Водитель внедорожных мототранспортных средств
Методы контроля и нормы допустимой токсичности отработавших газов
Дымность отработавших газов оценивается по оптической плотности отработавших газов, которая представляет собой количество света, поглощенного частицами сажи и другими светопоглощающими дисперсными частицами, содержащимися в газах. Она определяется по шкале прибора АВТОТЕСТ-01 СО-СН-Т-Д — компактного газоанализатора-дымомера (СО, СН, мин-1, дымность); он представляет собой два прибора в одном, где установлены жидкокристаллические индикаторы с подсветкой, диапазоны измерений: 0—10% СО, 0—5000 ppm СН, 0—10000 мин-1, 0—10 м-|/0—100% дымность (рис. 4.1, а),
или МД-01 — измерителя дымности отработавших газов дизельных двигателей, который работает по принципу просвечивания мерного объема газа. Состоит из оптического блока с рабочей камерой и пульта управления с 4-строчным дисплеем. Выводит протокол измерений на встроенный в пульт принтер и разъем RS-232 для связи с компьютером. Установка нуля и обработка результатов измерений автоматизированы. Эффективная длина просвечивания — 0,43 м. Диапазон измерений 0-10 м-‘/О-ЮО % (рис. 4.1, б). МЕТА-01 MII.01-RS232 – портативный цифровой дымомер с выходом на ПК и принтер (см. рис. 4.1). Этот прибор удобен при труднодоступных системах выпуска отработавших газов. Состоит из приборного блока и оптического датчика. Диапазон измерений: 0—10 м_1/0—100 %. Универсальное электропитание: 12 В, 220 В, и автономно от аккумулятора напряжением 9 В (рис. 4.1, в). ДО-1 — дымомер для экспресс-контроля отработавших газов дизельных двигателей. Работает по принципу просвечивания мерного объема газа. Состоит из оптического детектора (формирование и просвечивание потока газа) и измерителя со стрелочным индикатором. Шкала прибора линейная (в %). Для перевода в абсолютные
Рис. 4.1. Приборы для измерения дымности дизельных двигателей: а – АВТОТЕСТ-01 СО-СН-Т-Д; б – МД-01; в – МЕТА-01 Mn.01-R.S232; г – ДО-1; 1 — газоотборники; 2 — измерители со стрелочным индикатором; 3 — аккумулятор значения (м“‘) приведен график. Эффективная длина просвечивания 0,43 м, диапазон измерений 0—100%, электропитание 12 В и 220 В или 24 В и 220 В.
Отбор исследуемых газов осуществляется с помощью газоот- борника 1. Измерение дымности проводится в двух режимах работы двигателя — на холостом ходу и свободного ускорения до максимальной частоты вращения вала. Температура отработавших газов не должна быть ниже 70 °С. Дымность отработавших газов у автомобилей КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ и их модификаций в режиме свободного ускорения не должна превышать 40 %, а на максимальной частоте вращения — 15 %.
Таблица 4.1. Влияние технического состояния двигателя и автомобиля на расход топлива и токсичность ОГ*
Изменение параметра | Увеличение относительно нормы, % | ||
расход топлива | выброс СО | выброс СХНУ | |
Увеличение пропускной способности главных жиклеров на 10 % | 6—7 | 45 | 9 |
Повышение уровня в поплавковой камере на 4 мм | 2—4 | 36—40 | 2 |
Неплотности посадки клапана экономайзера | 20 | 100—500 | 20 |
Преждевременное включение клапана экономайзера | 15—17 | 200 | 25 |
Засорение воздушного фильтра | 9—10 | 150—200 | 130—190 |
Неправильная регулировка системы холостого хода | 30—35 | 500 | 100—150 |
Отклонение зазора в контактах прерывателя на 0,2 мм от нормы | 7—8 | 0 | 200—300 |
Отклонение зазора в свечах на 0,2 мм от нормы | 3—5 | 0 | 300 |
Отказ одной свечи зажигания | 20—30 | 0 | 500—900 |
Отклонение угла опережения зажигания на 1° | 0,3—1,0 | 0 | 10 |
Отклонение зазоров в клапанном механизме на 0,2 мм от нормы | 7—8 | 7 | 80 |
Нарушение регулировки ТНВД дизельных двигателей | 5—25 | 5—50 | 5—25 |
Неисправность форсунок | 10—20 | 25—50 | 50—100 |
Изменение параметра | Увеличение относительно нормы, % | ||
расход топлива | выброс СО | выброс СХНУ | |
Неправильная затяжка подшипников ступиц колес | 6—7 | 10 | 50 |
Неправильная затяжка подшипников редуктора заднего моста | 7 | 10 | 50 |
Снижение давления в шинах на 10—15 % от нормы | 8 | 50 | 20 |
Отклонение схождения колес на 1 мм от нормы | 3—4 | — | — |
Снижение температуры охлаждающей жидкости в двигателе на 10 °С | 2—3 |
* ОГ — отходящие газы (по данным НПО «Экосистема» и др.).
В 1992 г. Россия присоединилась к международному Соглашению по экологическим требованиям Правил ЕЭК ООН, что создало правовую основу для контроля по их выполнению со стороны государства.
В табл. 4.2 приведены нормы на содержание основных вредных веществ в отработавших газах.
Таблица 4.2. Нормы содержания вредных веществ в отработавших газах, г/(кВт ч)
Правила ЕЭС | Год введения | N0 | СО | СН | Твердые частицы |
ECR R 49.00 | 1982 | 18 | 14 | 3,5 | Не регламентировано |
Евро-0 | 1988 | 14,4 | 11,2 | 2,5 | То же |
Евро-1 | 1993 | 8 | 4,5 | 1,1 | 0,36 |
Евро-2 | 1996 | 7 | 4 | 1,1 | 0,15 |
Евро-3 | 2000 | 5,0 | 2,0 | 0,6 | 0,1 |
В России также принят ряд законов, направленных на усиление охраны окружающей среды и ужесточение контроля по их исполнению.
Закон Российской Федерации об охране окружающей среды принят и введен в действие в декабре 1991 г. Закон состоит из 15 разделов и 94 статей.