Водительская категория А3
Ведущие мосты внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров на колесном и на гусеничном ходу
Ведущие мосты внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров на колесном и на гусеничном ходу. Главная передача. Дифференциал и валы ведущих колес. Автоматическое подключение ведущих мостов. Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов тракторов, их марки. Особенности эксплуатации ведущих мостов в условиях низких температур
Ведущие мосты являются ключевыми компонентами трансмиссионной системы внедорожных автотранспортных средств, включая как колесные, так и гусеничные машины. Они обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя на колеса или гусеничные ленты, что критично для обеспечения проходимости и маневренности в сложных условиях эксплуатации. В этой лекции мы рассмотрим устройство и функционирование ведущих мостов, их элементы, автоматическое подключение, масла для их смазывания и особенности эксплуатации в условиях низких температур.
1. Ведущие мосты внедорожных автотранспортных средств
1.1. Назначение и устройство
Ведущий мост передает крутящий момент от трансмиссии на колеса или гусеничные ленты, обеспечивая движение и сцепление транспортного средства с поверхностью.
- Колесные мосты
- Корпус моста: Обычно выполнен из прочного чугунного или стального сплава, в нем размещаются все внутренние механизмы моста.
- Главная передача: Состоит из главной шестерни и шестерни на валу, которые изменяют направление вращения и передаточное отношение.
- Дифференциал: Разделяет крутящий момент между ведущими колесами, позволяя им вращаться с разной скоростью при поворотах.
- Валы ведущих колес: Передают крутящий момент от дифференциала к колесам.
- Гусеничные мосты
- Гусеничные ленты: Заменяют колеса и передают крутящий момент на поверхность через гусеничные цепи.
- Передача и дифференциал: Устройство аналогично колесному мосту, но с учетом особенностей гусеничного привода.
- Гусеничный редуктор: Уменьшает скорость вращения и увеличивает крутящий момент для передачи на гусеничные ленты.
1.2. Принцип работы
- Главная передача
- Принцип работы: Передает крутящий момент от карданного вала на дифференциал, изменяя направление вращения под углом 90 градусов и изменяя передаточное отношение.
- Дифференциал
- Принцип работы: Позволяет ведущим колесам вращаться с разной скоростью, что важно при поворотах. Внутри дифференциала находятся планетарные шестерни, которые распределяют крутящий момент между колесами.
- Валы ведущих колес
- Принцип работы: Передают крутящий момент от дифференциала непосредственно на колеса или гусеничные ленты.
2. Автоматическое подключение ведущих мостов
Автоматическое подключение ведущих мостов позволяет улучшить сцепление и проходимость в сложных условиях без необходимости вручную переключать режимы привода.
2.1. Принцип работы
- Электронные системы
- Принцип работы: Электронные датчики и управляющие модули автоматически активируют ведущие мосты при обнаружении скольжения или ухудшении сцепления колес с дорогой.
- Гидравлические системы
- Принцип работы: Используют гидравлические устройства для автоматического включения и выключения ведущих мостов в зависимости от условий дороги и нагрузки на колеса.
- Механические системы
- Принцип работы: Включают механизмы, которые автоматически подключают ведущие мосты при необходимости, основываясь на показаниях датчиков или манипуляциях водителя.
2.2. Преимущества
- Улучшенная проходимость: Автоматическое подключение обеспечивает лучшее сцепление и проходимость в сложных условиях.
- Удобство эксплуатации: Уменьшает необходимость ручного переключения, что повышает комфорт и безопасность.
3. Масла для смазывания ведущих мостов тракторов
3.1. Характеристики масел
Масла для ведущих мостов должны обладать следующими характеристиками:
- Защита от износа
- Масло должно обеспечивать надежную защиту шестерен и подшипников от износа.
- Термостойкость
- Способность выдерживать высокие температуры и предотвращать окисление.
- Вязкость
- Должна сохранять стабильную вязкость при различных температурах для обеспечения надежной работы.
3.2. Примеры марок масел
- API GL-5
- Примеры марок:
- Castrol Axle EPX 80W-90: Универсальное масло для ведущих мостов, обеспечивающее отличную защиту от износа и окисления.
- Mobil Delvac Gear Oil 80W-90: Предназначено для тяжелых условий эксплуатации, обеспечивая надежную защиту и долговечность.
- Примеры марок:
- Синтетические масла
- Примеры марок:
- Red Line Heavy ShockProof Gear Oil: Высококачественное синтетическое масло для экстремальных условий эксплуатации, обеспечивающее отличную защиту от износа.
- Amsoil Severe Gear 75W-90: Синтетическое масло с превосходными защитными свойствами и низкотемпературной текучестью.
- Примеры марок:
3.3. Выбор масла
При выборе масла для смазывания ведущих мостов важно учитывать спецификации производителя транспортного средства, условия эксплуатации и рекомендации по вязкости и типу масла.
4. Особенности эксплуатации ведущих мостов в условиях низких температур
4.1. Влияние низких температур
- Загустение масла
- При низких температурах масла становятся более густыми, что может затруднить работу ведущих мостов и увеличить износ.
- Проблемы с переключением
- Низкие температуры могут затруднить автоматическое подключение ведущих мостов и переключение режимов привода.
4.2. Рекомендации по эксплуатации
- Использование зимних масел
- Примеры: Mobil 1 Synthetic Gear Lube 75W-90, Castrol Syntrax Universal 75W-90. Эти масла сохраняют свою текучесть при низких температурах и обеспечивают надежную работу системы.
- Предпусковой прогрев
- Перед началом движения дайте транспортному средству поработать на холостом ходу для прогрева масла и его разжижения.
- Регулярное обслуживание
- Проверяйте уровень и состояние масла, особенно перед наступлением холодного сезона, и заменяйте его при необходимости.
- Проверка систем
- Убедитесь в исправности автоматических систем подключения ведущих мостов и механических элементов перед началом эксплуатации в зимний период.