации необходимо предупредить людей в окружающей области о возможной опасности и принять меры по их эвакуации. Безопасность людей должна быть приоритетом во время проведения дезактивации.
Шаг 4: Использование защитного снаряжения
Персонал, занимающийся дезактивацией, должен быть оборудован соответствующим защитным снаряжением. Это включает в себя специальные костюмы, маски, перчатки и другие средства защиты. Защитное снаряжение помогает предотвратить контакт с опасными веществами и минимизировать риск отравления и радиационного воздействия.
Шаг 5: Дезактивация транспортных средств и оборудования
После принятия всех необходимых мер безопасности следует приступить к дезактивации транспортных средств и оборудования. Это может включать в себя удаление опасных веществ, очистку поверхностей и деталей, а также нейтрализацию радиоактивных материалов. Дезактивация должна проводиться в соответствии с установленными нормативными требованиями и инструкциями.
Шаг 6: Дезактивация прилегающей территории
После дезактивации транспортных средств и оборудования следует приступить к дезактивации прилегающей территории. Это может включать в себя очистку почвы, удаление загрязненных предметов и материалов, а также проведение дополнительных мероприятий для восстановления безопасности.
Шаг 7: Контроль и мониторинг
После проведения дезактивации необходимо осуществить контроль и мониторинг для убедиться в полной безопасности местности. Это может включать в себя измерение уровня радиации, проведение анализов почвы и воздуха, а также медицинское обследование персонала, участвовавшего в дезактивации.
Шаг 8: Сообщение и документирование
Важным шагом в процессе дезактивации является сообщение обо всех проведенных мерах и документирование процесса. Это поможет в будущем при анализе и предотвращении подобных аварийных ситуаций.
Аварийные меры при перевозке делящихся и неделимых материалов
В мире науки и технологий существуют различные материалы, которые можно классифицировать на основе их способности делиться или оставаться неделимыми. Делящиеся материалы – это вещества, которые могут претерпевать ядерные реакции деления, в то время как неделящиеся материалы не обладают такой способностью.
Делящиеся материалы – это вещества, ядра которых могут расщепляться на более легкие ядра при взаимодействии с нейтронами. Этот процесс называется ядерным делением. Одним из наиболее известных делящихся материалов является уран-235, который используется в ядерных реакторах для производства электроэнергии. При делении урана-235 высвобождается большое количество энергии и дополнительные нейтроны, которые могут вызвать цепную реакцию деления других атомов урана-235.
Другим примером делящегося материала является плутоний-239, который также используется в ядерных реакторах и вооружении. Делящиеся материалы имеют большое значение в ядерной энергетике и ядерном оружии, поскольку они способны вырабатывать огромное количество энергии.
Неделящиеся материалы – это вещества, ядра которых не могут претерпевать ядерные реакции деления. Они не обладают способностью высвобождать такое же количество энергии, как делящиеся материалы. Однако неделящиеся материалы могут быть использованы в различных областях, таких как строительство, электроника, медицина и другие.
Примером неделящегося материала может служить уран-238, который является самым распространенным изотопом урана на Земле. Уран-238 не является делящимся материалом, но его используют в ядерной энергетике, чтобы производить плутоний-239, который в свою очередь может быть использован в ядерном оружии или в ядерных реакторах.
Основные аварийные меры при перевозке делящихся и неделимых материалов:
Перед началом перевозки делящихся и неделимых материалов необходимо провести оценку рисков и разработать план аварийных мер. Оценка рисков позволяет определить потенциальные опасности и разработать соответствующие меры предосторожности. План аварийных мер должен включать инструкции по действиям в случае аварийной ситуации, контактные данные экстренных служб и подробные указания по эвакуации.
Персонал, занятый перевозкой делящихся и неделимых материалов, должен быть обучен правилам безопасности и процедурам, связанным с аварийными ситуациями. Регулярные тренировки помогут персоналу быть готовым к возможным авариям и правильно реагировать на них. Также необходимо проводить обучение по использованию специального оборудования и средств индивидуальной защиты.
Перед каждой перевозкой делящихся и неделимых материалов необходимо проводить тщательную проверку транспортных средств. Проверка должна включать осмотр технического состояния, работу систем безопасности и наличие необходимого оборудования. Регулярное обслуживание и техническое обслуживание транспортных средств также являются важными мерами для обеспечения безопасности перевозки.
При перевозке делящихся и неделимых материалов необходимо использовать специальное оборудование и средства индивидуальной защиты. Это включает защитные костюмы, маски, перчатки и другие средства, которые помогут предотвратить контакт с радиоактивными материалами и минимизировать риск радиационного облучения. Регулярная проверка и замена такого оборудования также важны для его эффективного использования.
Во время перевозки делящихся и неделимых материалов необходимо проводить мониторинг и контроль за радиационным уровнем, плотностью потока и другими параметрами. Это позволит оперативно обнаружить любые отклонения и принять соответствующие меры. Мониторинг следует проводить как на самом транспортном средстве, так и в окружающей среде.