Водительская категория А3
Устройство ходовой части внедорожного автотранспортного средства
Устройство ходовой части внедорожного автотранспортного средства: колеса, назначение, особенности конструкции, способ установки, работа и причины возникновения неисправностей; шины, назначение, особенности конструкции, способ установки, работа и причины возникновения неисправностей; гусеничная ходовая система, назначение, особенности конструкции, место установки, работа и причины возникновения неисправностей
Ходовая часть внедорожного автотранспортного средства предназначена для передачи усилий двигателя на поверхность дороги и обеспечения устойчивого движения автомобиля в различных условиях, включая бездорожье. Ходовая часть включает в себя колеса, шины и, в некоторых случаях, гусеничную систему. Важные элементы конструкции, такие как подвеска и амортизаторы, также играют значительную роль, однако в этой лекции основное внимание будет уделено колесам, шинам и гусеничным системам.
Колеса внедорожного автотранспортного средства
Назначение
Колеса являются ключевыми элементами ходовой части и служат для передачи крутящего момента на грунт, обеспечения сцепления и поддержки транспортного средства. Они играют критическую роль в проходимости автомобиля, особенно на пересеченной местности, где дороги могут отсутствовать.
Особенности конструкции
Колеса внедорожного автомобиля отличаются от колес обычных автомобилей по нескольким критериям:
- Диаметр и ширина: Колеса внедорожников имеют больший диаметр и ширину, что увеличивает пятно контакта с поверхностью и улучшает сцепление на мягких грунтах, таких как грязь или песок.
- Материалы: Ободы колес часто изготавливаются из прочных металлов (алюминий или сталь) для выдерживания больших нагрузок и ударов. Стальные ободы, как правило, тяжелее, но лучше сопротивляются деформации.
- Спицевые и монолитные конструкции: Колеса могут иметь спицевые (для лучшей деформации при ударах) или монолитные (для большей прочности) конструкции в зависимости от условий эксплуатации.
Способ установки
Колеса устанавливаются на ступицы осей с помощью болтов или гаек. Внедорожные автомобили могут иметь усиленные ступицы и элементы крепления для предотвращения повреждений от повышенных нагрузок на бездорожье.
- Центровка и балансировка: Правильная центровка и балансировка колес критичны для предотвращения вибраций и износа, особенно при движении на высоких скоростях или по неровной местности.
- Система крепления: Внедорожные автомобили могут иметь усиленные или быстроразъемные системы крепления для облегчения замены колес в полевых условиях.
Работа
Колеса передают вращающий момент от двигателя через трансмиссию и мосты на поверхность дороги. Они также обеспечивают адекватное сцепление с дорогой и поддержание маневренности автомобиля даже на сложных участках местности.
Причины возникновения неисправностей
- Износ подшипников ступиц: Это может привести к вибрации, шуму и, в крайнем случае, разрушению колеса.
- Деформация обода: Это может произойти из-за ударов о камни, ямы или другие препятствия. Деформация обода может привести к потере герметичности шин и снижению управляемости.
- Повреждение элементов крепления: Болты или гайки могут ослабнуть или сломаться, что может привести к откручиванию колеса.
Шины внедорожного автотранспортного средства
Назначение
Шины являются основным элементом, обеспечивающим сцепление с дорогой и поглощение ударов. Внедорожные шины имеют особые характеристики, которые позволяют автомобилю уверенно двигаться по пересеченной местности, в том числе по грязи, снегу, песку и каменистым дорогам.
Особенности конструкции
- Протектор: Внедорожные шины имеют глубокий, агрессивный протектор, состоящий из крупных блоков и канавок. Этот протектор помогает улучшить сцепление на грязевых и каменистых дорогах, а также обеспечивает самоочистку от грязи и песка.
- Резиновая смесь: Резина таких шин отличается повышенной прочностью и стойкостью к проколам и порезам. Используются смеси, способные выдерживать большие механические нагрузки и воздействие агрессивных сред.
