ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Организация перевозок опасных грузов класса 1. Ограничения и особые требования
Транспортный документ на опасные грузы и связанная с ним информация
5.4.1.1 Общая информация, указываемая в транспортном документе
5.4.1.1.1 Транспортный(ые) документ(ы) на опасные грузы должен (должны) содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке:
a) номер ООН, которому предшествуют буквы «UN»;
b) надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2, дополненное, при необходимости (см. пункт 3.1.2.8.1), техническим наименованием, заключенным в скобки (см. пункт 3.1.2.8.1.1);
c) – для веществ и изделий класса 1: классификационный код, указанный в колонке 3b таблицы А главы 3.2. Если в колонке 5 таблицы А главы 3.2 приведены номера образцов знаков опасности, не являющиеся номерами образцов 1, 1.4, 1.5 и 1.6, то эти номера образцов знаков опасности должны указываться после классификационного кода в скобках; – для радиоактивных материалов класса 7: номер класса «7»;
ПРИМЕЧАНИЕ: В отношении радиоактивных материалов с дополнительной опасностью см. также специальное положение 172 в главе 3.3. – для литиевых батарей под № ООН 3090, 3091, 3480 и 3481: номер класса «9»; – для других веществ и изделий: номера образцов знаков опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 или применимы в соответствии со специальным положением, указанным в колонке 6. Если указано несколько номеров образцов, то номера образцов, которые следуют за первым номером, должны быть заключены в скобки. В случае веществ и изделий, которым в колонке 5 таблицы А главы 3.2 не предписан какой-либо образец знака, необходимо вместо этого указать номер их класса, приведенный в колонке 3а;
d) если она назначена, группа упаковки вещества, которой могут предшествовать буквы «ГУ» (например, «ГУ II») или начальные буквы, соответствующие словам «группа упаковки» на языках, используемых в соответствии с пунктом 5.4.1.4.1;
ПРИМЕЧАНИЕ: В отношении радиоактивных материалов класса 7 с дополнительными видами опасности см. специальное положение 172 d) в главе 3.3.
е) количество и описание упаковок, когда применимо. Коды транспортной тары ООН могут использоваться лишь в дополнение к описанию вида упаковки (например, один ящик (4G)); ПРИМЕЧАНИЕ: Номер, тип и вместимость каждой внутренней тары в наружной таре комбинированной тары указывать не требуется.
f) общее количество каждого опасного груза, имеющего отдельный номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование или группу упаковки, если таковая назначена (объем или масса брутто или масса нетто, в зависимости от конкретного случая);
ПРИМЕЧАНИЕ 1: Если предусматривается применение подраздела 1.1.3.6, общее количество и рассчитанное значение опасных грузов для каждой транспортной категории должны указываться в транспортном документе в соответствии с пунктами 1.1.3.6.3 и 1.1.3.6.4.
ПРИМЕЧАНИЕ 2: В случае опасных грузов в механизмах или оборудовании, упоминаемых в настоящем приложении, должно указываться общее количество содержащихся в них опасных грузов в килограммах или литрах в зависимости от конкретного случая.
g) наименование и адрес грузоотправителя;
h) наименование и адрес грузополучателя(ей). С согласия компетентных органов стран, затрагиваемых перевозкой, в тех случаях, когда опасные грузы перевозятся с целью доставки многочисленным грузополучателям, которые не могут быть идентифицированы в начале перевозки, вместо этого может быть сделана запись «Продажа с доставкой»;
i) декларация, требуемая в соответствии с положениями любого специального соглашения;
k) в случае перевозки, включающей проезд через туннели, в которых применяются ограничения на перевозку опасных грузов, — код ограничения проезда через туннели, указанный в колонке 15 таблицы А главы 3.2 прописными буквами в круглых скобках, или знак «(–)»
Место и порядок указания требуемых элементов информации в транспортном документе являются факультативными, однако элементы a), b), c) d) и k) должны указываться в том порядке, в каком они перечислены выше (т. е. a), b), c), d), k)), без какой-либо дополнительной информации, если в ДОПОГ не предусмотрено иное.
