Водительская категория А3
Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния
Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния; смазка крестовины; определение работоспособности главной передачи; проверка уровня масла в картере главной передачи; порядок замены масла в картере главной передачи
Карданная и главная передачи являются ключевыми компонентами трансмиссии любого полноприводного и внедорожного транспортного средства. Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки к ведущим мостам. Главная передача, в свою очередь, передает крутящий момент от карданного вала на колеса, увеличивая его для эффективного движения транспортного средства. Эти узлы работают в условиях повышенных нагрузок, особенно при эксплуатации в сложных дорожных условиях. Регулярный осмотр, смазка и замена масла помогают поддерживать их работоспособность и увеличивать срок службы.
1. Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния
1.1. Строение карданной передачи
Карданная передача состоит из следующих основных компонентов:
- Карданные валы (передний и задний).
- Шарниры равных угловых скоростей (крестовины или шарниры карданных валов).
- Скользящие шлицевые соединения.
- Опорные подшипники (промежуточные опоры, если предусмотрены конструкцией).
1.2. Задачи осмотра карданной передачи
Осмотр карданной передачи необходим для выявления признаков износа, повреждений или деформации. Нарушения в работе карданного вала могут приводить к вибрациям, шумам, снижению эффективности передачи крутящего момента и даже к аварийным ситуациям.
1.3. Процедура осмотра карданной передачи
- Визуальный осмотр карданного вала:
- Проверьте карданный вал на наличие трещин, деформаций или других механических повреждений. Особое внимание обратите на сварные швы и места крепления.
- Осмотрите защитные чехлы на крестовинах и шлицевых соединениях на наличие повреждений или следов утечек смазки.
- Осмотр крестовин:
- Проверьте крестовины на наличие люфтов. Для этого возьмите карданный вал руками и попытайтесь покачать его в местах соединения с крестовинами. Наличие люфтов может свидетельствовать об износе подшипников крестовин или самих крестовин.
- Проверьте крестовины на наличие трещин и следов коррозии.
- Осмотр шлицевых соединений:
- Проверьте шлицевые соединения на наличие зазоров и трещин. Зазоры могут вызвать вибрации и ухудшить работу трансмиссии.
- Проверка креплений и промежуточных опор:
- Проверьте состояние креплений карданного вала и промежуточных опор. Крепежные элементы не должны быть ослаблены, а резиновые втулки не должны иметь признаков износа или разрушения.
2. Смазка крестовины карданного вала
2.1. Зачем необходима смазка крестовины?
Крестовины карданного вала являются подвижными узлами, которые обеспечивают равномерное вращение валов под углом. В процессе эксплуатации крестовины подвержены трению и высокому давлению. Недостаток смазки приводит к повышенному износу подшипников и самому узлу, что может привести к поломке карданной передачи.
2.2. Периодичность смазки
Смазка крестовин должна выполняться регулярно, особенно при эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности, грязи или при интенсивной нагрузке на трансмиссию. Обычно смазку выполняют каждые 10 000 км пробега или чаще при тяжелых условиях эксплуатации.
2.3. Процедура смазки крестовины
- Подготовка:
- Поднимите автомобиль на подъемнике или установите на ровной поверхности и зафиксируйте его, обеспечив доступ к карданному валу.
- Выбор смазки:
- Используйте специальную густую смазку для крестовин на основе лития или молибдена, которая устойчива к высоким нагрузкам и защищает от коррозии.
- Процесс смазки:
- Найдите пресс-масленку на крестовине карданного вала.
- Используйте шприц для смазки и введите смазку в крестовину до тех пор, пока старая смазка не выйдет из соединения. Это свидетельствует о том, что смазка полностью заполнила узел.
- Повторите процедуру для всех крестовин в карданной передаче.
3. Определение работоспособности главной передачи
3.1. Функции главной передачи
Главная передача состоит из ведущей и ведомой шестерен, которые увеличивают крутящий момент и передают его на полуоси ведущих колес. Исправность главной передачи напрямую влияет на эффективность движения автомобиля, особенно в условиях внедорожной эксплуатации.
3.2. Признаки неисправности главной передачи
- Шумы и стуки:
- Посторонние шумы (гул, скрежет) из области моста или дифференциала могут свидетельствовать об износе подшипников или шестерен главной передачи.
- Вибрации:
- Вибрации, особенно при движении на высокой скорости или при резком разгоне, могут указывать на проблемы с шестернями главной передачи или дисбаланс карданного вала.
- Проблемы с передачей крутящего момента:
- Неровное или прерывистое движение автомобиля, особенно при наличии буксования, может быть связано с износом или повреждением главной передачи.
4. Проверка уровня масла в картере главной передачи
4.1. Значение масла в главной передаче
Масло в картере главной передачи выполняет роль смазки и охлаждения для шестерен и подшипников. Низкий уровень масла или его загрязнение могут привести к повышенному трению, износу и перегреву узлов главной передачи.
4.2. Процедура проверки уровня масла
- Подготовка:
- Автомобиль должен находиться на ровной поверхности.
- Перед проверкой уровня масла автомобиль должен быть прогрет до рабочей температуры, чтобы масло стало текучим.
- Процесс проверки:
- Найдите контрольную пробку на картере главной передачи. Обычно она располагается сбоку на корпусе дифференциала или главной передачи.
- Открутите контрольную пробку с помощью ключа.
- Уровень масла должен быть на уровне нижнего края заливного отверстия. Если масло не достигает этого уровня, его необходимо долить.
5. Порядок замены масла в картере главной передачи
5.1. Когда менять масло в главной передаче?
Замена масла в картере главной передачи необходима каждые 40 000 – 60 000 км или через каждые 2-3 года в зависимости от условий эксплуатации. При интенсивной внедорожной эксплуатации или частом движении в условиях повышенной влажности замена масла может потребоваться чаще.
5.2. Процедура замены масла
- Подготовка:
- Установите автомобиль на ровную поверхность и зафиксируйте его. Подготовьте емкость для слива масла и ключи для откручивания пробок.
- Прогрейте автомобиль для разжижения масла.
- Слив старого масла:
- Найдите сливную пробку на нижней части картера главной передачи.
- Подставьте емкость для сбора масла и открутите сливную пробку. Дождитесь полного слива масла.
- После слива старого масла проверьте состояние масла: наличие металлической стружки или темный цвет могут свидетельствовать о необходимости замены масла и возможных проблемах с износом главной передачи.
- Залив нового масла:
- Закрутите сливную пробку на место и убедитесь, что она герметична.
- Через контрольное отверстие начните заливать новое масло, контролируя его уровень.
- Залейте масло до тех пор, пока оно не начнет вытекать через контрольное отверстие, что означает достижение необходимого уровня.
- Проверка после замены:
- После замены масла закрутите все пробки и очистите место работы от возможных подтеков.
- Проверьте работоспособность главной передачи на дороге, прислушиваясь к шумам или вибрациям.