- Каркас и боковины: Шины для внедорожников имеют усиленные боковины для предотвращения повреждений от острых камней и других препятствий, а также многослойный каркас для увеличения прочности.
Способ установки
Шины устанавливаются на обод колеса, после чего накачиваются воздухом до рекомендованного производителем давления. Установка может производиться как вручную, так и с использованием специальных станков.
- Типы креплений: В зависимости от конструкции колеса, шины могут быть бескамерными или камерными. Бескамерные шины упрощают процесс монтажа и снижают риск внезапной потери давления при проколе.
- Давление в шинах: Регулирование давления важно для внедорожной эксплуатации. Пониженное давление может улучшить сцепление на мягких грунтах, однако слишком низкое давление может привести к повреждению шины.
Работа
Шины обеспечивают распределение веса автомобиля на поверхность земли, поглощают удары и неровности, а также помогают передавать крутящий момент на поверхность, обеспечивая тягу. Глубокий протектор и широкая площадь контакта шин с землей способствуют движению автомобиля по труднопроходимой местности.
Причины возникновения неисправностей
- Износ протектора: Это может произойти из-за неправильного давления в шинах, интенсивной эксплуатации на твердой поверхности или некорректной балансировки колес.
- Проколы и порезы: Внедорожные шины могут быть повреждены острыми предметами, такими как камни или корни деревьев.
- Разрушение боковины: При сильных ударах о твердые препятствия возможны повреждения боковины шины, что может привести к утечке воздуха и снижению ее долговечности.
Гусеничная ходовая система
Назначение
Гусеничная система используется на внедорожных транспортных средствах для обеспечения максимальной проходимости на самых сложных участках местности, таких как глубокий снег, болотистая местность или песчаные дюны. Гусеницы обеспечивают лучшее распределение массы автомобиля на большую площадь, что уменьшает давление на поверхность и предотвращает пробуксовку.
Особенности конструкции
Гусеничная система состоит из следующих элементов:
- Гусеницы: Представляют собой замкнутую ленту, изготовленную из резины, металла или комбинации этих материалов. Гусеницы оснащены грунтозацепами для улучшения сцепления с поверхностью.
- Катки и опорные ролики: Они поддерживают гусеницы, обеспечивая равномерное распределение нагрузки по их длине. Обычно катки бывают двух типов: поддерживающие (расположены сверху) и направляющие (расположены снизу).
- Ведущие и направляющие звездочки: Ведущие звездочки передают крутящий момент на гусеницы от трансмиссии, а направляющие звездочки обеспечивают корректное натяжение гусениц.
Место установки
Гусеничные системы устанавливаются на шасси автомобиля в качестве замены колес. Гусеницы могут быть установлены на всех осях автомобиля либо только на одной, в зависимости от конструкции транспортного средства и условий его эксплуатации.
Работа
Гусеничная система работает за счет вращения ведущих звездочек, которые передают крутящий момент на гусеницы. Это движение помогает транспортному средству преодолевать сложные участки местности, где колеса могли бы пробуксовывать или проваливаться в грунт.
Гусеницы позволяют распределять вес автомобиля на большую площадь, что снижает давление на грунт и предотвращает его разрушение. Это особенно важно на мягких или нестабильных поверхностях.
Причины возникновения неисправностей
- Разрывы и износ гусениц: Гусеницы могут повреждаться из-за интенсивной эксплуатации на каменистых поверхностях или при движении по асфальту. Износ и повреждение могут привести к разрыву гусеницы.
- Проблемы с натяжением гусениц: Если гусеницы ослаблены, они могут соскочить с катков и звездочек, что приведет к потере управляемости.
- Износ катков и звездочек: Постоянные нагрузки могут вызвать износ подшипников катков, что приведет к неравномерному распределению нагрузки на гусеницы и, как следствие, их повреждению.