Примерами таких разрешенных описаний опасных грузов являются:
«UN 1098 СПИРТ АЛЛИЛОВЫЙ, 6.1 (3), I, (C/D)» или
«UN 1098 СПИРТ АЛЛИЛОВЫЙ, 6.1 (3), ГУ I, (C/D)».
5.4.1.1.2 Записи в транспортном документе, содержащие требуемую информацию, должны быть разборчивыми. Несмотря на то что в главе 3.1 и в таблице А главы 3.2 для указания элементов, которые должны быть частью надлежащего отгрузочного наименования, используются прописные буквы, а в настоящей главе элементы информации, которые должны быть внесены в транспортный документ, за исключением положений пункта 5.4.1.1.1 k), напечатаны прописными и строчными буквами, выбор прописных или строчных букв для указания этой информации в транспортном документе может быть свободным.
Оформление путевого листа
Путевой лист – это документ, который содержит информацию о маршруте перевозки, типе и количестве груза, а также о транспортном средстве и его водителе. Он является обязательным документом при перевозке опасных грузов и должен быть составлен в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов.
При оформлении путевого листа для перевозки опасных грузов класса 1 необходимо учитывать несколько особенностей:
1. Указание класса опасности груза. В путевом листе должен быть указан класс опасности груза в соответствии с международной системой классификации опасных грузов. Класс 1 относится к взрывчатым веществам, поэтому особое внимание должно быть уделено правильному обозначению этого класса.
2. Указание наименования груза. В путевом листе необходимо указать наименование груза, которое должно соответствовать названию, указанному в документах на груз. Неправильное наименование может привести к серьезным последствиям при перевозке опасных грузов.
3. Указание количества груза. В путевом листе должно быть указано точное количество груза, которое перевозится. Это поможет избежать ошибок при погрузке и разгрузке груза.
4. Указание маршрута перевозки. В путевом листе должен быть указан маршрут перевозки, а также все остановки, которые планируются во время перевозки. Это поможет контролировать перемещение груза и своевременно реагировать на любые непредвиденные обстоятельства.
5. Указание информации о транспортном средстве и его водителе. В путевом листе должна быть указана информация о транспортном средстве, такая как номер, марка, грузоподъемность и другие характеристики, а также о водителе, который будет осуществлять перевозку.
6. Подпись и печать. Путевой лист должен быть подписан и заверен печатью транспортной компании, которая осуществляет перевозку.
Важно отметить, что при перевозке опасных грузов класса 1 путевой лист должен быть составлен в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов, таких как ДОПОГ и Европейские стандарты. Также необходимо учитывать особенности перевозки опасных грузов, такие как выбор правильного транспортного средства и оборудования, соблюдение правил погрузки и разгрузки, а также использование специального оборудования и материалов в случае аварийных ситуаций.
Транспортная накладная
Транспортная накладная – это официальный документ, который содержит информацию о перевозке опасных грузов. При оформлении накладной необходимо учитывать ряд особенностей, которые связаны с перевозкой грузов класса 1.
Во-первых, необходимо указать точное название груза, его класс опасности и соответствующий номер ООН. Также следует указать количество груза и его упаковку. Это поможет обеспечить безопасную перевозку груза и предотвратить возможные аварии.
Во-вторых, необходимо указать точное местоположение груза на транспортном средстве. Это может включать в себя указание номера контейнера, номера вагона, номера танка или других средств перевозки.
В-третьих, важно указать точный маршрут перевозки груза. Это должно включать в себя начальную и конечную точки маршрута, а также все остановки, которые будут сделаны во время перевозки.
В-четвертых, необходимо указать информацию о транспортном средстве и водителе. Это может включать в себя номер транспортного средства, имя и контактную информацию водителя.
Наконец, необходимо указать контактную информацию для аварийных случаев. Это может включать в себя номер телефона компании, ответственной за перевозку, и номер телефона экстренных служб.
При оформлении транспортной накладной для перевозки опасных грузов класса 1 необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности. Это поможет обеспечить безопасную перевозку груза и предотвратить возможные аварии. Кроме того, следует убедиться, что все данные, указанные в накладной, являются точными и соответствуют международным и национальным правилам и нормам.
Разрешительная система
Разрешительная система при перевозках грузов класса 1 включает в себя получение необходимых разрешений и сертификатов на перевозку опасных грузов. Эти разрешения выдаются компетентными органами в соответствии с международными и национальными правилами и требованиями.
Во многих странах разрешительная система при перевозках грузов класса 1 основывается на системе классификации опасных грузов, которая определяет категории опасности в зависимости от свойств груза. Каждая категория опасности требует соответствующих разрешений и сертификатов на перевозку.
Также при перевозке грузов класса 1 необходимо учитывать международные и национальные правила и требования, которые определяют условия перевозки опасных грузов. Например, такие правила как ADR в Европе и DOT в США регулируют перевозку опасных грузов на дорогах и требуют соответствующих разрешений и сертификатов.
Кроме того, разрешительная система при перевозке грузов класса 1 также включает в себя получение разрешений на транзит через территории других стран и регионов. Эти разрешения выдаются соответствующими органами и требуют предоставления детальной информации о грузе и маршруте перевозки.
Скорость движения
Скорость движения транспорта – важный фактор, который может повлиять на безопасность перевозки опасных грузов класса 1. При транспортировке таких грузов необходимо соблюдать определенные скоростные режимы, чтобы уменьшить риск аварий и минимизировать возможные последствия.
Как правило, скоростные режимы для транспортировки опасных грузов класса 1 устанавливаются законодательством и могут варьироваться в зависимости от типа груза, характеристик транспортного средства и условий дорожного движения.
В России, например, максимальная скорость движения транспорта, перевозящего опасные грузы класса 1, обычно ограничивается на уровне 40 км/ч. Однако, в зависимости от конкретных условий, скоростной режим может быть увеличен или уменьшен.
Важно отметить, что соблюдение скоростных режимов – это необходимое, но недостаточное условие для обеспечения безопасности перевозки опасных грузов класса 1. Кроме того, необходимо соблюдать другие правила и требования, которые могут варьироваться в зависимости от конкретных условий.
Например, при перевозке опасных грузов класса 1 необходимо соблюдать определенные правила по размещению груза на транспортном средстве, использованию специального оборудования и средств защиты, а также прохождению обязательных процедур контроля и проверки.
Также важно учитывать, что скорость движения транспорта, перевозящего опасные грузы класса 1, может зависеть от конкретных условий дорожного движения, таких как погодные условия, наличие других транспортных средств на дороге, наличие препятствий и т.д.
Маршрут движения
При выборе маршрута для перевозки опасных грузов класса 1 необходимо учитывать множество факторов, включая тип груза, характеристики транспортного средства и условия дорожного движения.
Один из ключевых аспектов, который следует учитывать при выборе маршрута, это наличие опасных зон на маршруте движения, таких как зоны повышенной опасности, где возможно наличие других опасных грузов, взрывоопасных объектов, объектов химической промышленности и т.д.
Также необходимо учитывать возможность возникновения аварий на дороге, наличие ограничений по движению транспорта на определенных участках дороги, наличие препятствий на маршруте движения (мостов, тоннелей и т.д.).
При выборе маршрута необходимо также учитывать наличие специальных объектов и учреждений, которые могут быть полезными в случае возникновения аварии или другой чрезвычайной ситуации. К таким объектам можно отнести пункты технической помощи, медицинские учреждения, пункты пожарной охраны и т.д.
Не менее важно учитывать наличие дополнительных требований и правил, которые могут быть установлены законодательством и другими нормативными актами. К таким требованиям можно отнести ограничения на время движения транспорта, необходимость использования специальных маршрутов, наличие сопровождающего транспорта и т.д.
Если на транспортную операцию, на которую распространяются положения ДОПОГ, распространяются также (на части маршрута или на всем маршруте) положения какой-либо международной конвенции, регулирующей перевозку опасных грузов другим видом транспорта, кроме автомобильного, в силу положений этой конвенции, которые распространяют ее действие на некоторые автомобильные перевозки, то положения этой международной конвенции применяются на данном маршруте одновременно с теми положениями ДОПОГ, которые не противоречат им; другие положения ДОПОГ на данном маршруте не применяются.
При применении ограничений на проезд через автодорожные туннели транспортных средств, перевозящих опасные грузы, компетентный орган относит автодорожный туннель к одной из категорий туннелей, определенных в пункте 1.9.5.2.2. Должны учитываться характеристики туннеля, оценка рисков, включая наличие и пригодность альтернативных маршрутов движения и видов транспорта, и соображения, связанные с управлением движением. Один и тот же туннель может быть отнесен к более чем одной категории туннелей, например в зависимости от времени суток или дня недели и т. д.
Дорожные знаки и сигналы, предназначенные для запрещения движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы, через автодорожные туннели, должны устанавливаться в месте, в котором возможен выбор альтернативных маршрутов движения.
Обязанности водителя
1.4.1 Общие меры безопасности
1.4.1.1 Участники операций по перевозке опасных грузов должны принимать надлежащие меры безопасности в зависимости от характера и масштаба предполагаемой опасности с целью избежать ущерба и травм и, при необходимости, свести их к минимуму. В любом случае они должны соблюдать требования ДОПОГ в своей соответствующей сфере деятельности.
1.4.1.2 Если создается прямая угроза для общественной безопасности, участники перевозки должны незамедлительно уведомить об этом аварийно-спасательные службы и предоставить информацию, которая необходима этим службам для принятия соответствующих мер.
1.4.1.3 В ДОПОГ могут уточняться некоторые обязанности, возлагаемые на различных участников перевозки. Если Договаривающаяся сторона считает, что это не приведет к снижению уровня безопасности, она может в рамках своего национального законодательства возложить обязанности, установленные для какого-либо конкретного участника перевозки, на другого или других участников при условии выполнения обязанностей, предусмотренных в разделах 1.4.2 и 1.4.3.
Эти отступления должны сообщаться Договаривающейся стороной секретариату Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, который доведет их до сведения Договаривающихся сторон. Требования разделов 1.2.1, 1.4.2 и 1.4.3, касающиеся определений участников перевозки и их соответствующих обязанностей, не препятствуют действию положений национального законодательства в отношении юридических последствий (последствий уголовного характера, ответственности и т. д.), вытекающих из того, что соответствующий участник является, например, юридическим лицом, лицом, работающим по самонайму, работодателем или работником.
Перед тем, как начать перевозку, водитель должен проверить, что его транспортное средство соответствует требованиям для перевозки опасных грузов класса 1. Это включает в себя наличие необходимых документов, таких как сертификат соответствия, а также правильное оборудование, такое как огнетушители и аптечки первой помощи.
Кроме того, водитель должен быть хорошо обучен в области перевозки опасных грузов и знать, как правильно обращаться с грузом. Он должен знать, какие грузы могут быть перевезены вместе, а какие не могут, а также какие меры безопасности следует принимать в случае аварии или несчастного случая.
Во время перевозки, водитель должен следить за грузом и убедиться, что он находится в безопасном состоянии. Он должен убедиться, что груз правильно упакован и защищен от воздействия внешних факторов, таких как вибрация и температурные изменения.
Водитель должен также следить за дорожной обстановкой и соблюдать все правила дорожного движения. Он должен держать безопасное расстояние от других транспортных средств и не использовать мобильные устройства во время езды.
Если возникает необходимость использования огнетушителя, водитель должен знать, какой тип огнетушителя использовать для тушения пожара, вызванного опасным грузом класса 1, а также как использовать огнетушитель правильно и безопасно.
В случае аварии или несчастного случая, водитель должен немедленно вызвать экстренные службы и следовать инструкциям по безопасности. Он должен также сообщить о случившемся своей компании и организации, ответственной за перевозку опасных грузов.